Рейтинг@Mail.ru
Замки Москвы, которых на самом деле нет - Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Замки Москвы, которых на самом деле нет

Читать в
Как ни странно, но в Москве замков в привычном для всех понимании не строили. Даже Кремль – это все-таки крепость. Потому словосочетание "московские замки" – условное. Однако при виде некоторых столичных зданий с языка слетает: "Смотрите, какой замок". Так что же это на самом деле, разбираемся в нашей фотоленте.
© РИА Новости / Юрий Артамонов | Перейти в медиабанкВ XI-XII веках в средневековой Европе замки строили в господствовавшем тогда романском стиле, главной чертой которого была основательность – массивные стены с узкими проемами и ступенчатыми порталами, простые геометрические формы.

В конце XII века на смену романскому стилю пришла мрачноватая готика с "летящими" острыми шпилями и сводами. Этот стиль правил бал больше трех столетий – до начала XVI века, потому зачастую средневековые замки ассоциируются именно с ним. Яркие примеры: Бран в Румынии, Мон Сен-Мишель во Франции, Левенбург в Германии.

В России ни в том, ни в другом стиле в Средние века не строили, замков у нас не было – только крепости. Потому немногие московские постройки в готическом, а точнее в псевдо- или неоготическом стиле воспринимаются как нечто сказочное, похожее средневековый замок.

Один из ярких примеров – особняк барона Андрея Львовича Кнопа в Колпачном переулке, 5. Он построен в 1900 году архитектором Карлом Трейманом.
Особняк барона Андрея Львовича Кнопа в Колпачном переулке, 5
В XI-XII веках в средневековой Европе замки строили в господствовавшем тогда романском стиле, главной чертой которого была основательность – массивные стены с узкими проемами и ступенчатыми порталами, простые геометрические формы.

В конце XII века на смену романскому стилю пришла мрачноватая готика с "летящими" острыми шпилями и сводами. Этот стиль правил бал больше трех столетий – до начала XVI века, потому зачастую средневековые замки ассоциируются именно с ним. Яркие примеры: Бран в Румынии, Мон Сен-Мишель во Франции, Левенбург в Германии.

В России ни в том, ни в другом стиле в Средние века не строили, замков у нас не было – только крепости. Потому немногие московские постройки в готическом, а точнее в псевдо- или неоготическом стиле воспринимаются как нечто сказочное, похожее средневековый замок.

Один из ярких примеров – особняк барона Андрея Львовича Кнопа в Колпачном переулке, 5. Он построен в 1900 году архитектором Карлом Трейманом.
1 из 8
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкЗдание одного из крупнейших сегодня универмагов Европы, столичного ЦУМа, также выполнено в стиле неоготики.

В 1885 году шотландские коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз открыли здесь, вблизи Кузнецкого Моста – тогда центра торговли в Москве, магазин дамских шляп и галантереи "Мюр и Мерилиз". Современное семиэтажное здание универмага выстроено в 1908 году.
Центральный Универмаг Москвы
Здание одного из крупнейших сегодня универмагов Европы, столичного ЦУМа, также выполнено в стиле неоготики.

В 1885 году шотландские коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз открыли здесь, вблизи Кузнецкого Моста – тогда центра торговли в Москве, магазин дамских шляп и галантереи "Мюр и Мерилиз". Современное семиэтажное здание универмага выстроено в 1908 году.
2 из 8
© РИА Новости / Александр Поляков | Перейти в медиабанкНа крайне популярной теперь пешеходной Никольской улице, которую благоустроили в 2013 году, есть свой "средневековый замок" – здание Московского печатного двора первой российской типографии. Она была основана еще в 1553 году во время правления Ивана Грозного. С 1931 года в этом здании располагается Историко-архивный институт РГГУ.

В конце XVIII – начале XIX веков старые сооружения типографии разобрали, и на их месте по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского был построен комплекс современного "замка" на Никольской. Уличный корпус выполнен в псевдоготическом стиле, боковые дворовые корпуса – в барочном. Также в комплексе использован псевдорусский стиль.
Здание Историко-архивного института на Никольской улице
На крайне популярной теперь пешеходной Никольской улице, которую благоустроили в 2013 году, есть свой "средневековый замок" – здание Московского печатного двора первой российской типографии. Она была основана еще в 1553 году во время правления Ивана Грозного. С 1931 года в этом здании располагается Историко-архивный институт РГГУ.

В конце XVIII – начале XIX веков старые сооружения типографии разобрали, и на их месте по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского был построен комплекс современного "замка" на Никольской. Уличный корпус выполнен в псевдоготическом стиле, боковые дворовые корпуса – в барочном. Также в комплексе использован псевдорусский стиль.
3 из 8
© РИА Новости / Эдуард Песов | Перейти в медиабанкАрхитектор Федор Шехтель, который работал в Москве в конце XIX – начале XX веков, в 1890-е годы создавал здания в псеводорусском и готическом стилях. В числе самых знаменитых его работ того периода – шедевр раннего московского модерна, неоготическая усадьба Зинаиды Морозовой, жены промышленника Саввы Морозова, на Спиридоновке.

Зинаида Морозова превратила свой новый дом, похожий на роскошный замок, в центр культурной жизни Москвы. Здесь бывали Антон Чехов, Исаак Левитан, великая княгиня Елизавета Федоровна, Сергей Витте, Владимир Немирович-Данченко, Федор Шаляпин и другие представители творческой интеллигенции и знати.

После смерти мужа Зинаиды в 1909 году особняк пришлось продать, новым владельцем стал предприниматель и меценат Михаил Рябушинский. А после революции усадьбу национализировали. Сегодня здесь располагается Дом приемов МИД.

Кстати, на Спиридоновке же есть еще одно творение Шехтеля – особняк Рябушинского. Вообще, на этой небольшой улице, длиной всего в 800 метров, каждый дом – памятник. Здесь проживало немало знаменитых литераторов – Александр Блок, Максим Горький, Алексей Толстой. Так что каждый день сюда приходят туристы.

Раньше по Спиридоновке гулять было не очень удобно из-за узких тротуаров. После реконструкции и благоустройства ситуация кардинально изменилась: тротуары расширили, уложили плитку в тон фасадов домов, а все провода, которые раньше портили вид улицы, убрали под землю.
Бывший особняк Саввы Морозова на Спиридоновке
Архитектор Федор Шехтель, который работал в Москве в конце XIX – начале XX веков, в 1890-е годы создавал здания в псеводорусском и готическом стилях. В числе самых знаменитых его работ того периода – шедевр раннего московского модерна, неоготическая усадьба Зинаиды Морозовой, жены промышленника Саввы Морозова, на Спиридоновке.

Зинаида Морозова превратила свой новый дом, похожий на роскошный замок, в центр культурной жизни Москвы. Здесь бывали Антон Чехов, Исаак Левитан, великая княгиня Елизавета Федоровна, Сергей Витте, Владимир Немирович-Данченко, Федор Шаляпин и другие представители творческой интеллигенции и знати.

После смерти мужа Зинаиды в 1909 году особняк пришлось продать, новым владельцем стал предприниматель и меценат Михаил Рябушинский. А после революции усадьбу национализировали. Сегодня здесь располагается Дом приемов МИД.

Кстати, на Спиридоновке же есть еще одно творение Шехтеля – особняк Рябушинского. Вообще, на этой небольшой улице, длиной всего в 800 метров, каждый дом – памятник. Здесь проживало немало знаменитых литераторов – Александр Блок, Максим Горький, Алексей Толстой. Так что каждый день сюда приходят туристы.

Раньше по Спиридоновке гулять было не очень удобно из-за узких тротуаров. После реконструкции и благоустройства ситуация кардинально изменилась: тротуары расширили, уложили плитку в тон фасадов домов, а все провода, которые раньше портили вид улицы, убрали под землю.
4 из 8
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкЕсть в Москве еще один "особняк-замок", также принадлежавший семейству Морозовых – Арсению Морозову, двоюродному брату Саввы Морозова. Дом находится в самом сердце столицы, на Воздвиженке, которую вместе с соседней Знаменкой благоустроили в 2016 году в рамках программы "Моя улица". Здесь было расширено пешеходное пространство, уложена плитка, убраны под землю провода.

Строительство своего дворца Арсений начал в 1895 году, к 1899 году эклектичное здание, сочетающее в себе элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и стиля мануэлино, было готово.

Экзотический дом-замок вызвал неодобрение в обществе и еще на этапе строительства стал объектом насмешек и сплетен. Он даже упоминается в романе Льва Николаевича Толстого "Воскресение" как "глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку". Существует легенда, будто мать Морозова, впервые увидев особняк, вскричала: "Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!"

Впрочем, сегодня это одно из самых примечательных зданий в Москве. С 1959 года до конца 1990-х годов здесь располагался Дом дружбы с народами зарубежных стран, а сегодня находится Дом приемов правительства.
Особняк Арсения Морозова
Есть в Москве еще один "особняк-замок", также принадлежавший семейству Морозовых – Арсению Морозову, двоюродному брату Саввы Морозова. Дом находится в самом сердце столицы, на Воздвиженке, которую вместе с соседней Знаменкой благоустроили в 2016 году в рамках программы "Моя улица". Здесь было расширено пешеходное пространство, уложена плитка, убраны под землю провода.

Строительство своего дворца Арсений начал в 1895 году, к 1899 году эклектичное здание, сочетающее в себе элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и стиля мануэлино, было готово.

Экзотический дом-замок вызвал неодобрение в обществе и еще на этапе строительства стал объектом насмешек и сплетен. Он даже упоминается в романе Льва Николаевича Толстого "Воскресение" как "глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку". Существует легенда, будто мать Морозова, впервые увидев особняк, вскричала: "Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!"

Впрочем, сегодня это одно из самых примечательных зданий в Москве. С 1959 года до конца 1990-х годов здесь располагался Дом дружбы с народами зарубежных стран, а сегодня находится Дом приемов правительства.
5 из 8
© МосводоканалДругой сказочный московский замок, только менее эксцентричный, построен в 1889 году главным "коммунальным" зодчим города – Максимом Геппенером. Это здание академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Изначально здание было предназначено для приюта для сирот Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях.

Геппенер творил в конце XIX – начале XX века. Его важнейшие работы связаны со строительством или реконструкцией сооружений столичного коммунального хозяйства. К созданию объектов архитектор подходил творчески – у каждого здания есть собственное лицо, но все они выполнены в едином стиле, который в "Мосводоканале" прозвали "краснокирпичным пером".

В числе лучших творений Геппенера – несохранившиеся Крестовские водонапорные башни, реконструкция на территории первой станции водопровода в Москве – Мытищинской станции водоподготовки, реконструкция Алексеевской водокачки и другие.
Здание академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Другой сказочный московский замок, только менее эксцентричный, построен в 1889 году главным "коммунальным" зодчим города – Максимом Геппенером. Это здание академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Изначально здание было предназначено для приюта для сирот Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях.

Геппенер творил в конце XIX – начале XX века. Его важнейшие работы связаны со строительством или реконструкцией сооружений столичного коммунального хозяйства. К созданию объектов архитектор подходил творчески – у каждого здания есть собственное лицо, но все они выполнены в едином стиле, который в "Мосводоканале" прозвали "краснокирпичным пером".

В числе лучших творений Геппенера – несохранившиеся Крестовские водонапорные башни, реконструкция на территории первой станции водопровода в Москве – Мытищинской станции водоподготовки, реконструкция Алексеевской водокачки и другие.
6 из 8
© РИА Новости / Валерий Шустов | Перейти в медиабанкЦентральный Дом актера имени А.А. Яблочкиной на Арбате благодаря массивным формам тоже напоминает средневековый замок. Интересно, что на уровне пятого этажа сооружение даже украшено скульптурами рыцарей в латах, шлемах и мечами в руках.

Семиэтажный доходный дом в неоготическом стиле был построен в 1913 году по проекту архитектора Валентина Дубовского для жены купца Якова Филатова.

После 1917 года большая часть квартир здесь досталась привилегированным жильцам. Например, есть предположение, что квартира критика Латунского из "Мастера и Маргариты" располагалась именно в этом здании.
Дом актера имени А.А. Яблочкиной на Старом Арбате
Центральный Дом актера имени А.А. Яблочкиной на Арбате благодаря массивным формам тоже напоминает средневековый замок. Интересно, что на уровне пятого этажа сооружение даже украшено скульптурами рыцарей в латах, шлемах и мечами в руках.

Семиэтажный доходный дом в неоготическом стиле был построен в 1913 году по проекту архитектора Валентина Дубовского для жены купца Якова Филатова.

После 1917 года большая часть квартир здесь досталась привилегированным жильцам. Например, есть предположение, что квартира критика Латунского из "Мастера и Маргариты" располагалась именно в этом здании.
7 из 8
© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкСамые готические здания в Москве - это, конечно, католические храмы.

Наиболее впечатляющий среди них – Собор Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской, построенный в 1911 году.
Празднование католического Рождества
Самые готические здания в Москве - это, конечно, католические храмы.

Наиболее впечатляющий среди них – Собор Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской, построенный в 1911 году.
8 из 8
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала