Крутите барабан: самые распространенные вопросы о счетчиках на воду
Если возникают сомнения в исправности индивидуальных приборов учета, следует обратиться в специализированную или управляющую организацию для проведения их внеплановой поверки.
За разъяснениями о произведенных начислениях за услуги водоснабжения с учетом показаний счетчиков следует обращаться в организацию, производящую начисление платежей.
В подготовке материала принимали участие комплекс городского хозяйства, пресс-служба НП "ЖКХ Контроль".
Переданные с незначительным опозданием показания учитываются в следующем месяце.
Если показания счетчиков не были поданы в срок, то плата устанавливается исходя из среднемесячного объема потребления, рассчитанного не менее чем за 6 месяцев, а если срок работы прибора составляет меньше полугода - то за фактический срок работы счетчика (но не менее 3 месяцев).
Расчет по среднемесячному объему ведется не более трех расчетных периодов подряд. Если по истечении этого времени потребитель не предоставил сведения о показаниях счетчиков, то размер платы далее рассчитывается исходя из нормативов потребления.
Для возобновления расчетов по показаниям индивидуальных приборов учета необходимо обратиться в управляющую организацию для составления акта съема контрольных показаний счетчиков.
Независимо от модели каждый счетчик показывает 8 цифр, из которых первые 5 отсчитывают кубометры, оставшиеся 3, как правило, красного цвета, - литры. Для измерения показаний требуются первые пять цифр - кубометры. Последние 3 цифры учитываются, если их значение больше пятисот: тогда к кубометрам прибавляется единица. Передавать показания прибора учета в кубометрах следует полностью.
О том, что счетчик вышел из строя, пользователь обязан незамедлительно известить управляющую организацию или поставщика услуги, сообщить показания прибора на момент выхода прибора учета из строя. Неисправность должна быть устранена в течение 30 дней со дня ее возникновения. Если требуется демонтаж прибора, необходимо известить об этом управляющую организацию не менее чем за 2 рабочих дня.
По всей стране распространена мошенническая схема, по которой коммерческие компании предлагают жителям замену счетчиков воды, их досрочные поверки. Зачастую они при "поверке" специально ломают действующие приборы, затем за баснословные суммы меняют их на новые, которые на самом деле не действуют. В итоге людям приходится снова устанавливать сертифицированные счетчики.
Чтобы не попасться на удочку мошенников, в первую очередь нужно знать, что компании, которые действительно оказывают услуги по поверке и установке индивидуальных приборов учета, сами жителям никогда не звонят и не обходят квартиры. Не занимаются этим и управляющие компании, и ГМУ МФЦ Москвы, потому что информация о сроках поверки указывается в едином платежном документе - в верхней части.
Поверкой счетчиков обычно занимаются те же компании, которые занимаются их установкой. Впрочем, компанию для проведения поверки счетчиков собственник может выбирать по своему усмотрению, ориентируясь на опыт работы фирмы и аккредитацию от Росстандарта.
Потребители обязаны регулярно проводить поверки счетчиков, сроки которых устанавливаются в паспорте на приборы. Также они прописываются в текущих единых платежных документах и в личном кабинете на портале госуслуг Москвы (в закладке "Прием показаний приборов учета" необходимо кликнуть на значок i, расположенный слева от наименования каждого из счетчиков).
Поверка счетчиков воды - это проверка качества работы прибора на специальном оборудовании. Поэтому проводить поверку может только специалист обслуживающей счетчики компании. Процедура платная и осуществляется за счет средств собственника жилого помещения.
По истечении межповерочного интервала счетчик считается вышедшим из строя. В этом случае его использование для расчета платы за коммунальные услуги приостанавливается, расчеты производятся исходя из среднемесячного объема потребления три месяца, а затем - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Управляющие компании или поставщики услуг обязаны проводить проверку ИПУ - на бесплатной основе. Поверка и проверка - не тождественны: во втором случае проверяется, есть ли счетчики в принципе, нормально ли они работают, насколько правильно снимаются показания. Периодичность таких проверок устанавливается в договоре о предоставлении коммунальных услуг или по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом проводиться они должны не менее одного раза в полгода.
Действующее законодательство не содержит требований по обязательной замене уже установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета. Замена возможна по желанию собственника.
Собственники жилых помещений вправе выбрать любую обслуживающую счетчики организацию. За рекомендацией можно обратиться в свою управляющую компанию. При самостоятельном выборе стоит обратить внимание на то, как долго организация оказывает услуги, каковы отзывы о ней, какова стоимость услуг.
Компании, которые могут устанавливать, обслуживать и поверять счетчики воды проходят аккредитацию в Росстандарте, который предоставляет соответствующие списки по регионам. Также потребитель вправе до заключения договора и выполнения работ попросить представителей компании предъявить аттестат аккредитации.
Кроме того, перед заключением договора рекомендуется свериться с Реестром недобросовестных поставщиков.
Устанавливать индивидуальные приборы учета имеют право все специализирующиеся на этом виде деятельности компании - юридические лица или ИП, имеющие соответствующие разрешения. Установка проводится на основании договора, заключенного между обслуживающей организацией и собственником или управляющей компанией (УК).
Плата за водоснабжение рассчитывается или на основании показаний индивидуальных приборов учета, или, если они не установлены, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждаются органами исполнительной власти.
Также для потребителей, которые не установили индивидуальные счетчики, стоимость услуг может рассчитываться на основании показаний общедомовых приборов учета при условии их наличия и с учетом показаний всех установленных в доме счетчиков.
При этом плата не может более чем в два раза превышать норматив водопотребления, который сейчас для горячей воды составляет 4,745 кубических метров на человека, холодной воды - 6,935 кубических метров на человека, водоотведения - 11,68 кубических метров на человека. Это цифры для жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением.
Единственный способ оплачивать фактические потребляемые коммунальные ресурсы - это установка индивидуальных счетчиков учета. Как правило, на самом деле люди потребляют значительно меньше воды, чем предполагается по общим нормативам. Кроме того, если установлены счетчики, после длительного отсутствия жильцов не нужно делать перерасчет водопотребления.
В соответствии с нормами действующего законодательства, а именно:
- федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- постановления правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",
собственник жилого помещения должен обеспечить установку и последующее содержание индивидуального прибора учета водопотребления в таком жилом помещении.