Рейтинг@Mail.ru
Городские светила: как работают "умные" фонари в Москве - Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Городские светила: как работают "умные" фонари в Москве

© КГХНовый "умный" фонарь
Новый умный фонарь
Читать в
Столичный район Марьино захватывают новые "умные" фонари. Ходить и разговаривать они, правда, пока не умеют, зато складываться вдвое и регулировать яркость уже могут. Зачем такие светильники Москве и как они работают – читайте в репортаже сайта "РИА Недвижимость".

Столичный район Марьино захватывают новые "умные" фонари. Ходить и разговаривать они, правда, пока не умеют, зато складываться вдвое и регулировать яркость уже могут. Зачем такие светильники Москве и как они работают — читайте в репортаже сайта "РИА Недвижимость".

Проще простого

Работы по проверке освещения на детской площадке у дома 11 по Мячковскому бульвару в районе Марьино проходят незаметно для местных жителей. Не гудит громоздкая спецтехника, не возвышается над горками и качелями гидроподъемник. На месте — только три специалиста АО "Объединенная энергетическая компания" (ОЭК) в рабочих спецовках. Двое откручивают складную часть новой опоры освещения, еще один — мастер, — следит за процессом и ждет своей очереди. Несколько ловких движений, и фонарь под четким контролем рабочих легко сгибается пополам, на уровень глаз специалистов.

© КГХ, Наталия МакароваСпециалисты ОЭК опускают складной фонарь
Специалисты ОЭК опускают складной фонарь

Установка таких современных и легких в эксплуатации уличных светильников — часть комплексного благоустройства Москвы. На замену устаревшим бетонным опорам с натриевыми светильниками приходят новые складные и светодиодные.

По словам заместителя генерального директора, технического директора ОЭК Евгения Прохорова, цель компании — создать эталон приборов освещения дворовых территорий столицы.

"Мы хотим создать безопасную, качественную и комфортную городскую среду. Старые светильники во дворах было непросто обслуживать: здесь и автомобили паркуются, и жители с детьми гуляют, так просто на спецтехнике не подъедешь", — говорит Прохоров. Более того, отмечает он, время регламентных и ремонтных работ с использованием шумных инструментов приходилось согласовывать с жителями и управой района. На это уходило немало времени.

С установкой современных опор освещения жителям Марьино и специалистам ОЭК стало намного легче найти компромисс. Во дворах вместо старых бетонных фонарей появились 109 складывающихся светильников, обслуживать которые в разы проще.

© КГХ, Наталия МакароваПроверка освещения в районе Марьино
Проверка освещения в районе Марьино

"Благодаря складной конструкции, бригады легко опускают опору, выполняют регламентные работы и так же тихо поднимают светильник на место, не мешая ни жителям, ни машинам", — объясняет Прохоров.
По его словам, светодиодные светильники еще и экономичны. Они потребляют в два раза меньше электроэнергии, чем старые, а прослужат около 50 тысяч часов — то есть примерно 15 лет. При этом, подчеркивает Прохоров, общая освещенность двора не уменьшается, а остается на регламентированном уровне.

Уют и драгоценные камни: как создается ночной облик Москвы
© МоссветПоследние семь лет комплекс городского хозяйства Москвы создает в столице единую светоцветовую городскую среду по специальной программе. За это время уже сформировался уникальный образ ночного мегаполиса. Подсветка буквально каждого объекта, особенно если речь идет об архитектурных памятниках или знаковых современных сооружениях, продумана до мелочей – и все в рамках единой концепции.
Вид с высотки на Кудринской площади
Последние семь лет комплекс городского хозяйства Москвы создает в столице единую светоцветовую городскую среду по специальной программе. За это время уже сформировался уникальный образ ночного мегаполиса. Подсветка буквально каждого объекта, особенно если речь идет об архитектурных памятниках или знаковых современных сооружениях, продумана до мелочей – и все в рамках единой концепции.
1 из 9
© МоссветПо программе комплексного благоустройства города в центре Москвы начали устанавливать светильники, выполненные в классическом стиле: они имитируют фонари конца XIX – начала XX века.

Первые электрические фонари в Москве появились в 1880 году, тогда их делали по тому же принципу, что керосиновые или масляные, рассказывает историк архитектуры, старший научный сотрудник отдела "Пресня" ГЦМСИР Денис Ромодин. Стеклянные "короба", в которых зажигался огонь, а затем горело электричество, стояли на красивых чугунных опорах.

Со временем опоры стали делать гораздо выше – чтобы до электрических ламп не могли добраться воры и вандалы. Теперь в местах, где много пешеходов, город возвращается к эстетике прошлого.
Большая Никитская
По программе комплексного благоустройства города в центре Москвы начали устанавливать светильники, выполненные в классическом стиле: они имитируют фонари конца XIX – начала XX века.

Первые электрические фонари в Москве появились в 1880 году, тогда их делали по тому же принципу, что керосиновые или масляные, рассказывает историк архитектуры, старший научный сотрудник отдела "Пресня" ГЦМСИР Денис Ромодин. Стеклянные "короба", в которых зажигался огонь, а затем горело электричество, стояли на красивых чугунных опорах.

Со временем опоры стали делать гораздо выше – чтобы до электрических ламп не могли добраться воры и вандалы. Теперь в местах, где много пешеходов, город возвращается к эстетике прошлого.
2 из 9
© МоссветВ парках и скверах, которые предназначены для прогулок, тоже устанавливаются именно декоративные фонари – креативные или в историческом стиле, говорит начальник отдела эксплуатации и технического развития архитектурно-художественной подсветки и иллюминации ГУП "Моссвет" Александр Гузеватов.

При этом основная функция парковых фонарей – не только создание красоты, но и обеспечение безопасности граждан – освещение прогулочных дорожек в темное время суток, подчеркивает он.
Куркино парк
В парках и скверах, которые предназначены для прогулок, тоже устанавливаются именно декоративные фонари – креативные или в историческом стиле, говорит начальник отдела эксплуатации и технического развития архитектурно-художественной подсветки и иллюминации ГУП "Моссвет" Александр Гузеватов.

При этом основная функция парковых фонарей – не только создание красоты, но и обеспечение безопасности граждан – освещение прогулочных дорожек в темное время суток, подчеркивает он.
3 из 9
© МоссветИ в парках, и на улицах зачастую используются разные уровни освещения: высокие фонари – для автомагистралей, более низкие – для пешеходных тротуаров и дорожек, совсем низкие, декоративные – для красоты и дополнительного освещения. "Низкие светильники создают визуальный комфорт, своеобразный уют", – уточняет Гузеватов.
Вознесенский переулок
И в парках, и на улицах зачастую используются разные уровни освещения: высокие фонари – для автомагистралей, более низкие – для пешеходных тротуаров и дорожек, совсем низкие, декоративные – для красоты и дополнительного освещения. "Низкие светильники создают визуальный комфорт, своеобразный уют", – уточняет Гузеватов.
4 из 9
© МоссветС 1910 годов, когда стало активно развиваться электрическое освещение, появилась новая, "ночная" Москва, говорит Ромодин. Постепенно стали подсвечиваться не только улицы, но дома и другие сооружения, так сформировалось отдельное архитектурное направление – художественная подсветка зданий.

Сегодня в Москве подсвечиваются все исторические и важные с градостроительной точки зрения здания, причем исключительно в художественных целях: для освещения улиц применяются фонари, говорит Гузеватов.
Мясницкая
С 1910 годов, когда стало активно развиваться электрическое освещение, появилась новая, "ночная" Москва, говорит Ромодин. Постепенно стали подсвечиваться не только улицы, но дома и другие сооружения, так сформировалось отдельное архитектурное направление – художественная подсветка зданий.

Сегодня в Москве подсвечиваются все исторические и важные с градостроительной точки зрения здания, причем исключительно в художественных целях: для освещения улиц применяются фонари, говорит Гузеватов.
5 из 9
© Фото : МоссветСуществует два способа архитектурно-художественной подсветки сооружений. Первый – заливающее освещение, когда на здание направлены прожекторы с расстояния. Такой способ обеспечивает полное и равномерное освещение объекта, благодаря чему он выглядит точно так, как днем. "Этот метод применяется для исторических памятников и правительственных зданий: важно, чтобы в любое время суток сохранялся их привычный узнаваемый облик", – поясняет эксперт.

Второй способ – более распространенное локальное освещение, при котором светильники устанавливаются непосредственно на фасады зданий, и светом подчеркиваются архитектурные особенности сооружений, особо важные элементы.
Тверская улица
Существует два способа архитектурно-художественной подсветки сооружений. Первый – заливающее освещение, когда на здание направлены прожекторы с расстояния. Такой способ обеспечивает полное и равномерное освещение объекта, благодаря чему он выглядит точно так, как днем. "Этот метод применяется для исторических памятников и правительственных зданий: важно, чтобы в любое время суток сохранялся их привычный узнаваемый облик", – поясняет эксперт.

Второй способ – более распространенное локальное освещение, при котором светильники устанавливаются непосредственно на фасады зданий, и светом подчеркиваются архитектурные особенности сооружений, особо важные элементы.
6 из 9
© МоссветПосле 23:00 архитектурно-художественная подсветка жилых домов выключается, чтобы она не мешала людям спать. Это правило касается всех жилых домов, даже если они расположены на первой линии центральной столичной улицы. Стоит отметить, что подсвечиваются не все здания: как правило, освещаются только особо значимые объекты с градостроительной, архитектурной и исторической точек зрения.
Спиридоновка
После 23:00 архитектурно-художественная подсветка жилых домов выключается, чтобы она не мешала людям спать. Это правило касается всех жилых домов, даже если они расположены на первой линии центральной столичной улицы. Стоит отметить, что подсвечиваются не все здания: как правило, освещаются только особо значимые объекты с градостроительной, архитектурной и исторической точек зрения.
7 из 9
© МоссветПри подсветке мостов тоже используются принципы художественного освещения: подчеркиваются их архитектурные особенности, выделяются самые важные детали.

"Для мостов через Москву-реку и Яузу была выбрана едина концепция "ассоциативного подобия природным камням и самоцветам". Мы решили придать этим бетонным сооружениям "природный вид". Кроме того, поскольку мосты отражаются в воде, создается дополнительный образ, драгоценного камня под водой ", – рассказывает Гузеватов.
Крымский мост
При подсветке мостов тоже используются принципы художественного освещения: подчеркиваются их архитектурные особенности, выделяются самые важные детали.

"Для мостов через Москву-реку и Яузу была выбрана едина концепция "ассоциативного подобия природным камням и самоцветам". Мы решили придать этим бетонным сооружениям "природный вид". Кроме того, поскольку мосты отражаются в воде, создается дополнительный образ, драгоценного камня под водой ", – рассказывает Гузеватов.
8 из 9
© МоссветДля подсветки фонтанов применяются влагозащитные светильники, которые могут менять цвет в соответствии со специальной программой. Обычно освещение фонтанов управляется по определенному сценарию.
Пушкинская площадь
Для подсветки фонтанов применяются влагозащитные светильники, которые могут менять цвет в соответствии со специальной программой. Обычно освещение фонтанов управляется по определенному сценарию.
9 из 9
Последние семь лет комплекс городского хозяйства Москвы создает в столице единую светоцветовую городскую среду по специальной программе. За это время уже сформировался уникальный образ ночного мегаполиса. Подсветка буквально каждого объекта, особенно если речь идет об архитектурных памятниках или знаковых современных сооружениях, продумана до мелочей – и все в рамках единой концепции.
1 из 9
По программе комплексного благоустройства города в центре Москвы начали устанавливать светильники, выполненные в классическом стиле: они имитируют фонари конца XIX – начала XX века.

Первые электрические фонари в Москве появились в 1880 году, тогда их делали по тому же принципу, что керосиновые или масляные, рассказывает историк архитектуры, старший научный сотрудник отдела "Пресня" ГЦМСИР Денис Ромодин. Стеклянные "короба", в которых зажигался огонь, а затем горело электричество, стояли на красивых чугунных опорах.

Со временем опоры стали делать гораздо выше – чтобы до электрических ламп не могли добраться воры и вандалы. Теперь в местах, где много пешеходов, город возвращается к эстетике прошлого.
2 из 9
В парках и скверах, которые предназначены для прогулок, тоже устанавливаются именно декоративные фонари – креативные или в историческом стиле, говорит начальник отдела эксплуатации и технического развития архитектурно-художественной подсветки и иллюминации ГУП "Моссвет" Александр Гузеватов.

При этом основная функция парковых фонарей – не только создание красоты, но и обеспечение безопасности граждан – освещение прогулочных дорожек в темное время суток, подчеркивает он.
3 из 9
И в парках, и на улицах зачастую используются разные уровни освещения: высокие фонари – для автомагистралей, более низкие – для пешеходных тротуаров и дорожек, совсем низкие, декоративные – для красоты и дополнительного освещения. "Низкие светильники создают визуальный комфорт, своеобразный уют", – уточняет Гузеватов.
4 из 9
С 1910 годов, когда стало активно развиваться электрическое освещение, появилась новая, "ночная" Москва, говорит Ромодин. Постепенно стали подсвечиваться не только улицы, но дома и другие сооружения, так сформировалось отдельное архитектурное направление – художественная подсветка зданий.

Сегодня в Москве подсвечиваются все исторические и важные с градостроительной точки зрения здания, причем исключительно в художественных целях: для освещения улиц применяются фонари, говорит Гузеватов.
5 из 9
Существует два способа архитектурно-художественной подсветки сооружений. Первый – заливающее освещение, когда на здание направлены прожекторы с расстояния. Такой способ обеспечивает полное и равномерное освещение объекта, благодаря чему он выглядит точно так, как днем. "Этот метод применяется для исторических памятников и правительственных зданий: важно, чтобы в любое время суток сохранялся их привычный узнаваемый облик", – поясняет эксперт.

Второй способ – более распространенное локальное освещение, при котором светильники устанавливаются непосредственно на фасады зданий, и светом подчеркиваются архитектурные особенности сооружений, особо важные элементы.
6 из 9
После 23:00 архитектурно-художественная подсветка жилых домов выключается, чтобы она не мешала людям спать. Это правило касается всех жилых домов, даже если они расположены на первой линии центральной столичной улицы. Стоит отметить, что подсвечиваются не все здания: как правило, освещаются только особо значимые объекты с градостроительной, архитектурной и исторической точек зрения.
7 из 9
При подсветке мостов тоже используются принципы художественного освещения: подчеркиваются их архитектурные особенности, выделяются самые важные детали.

"Для мостов через Москву-реку и Яузу была выбрана едина концепция "ассоциативного подобия природным камням и самоцветам". Мы решили придать этим бетонным сооружениям "природный вид". Кроме того, поскольку мосты отражаются в воде, создается дополнительный образ, драгоценного камня под водой ", – рассказывает Гузеватов.
8 из 9
Для подсветки фонтанов применяются влагозащитные светильники, которые могут менять цвет в соответствии со специальной программой. Обычно освещение фонтанов управляется по определенному сценарию.
9 из 9

Фонарь с "мозгами"

Помимо эффективной конструкции, у новых светодиодных фонарей есть еще одна "фишка" — модуль индивидуального управления. Это — своеобразный бортовой компьютер для фонаря, внешне чем-то напоминающий лампочку. Начальник Управления автоматизированных систем управления наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки ОЭК Галина Ключникова уверяет: Марьино — первый район Москвы, в котором применятся эта технология концепции "умного города".

"Модуль — это небольшое устройство, которое крепится к корпусу светильника. Он контролирует работоспособность фонаря, наличие электроснабжения, яркость лампы. А самое главное, с помощью модуля наши специалисты в диспетчерском центре могут управлять освещением дистанционно: включать его и выключать, управлять световым потоком", — объясняет Ключникова, демонстрируя модуль.

© КГХ, Наталия МакароваГалина Ключникова показывает устройство модуля
Галина Ключникова показывает устройство модуля

Таким образом, устройство передает данные о состоянии каждого отдельного фонаря с установленным модулем в диспетчерский пункт. С помощью специальной программы диспетчер ОЭК может отслеживать работу световых опор дистанционно. Если что-то выйдет из строя, специалисты компании незамедлительно получать сигнал о поломке.

"Модуль ускоряет рабочий процесс, нам больше не нужно ждать заявки или телефонного звонка от жителя, если что-то перестает работать. Устройство позволяет повысить оперативность реагирования бригад и скорость ремонта", — добавляет Евгений Прохоров.

Модуль не только контролирует работу уличного фонаря, но и варьирует интенсивность освещения в зависимости от того, в какой функциональной зоне он стоит. Например, говорит Галина Ключникова, это касается детских и спортивных площадок в столичных дворах. С помощью модулей управлять можно как группами фонарей, так и каждым в отдельности.

"Мы можем создать удобный график дистанционного управления: с 00:00 до 01:00 снизить освещенность до 70 процентов, с 01:00 до 04:00 утра — до 50. Таким образом, мы дополнительно снижаем потребление электроэнергии еще на 10 процентов", — отмечает Ключникова.

© КГХ, Наталия МакароваСпециалисты ОЭК на плановых работах
Специалисты ОЭК на плановых работах

Такие графики, подчеркивает она, сейчас находятся в стадии разработки. Окончательно их внедрят в систему наружного освещения после оценки местных жителей и соответствующего распоряжения городских властей.

Всего в районе Марьино установлен 251 светодиодный фонарь, оснащенный модулем индивидуального освещения.

Не светом единым

В рамках реконструкции сети наружного освещения специалисты ОЭК не забыли и про эффект "чистого неба". В квартале, где идут работы, все воздушные кабели рабочие перекладывают под землю.

Обезьяна на проводах
Стальная паутина, или От чего спасла Москву кабельная канализация

"Мы создаем красивую и качественную среду. Все воздушные линии мы убираем под землю: кабели электроснабжения, вай-фай роутеров, камер охранного наблюдения, громкоговорителей", — говорит Евгений Прохоров.

лагодаря этим работам, надежность сети увеличивается, сама она становится компактнее. Кроме того, сохраняется местный ландшафт, жители во время прогулок могут вдоволь насладиться видом облаков, а не провисающих кабелей.

По итогам местные жители смогут оценить разницу в работе системы наружного освещения и высказать свои пожелания по ее дальнейшему развитию и применению, заключает Ключникова.

© КГХ, Наталия МакароваДетская площадка по Мячковскому бульвару в Марьино
Детская площадка по Мячковскому бульвару в Марьино
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала