В Москве более 450 самых разных мостов, и некоторые из них совершенно уникальные. Эксперты "Гормоста" рассказали сайту "РИА Недвижимость" о четырех самых оригинальных мостах столицы.
Фонтаны на Крестовском
Крестовский мост на проспекте Мира проходит над путями Октябрьской железной дороги. Он был построен на месте расположенного здесь с XIX столетия путепровода в 1937 году.
В XVIII веке здесь располагались Крестовские заставы — "таможенные" пункты на границах города, где проверяли документы, товары, грузы приезжих. Именно они и дали название мосту.
"По сути, это совершенно обыкновенная инженерная конструкция, такая же, как и многие другие в столице. Уникальность путепровода заключается в том, что с его двух сторон расположены по два фонтана. Это единственный в Москве мост с фонтанами", — рассказывает ведущий инженер отдела эксплуатации инженерных сооружений ГБУ "Гормост" Вячеслав Подлегаев.
Причем большую часть своего существования фонтаны были исключительно декоративными: с 1937 года по 2015 год. "Три года назад мы решили их "оживить". К фонтанам подвели электричество, установили насосы", — говорит Подлегаев. Теперь они работают, как и все остальные фонтаны столице, в теплое время года.
Воду для циркуляции в фонтанах (7 кубометров для каждой чаши) привозят специально: в обычную погоду примерно два раза в неделю, в ветреную чаще. По словам Подлегаева, например, последние недели, когда в Москве были ветра с порывами до 14-19 метров в секунду, приходилось "дозаправлять" эти фонтаны по два раза в сутки.
Дело в том, что из-за ветра вода улетает, и обратно в чашу не возвращается. По этой причине фонтаны на мостах явление весьма нераспространенное: ветер возникает и в результате движения автомобилей.
Золотая заклепка Крымского
Крымский мост, построенный на год позже Крестовского, 1938 году, — один из самых красивых, известных и популярных среди туристов в столице. Неудивительно, что с 2007 года он даже был включен в реестр охраняемых объектов культурного наследия города.
В давние времена в этом месте проходил брод через Москву-реку, которым пользовались крымские татары во время набегов на Первопрестольную, а в XV-XVII веках неподалеку отсюда располагался двор, где останавливались послы, торговцы и гонцы из Крымского ханства. Вероятно, так предшественники современного моста и получили свое название.
По словам заместителя начальника участка "Гормост-СЭК" Александра Буденного конструктивно Крымский мост состоит из пролетного строения, пилонов — четырех "мачт" по 28,5 метра в высоту с двух сторон, и подвесных "цепей", соединяющихся вертикальными связями с основным несущим элементом (балкой жесткости).
Все эти конструкции выполнены из стали повышенной прочности, подпорные стены и лестничные подходы оформлены гранитом. А один из самых важных и знаменитых элементов моста — "заклепки в два ряда — стальные шляпки", как говорится в сонете "Мост" писателя и поэта Генриха Сапгира.
Нельзя не упомянуть об изюминке этого сооружения, которая находится прямо под аркой, – стеклянной сфере. Предполагалось, что там будет располагаться смотровая площадка, подвесной ЗАГС либо ресторан. Однако сфера пока остается чисто декоративным элементом и никак не функционирует.
Нельзя не упомянуть об изюминке этого сооружения, которая находится прямо под аркой, – стеклянной сфере. Предполагалось, что там будет располагаться смотровая площадка, подвесной ЗАГС либо ресторан. Однако сфера пока остается чисто декоративным элементом и никак не функционирует.
Кстати, всего в управлении "Гормоста" находятся более 200 мостов и более 700 мостовых.
Кстати, всего в управлении "Гормоста" находятся более 200 мостов и более 700 мостовых.
Как замечают в комплексе городского хозяйства Москвы, оригинальность моста заключается в его инженерных характеристиках: тип конструкции, который использовали инженер Борис Константинов и архитектор Александр Власов при его проектировании, редко встречается в мировой практике. Дело в том, что его пилоны (колонны), каждый высотой почти 30 метров, стоят отдельно и поверху не соединены.
Как замечают в комплексе городского хозяйства Москвы, оригинальность моста заключается в его инженерных характеристиках: тип конструкции, который использовали инженер Борис Константинов и архитектор Александр Власов при его проектировании, редко встречается в мировой практике. Дело в том, что его пилоны (колонны), каждый высотой почти 30 метров, стоят отдельно и поверху не соединены.
На открытии моста в 2004 году президент страны (на тот момент) Жак Ширак заявлял, что строительство сооружения обошлось приблизительно в 400 миллионов евро. Чтобы проект окупился, проезд по мосту сделали платным.
На открытии моста в 2004 году президент страны (на тот момент) Жак Ширак заявлял, что строительство сооружения обошлось приблизительно в 400 миллионов евро. Чтобы проект окупился, проезд по мосту сделали платным.
Мост изначально был построен именно для туристических целей. Открыли его еще в далеком 1929 году, и долгое время люди приезжали сюда, чтобы полюбоваться панорамным видом Королевского ущелья и протекающей по его дну рекой Арканзас. Однако в 1960-х годах Royal Gorge получил репутацию "моста самоубийц", а потом сюда стали стекаться туристы-экстремалы, которых привлекает возможность совершить с легендарного моста прыжок с резиновым тросом.
Мост изначально был построен именно для туристических целей. Открыли его еще в далеком 1929 году, и долгое время люди приезжали сюда, чтобы полюбоваться панорамным видом Королевского ущелья и протекающей по его дну рекой Арканзас. Однако в 1960-х годах Royal Gorge получил репутацию "моста самоубийц", а потом сюда стали стекаться туристы-экстремалы, которых привлекает возможность совершить с легендарного моста прыжок с резиновым тросом.
В народе это стеклянное сооружение над пропастью уже успели прозвать "Мостом храброго человека". И справедливо. Для того чтобы забраться на 300-метровую конструкцию, которая находится на высоте 180 метров, действительно, нужна недюжинная храбрость.
В народе это стеклянное сооружение над пропастью уже успели прозвать "Мостом храброго человека". И справедливо. Для того чтобы забраться на 300-метровую конструкцию, которая находится на высоте 180 метров, действительно, нужна недюжинная храбрость.
Нельзя не упомянуть об изюминке этого сооружения, которая находится прямо под аркой, – стеклянной сфере. Предполагалось, что там будет располагаться смотровая площадка, подвесной ЗАГС либо ресторан. Однако сфера пока остается чисто декоративным элементом и никак не функционирует.
Кстати, всего в управлении "Гормоста" находятся более 200 мостов и более 700 мостовых.
Как замечают в комплексе городского хозяйства Москвы, оригинальность моста заключается в его инженерных характеристиках: тип конструкции, который использовали инженер Борис Константинов и архитектор Александр Власов при его проектировании, редко встречается в мировой практике. Дело в том, что его пилоны (колонны), каждый высотой почти 30 метров, стоят отдельно и поверху не соединены.
На открытии моста в 2004 году президент страны (на тот момент) Жак Ширак заявлял, что строительство сооружения обошлось приблизительно в 400 миллионов евро. Чтобы проект окупился, проезд по мосту сделали платным.
Мост изначально был построен именно для туристических целей. Открыли его еще в далеком 1929 году, и долгое время люди приезжали сюда, чтобы полюбоваться панорамным видом Королевского ущелья и протекающей по его дну рекой Арканзас. Однако в 1960-х годах Royal Gorge получил репутацию "моста самоубийц", а потом сюда стали стекаться туристы-экстремалы, которых привлекает возможность совершить с легендарного моста прыжок с резиновым тросом.
В народе это стеклянное сооружение над пропастью уже успели прозвать "Мостом храброго человека". И справедливо. Для того чтобы забраться на 300-метровую конструкцию, которая находится на высоте 180 метров, действительно, нужна недюжинная храбрость.
Есть даже легенда о заклепках: будто по указу Сталина одна из них "на счастье" была выполнена из чистого золота, а потом закрашена, и потому ее до сих пор так и не нашли. "Заклепок на мосту миллионы, может быть, это и правда, но документальных подтверждений тому нет", — отмечает Буденный.
За 80 лет существования стальные поверхности моста ни разу не менялись, их только ежегодно обновляют — очищают, покрывают специальным защитным слоем металлогрунта и особой устойчивой краской, рассказывает Буденный. Вероятно, они прослужат еще столько же.
Живописный — он такой один
Название единственного в Москве вантового моста, открытие которого состоялось в конце 2007 года, говорит самоза себя, он самый живописный в столице. Являясь продолжением Северо-Западного тоннеля, он соединяет Новорижское шоссе с проспектом Маршала Жукова.
Вантовые мосты более дорогие в строительстве, потому их довольно мало не только в Москве, но и вообще в мире. Эту технологию используют в тех случаях, когда необходимо создать весьма большой пролет, поясняет Подлегаев.
В случае с Живописным мостом как раз так и вышло — понадобилось сделать такой пролет: на илистых берегах невозможно было поставить опоры. Также из-за особенностей берегов мост проходит не прямо через реку, а по диагонали.
По словам главного инженера участка "Гормост-ТСБ" Дмитрия Величкина, длина моста составляет 1700 метров, верхняя точка арки, где расположено сооружение в виде эллипсоида, достигает почти 100 метров. Создателями моста предполагалось, что эта "капсула" будет использоваться для размещения там, например, ресторана. Но пока стеклянный шар пустует.
"Целующийся" Богдан Хмельницкий
Еще один известный и популярный среди горожан и туристов столичный мост Богдана Хмельницкого открыли в 2001 году, он пешеходный и крытый. Здесь регулярно проводятся разные фестивали, культурные мероприятия, выставки, а в 2002 году был установлен мировой рекорд по количеству целующихся одновременно пар. На мосту собралось 2226 человек, а предыдущий рекорд установили 826 человек в США.
Мост, длиной 245 метров, соединяет район Киевского вокзала с Плющихой и Саввинской набережной, рассказывает начальник службы эксплуатации инженерных сооружений участка "Гормост-тоннели" Андрей Маслов.
При этом пролеты моста, или арка, высотой 135 метров и весом 1400 тонн, значительно старше всего сооружения, они были изготовлены еще в 1905-1907 годах.
Раньше арка являлась частью Краснолужского моста, который был построен на 38-м километре Московской окружной железной дороги. Он был предназначен для грузовых поездов, также на нем были пешеходные тротуары.
К XXI веку Краснолужский мост перестал соответствовать современным требованиям, и его решено было разобрать. Пролеты перенесли на 2,5 километра выше по течению реки, водрузили их на новые опоры и превратили в пешеходный мост Богдана Хмельницкого. На старые опоры был поставлен новый мост, который стал частью Малого железнодорожного кольца.