Рейтинг@Mail.ru
Дом сбежал: как здания передвигают, вместо того чтобы сносить - Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дом сбежал: как здания передвигают, вместо того чтобы сносить

Читать в
В эпоху советской индустриализации в 1930-е годы страна развивалась стремительно, наращивалось производство, строились дороги, менялся облик городов. В Москве тогда и вовсе происходили фантастические вещи – дома перевозили с места на место. Однако опыт это не только отечественный: впервые двигать целые дома догадались ещё в средневековой Европе.

В эпоху советской индустриализации в 1930-е годы страна развивалась стремительно, наращивалось производство, строились дороги, менялся облик городов. В Москве тогда и вовсе происходили фантастические вещи — дома перевозили с места на место. Однако опыт это не только отечественный: впервые двигать целые дома догадались ещё в средневековой Европе.

Упражнения древности

Переезд целого здания, которое весит десятки тысяч тонн, воспринимается действительно как нечто невероятное. Однако на самом деле технология совсем не фантастическая, а даже архаическая: перенос зданий напоминает перемещение громадных каменных глыб, из которых и построены египетские пирамиды, британский Стоунхендж, статуи на острове Пасхи и так далее.

Технология передвижения домов заключается в следующем: на уровне фундамента здание обрамляется бандажем (рамой), который закрепляется по диагонали, затем дом как бы "срезается", поднимается на домкратах, ставится на рельсы и передвигается по ним, рассказывает генеральный директор архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин.

Синодальная типография (Печатный двор) и Никольская улица. Москва, начало XX века
Прогулка сквозь века: как с годами менялись главные улицы Москвы

С помощью подобных инженерных приемов еще в середине XV века в итальянской Болонье на 13 метров была передвинута колокольня церкви Санта Мария Маджоре — чтобы выстроить на ее месте новое здание городской администрации. Средневековые инженеры воспользовались полозьями, системой блоков и воротов.

Это было довольно сложное и даже авантюрное мероприятие. После переезда колокольни, вес которой составлял около тысячи тонн, архитектор Ридольфо Аристотель Фиораванти, разработавший проект, прославился на всю Италию, был назначен старшиной ложи каменщиков и получил пожизненное обеспечение. Прославленного архитектора приглашали в разные города, в том числе и в Москву, где он выстроил Успенский собор в Кремле.

На пути к прогрессу

Несмотря на то, что перемещение зданий — дело вполне реальное, после случая в Болонье упоминаний о подобных мероприятиях нет вплоть до XIX века.

По легендам, чудесное перемещение церкви произошло в России, в городе Моршанске Тамбовской губернии. Местные предания гласят, будто крепостной плотник Дмитрий Петров помог горожанам в беде: на месте деревянной церкви собирались выстроить новую каменную, но жителям было очень жаль старое здание. Тогда плотник предложил перенести церковь на другое место, и ему это удалось, и для этого даже не понадобилось прекращать ее работу.

Есть и документальное подтверждение этого события: в донесении моршанского городничего тамбовскому губернатору говорится: "25 марта 1812 года совершена необычная в мире подвижка Покровской церкви. Крестьянин деревни Кольцово Рязанского уезда, крепостной помещицы Засецкой, передвинул церковь на новое место".

К середине ХIХ столетия в США началось практически массовые переезды зданий, причем не культовых, а обыкновенных небольших жилых домов. Происходило это из-за роста цен на земельные участки и масштабного строительства железных дорог.

Например, в штате Джорджия железнодорожные пути прокладывали в миле (примерно 1,6 километров) от городка Мак-Дону. Сначала жители поселения пытались добиться, чтобы дорога прошла ближе к их домам, но у них ничего не получилось. Тогда они перевезли свои дома.

Известен даже случай водной переправы домов. В штате Делавэр восемь трехэтажных домов для офицеров местного форта перевезли на баржах по реке на четыре с половиной мили от старого места.
В итоге в 1870 году в Нью-Йорке появилась компания, которая специализировалась на передвижке зданий.

Дом пропал c жильцами вместе!

Таким образом, США стали главными специалистами по перемещению домов. Именно поэтому в 1898 году российские инженеры обратились именно к американскому опыту в этой сфере, когда понадобилось переместить двухэтажный жилой дом на Каланчевской улице.

За год до этого началось расширение Николаевской железной дороги, и в зоне строительства оказался дом, принадлежавший владелице цементного завода Джейн Мак-Гилл. Тогда здание весом 1840 тонн, которое иначе бы снесли, переместили на 100 метров. Сегодня он по-прежнему стоит по адресу: Каланчевская, 32/61.

По прошествии более тридцати лет, уже в Советском союзе, началась целая эра передвижек зданий — после утверждения Генерального плана реконструкции столицы в 1935 году. Поскольку этот план предполагал расширение существующих дорог и проспектов, а также создание новых, понадобилось передвинуть несколько зданий, чтобы не сносить их.

 | Перейти в медиабанкВид на Московский Кремль и Большой Каменный мост через Москва-реку. 1948 год
Вид на Московский Кремль и Большой Каменный мост через Москва-реку. 1948 год

По информации официального сайта мэра Москвы, в 1936 году была даже создана специальная контора по перемещению домов, в ней работали специалисты Метростроя. В дальнейшем эту контору переименовали в Трест по разборке и перемещению зданий.

Сначала советские инженеры тренировались на небольших зданиях. Первым масштабным проектом стал переезд дома на улице Осипенко, ныне Садовническая, в 1937 году. Этот дом мешал строительству Краснохолмского моста.

Интересно, что уже начиная с этого дома жильцов при переезде даже не отселяли! Работа водопровода, водоотведения, электроснабжения, радио и телефона поддерживалась при помощи эластичных труб и кабелей. Дом прожил в добром здравии до 1967 года, пока в одной из квартир не произошел взрыв газа. До наших дней сохранилась одна его часть, на месте разрушенной стоит современное здание.

Один из самых знаменитых примеров "зданий-передвижников" — дом по адресу: Серафимовича, 5/6, который сдвинули, чтобы построить Большой Каменный мост. Этому событию посвящено стихотворение Агнии Барто "Дом переехал".

Гнездо "передвижников"

Но настоящим лидером по "путешествиям" домов стала Тверская улица, которую расширили, и большинство зданий потому переместили вглубь кварталов.

Один из самых ярких примеров — переезд здания Моссовета, сегодня здание Московской мэрии. Во-первых, это сооружение имеет довольно сложную конструкцию, во-вторых, перемещали его вместе с подвалом, поскольку в нем хранились документы государственной важности. По данным официального сайта мэра столицы, тогда часть сотрудников даже уволились, потому что боялись оказаться под грудой камней во время переезда. Но операция прошла успешно.

По словам Идиатулина, чтобы здание не разрушилось, передвижению предшествовала тщательная подготовка, которая могла длиться до года. Само передвижение дома иногда занимало неделю.

После Великой отечественной войны здания продолжали точечно передвигать вплоть до 1980-х годов. Так, в 1983 году прошла реконструкция старого здания МХАТа: здание было разрезано, и одна из частей передвинута, а в образовавшемся промежутке здание достроили. Это была последняя советская передвижка.

Современные преобразования

Так складывался привычный сегодня облик столицы — одного из самых эклектичных городов мира.

Сегодня практика передвижения зданий ушла в прошлое. "Раньше сам подход к градостроительству был иным, активно вторгались в городскую ткань, перелицовывали ее: прорубали проспекты, расширяли улицы, поэтому и двигали дома. Но сейчас градостроительная политика иная: мы больше думаем, как сохранить существующее, как деликатно работать в построенном городе. И это гораздо сложнее, требует более тонкого подхода", — поясняет Идиатулин.

Теперь, несмотря на масштабные работы по благоустройству улиц, максимально сохраняется их исторический облик, внешний вид зданий. На ту же Тверскую, например, вообще были возвращены исторические липы.
В рамках комплексного преобразования в Москве обновляются и расширяются тротуары на улицах — но не за счет переезда зданий, а за счет оптимизации ширины полос для автомобилей, что положительно сказывается на экологии, как и озеленение. Создаются и совершенно новые пешеходные зоны — на радость и горожанам, и уличным магазинам и кафе. В городе появляются велосипедные дорожки, новые парки и скверы, новые фонтаны, а также интересные арт-объекты.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала