© РИА Новости / В.Красинская | Перейти в медиабанкВ начале XX века транспортное движение в Москве было мечтой любого современного автомобилиста: машин мало, дороги свободные, а о многокилометровых пробках и говорить нечего – их просто не существовало. Секрет прост: далеко не каждый советский гражданин мог позволить себе личный автомобиль. Машины, как правило, выделялись в первую очередь высокопоставленным руководителям, получившим разрешение от множества комиссий. А если обычному москвичу и удавалось приобрести собственные четыре колеса, то ездить на них можно было только на работу – правила движения от 1920 года были четки и неумолимы: "Пользование автомобилем для поездки в театры, концерт и т.п. безусловно запрещено".
В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения. Такие сотрудники имели право при необходимости останавливать автомобилистов "не иначе как поднятием флажка или фонаря ночью" и незамедлительно арестовывать лиц, которые отказывались подчиняться официальным требованиям. Со своей работой дорожные инспекторы справлялись на твердую пятерку – вплоть до 30-х годов. Именно тогда в СССР начался настоящий автомобильный бум.
В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения. Такие сотрудники имели право при необходимости останавливать автомобилистов "не иначе как поднятием флажка или фонаря ночью" и незамедлительно арестовывать лиц, которые отказывались подчиняться официальным требованиям. Со своей работой дорожные инспекторы справлялись на твердую пятерку – вплоть до 30-х годов. Именно тогда в СССР начался настоящий автомобильный бум.
В начале XX века транспортное движение в Москве было мечтой любого современного автомобилиста: машин мало, дороги свободные, а о многокилометровых пробках и говорить нечего – их просто не существовало. Секрет прост: далеко не каждый советский гражданин мог позволить себе личный автомобиль. Машины, как правило, выделялись в первую очередь высокопоставленным руководителям, получившим разрешение от множества комиссий. А если обычному москвичу и удавалось приобрести собственные четыре колеса, то ездить на них можно было только на работу – правила движения от 1920 года были четки и неумолимы: "Пользование автомобилем для поездки в театры, концерт и т.п. безусловно запрещено".
В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения. Такие сотрудники имели право при необходимости останавливать автомобилистов "не иначе как поднятием флажка или фонаря ночью" и незамедлительно арестовывать лиц, которые отказывались подчиняться официальным требованиям. Со своей работой дорожные инспекторы справлялись на твердую пятерку – вплоть до 30-х годов. Именно тогда в СССР начался настоящий автомобильный бум.
В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения. Такие сотрудники имели право при необходимости останавливать автомобилистов "не иначе как поднятием флажка или фонаря ночью" и незамедлительно арестовывать лиц, которые отказывались подчиняться официальным требованиям. Со своей работой дорожные инспекторы справлялись на твердую пятерку – вплоть до 30-х годов. Именно тогда в СССР начался настоящий автомобильный бум.
1 из 7
© РИА Новости / Анатолий Гаранин | Перейти в медиабанкК 1930 году городским властям становится очевидно, что работы автоинспекторов уже недостаточно: транспортный поток в Москве растет семимильными шагами, а значит, увеличивается и количество потенциально аварийных ситуаций. Поэтому в мае 1931 при управлении тогда еще Рабоче-крестьянской милиции в столице создаются специализированные отряды (позже – отделы) регулирования уличного движения – ОРУД.
Главной и единственной служебной обязанностью "орудовцев" был непосредственный контроль движения легковых и грузовых машин по столичным улицам. При отрядах также образовали инспекцию по выдаче разрешений на управление автомототранспортом. Довольно долгое время сотрудники ОРУД несли службу под открытым небом и в дождь, и снег. Специальные будки для них начали устанавливать гораздо позже, когда в Москве стала развиваться светофорная система.
Главной и единственной служебной обязанностью "орудовцев" был непосредственный контроль движения легковых и грузовых машин по столичным улицам. При отрядах также образовали инспекцию по выдаче разрешений на управление автомототранспортом. Довольно долгое время сотрудники ОРУД несли службу под открытым небом и в дождь, и снег. Специальные будки для них начали устанавливать гораздо позже, когда в Москве стала развиваться светофорная система.
К 1930 году городским властям становится очевидно, что работы автоинспекторов уже недостаточно: транспортный поток в Москве растет семимильными шагами, а значит, увеличивается и количество потенциально аварийных ситуаций. Поэтому в мае 1931 при управлении тогда еще Рабоче-крестьянской милиции в столице создаются специализированные отряды (позже – отделы) регулирования уличного движения – ОРУД.
Главной и единственной служебной обязанностью "орудовцев" был непосредственный контроль движения легковых и грузовых машин по столичным улицам. При отрядах также образовали инспекцию по выдаче разрешений на управление автомототранспортом. Довольно долгое время сотрудники ОРУД несли службу под открытым небом и в дождь, и снег. Специальные будки для них начали устанавливать гораздо позже, когда в Москве стала развиваться светофорная система.
Главной и единственной служебной обязанностью "орудовцев" был непосредственный контроль движения легковых и грузовых машин по столичным улицам. При отрядах также образовали инспекцию по выдаче разрешений на управление автомототранспортом. Довольно долгое время сотрудники ОРУД несли службу под открытым небом и в дождь, и снег. Специальные будки для них начали устанавливать гораздо позже, когда в Москве стала развиваться светофорная система.
2 из 7
© РИА Новости / Иван Шагин | Перейти в медиабанкСамый первый светофор в СССР установили в Ленинграде 15 января1930 года. Для москвичей же дорожная новинка стала подарком к новогодним праздникам – светофор появился на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост 30 декабря того же года.
Экспериментальный светофор двадцатого века был механическим кругом со стрелками, поделенным на три разноцветных сектора (красный, желтый, зеленый), и больше напоминал часы. Отвечал за устройство сотрудник ОРУД, закрепленный на участке. Во время службы он переводил стрелки на тот или иной цветовой сектор и по сути вручную контролировал движение транспорта. Про ответственный труд "орудовцев" упоминал даже любимый герой советских детей дядя Степа из произведений Сергея Михалкова:
"Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Степа говорит:
- Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!"
После успешного окончания эксперимента в Москве к концу 1933 года работали уже около ста "стрелочных" светофоров. Позже их заменили на знакомые нам электрические семафоры. Так и работники ОРУД вместо перевода стрелок стали заниматься переключением кнопок.
Экспериментальный светофор двадцатого века был механическим кругом со стрелками, поделенным на три разноцветных сектора (красный, желтый, зеленый), и больше напоминал часы. Отвечал за устройство сотрудник ОРУД, закрепленный на участке. Во время службы он переводил стрелки на тот или иной цветовой сектор и по сути вручную контролировал движение транспорта. Про ответственный труд "орудовцев" упоминал даже любимый герой советских детей дядя Степа из произведений Сергея Михалкова:
"Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Степа говорит:
- Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!"
После успешного окончания эксперимента в Москве к концу 1933 года работали уже около ста "стрелочных" светофоров. Позже их заменили на знакомые нам электрические семафоры. Так и работники ОРУД вместо перевода стрелок стали заниматься переключением кнопок.
Самый первый светофор в СССР установили в Ленинграде 15 января1930 года. Для москвичей же дорожная новинка стала подарком к новогодним праздникам – светофор появился на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост 30 декабря того же года.
Экспериментальный светофор двадцатого века был механическим кругом со стрелками, поделенным на три разноцветных сектора (красный, желтый, зеленый), и больше напоминал часы. Отвечал за устройство сотрудник ОРУД, закрепленный на участке. Во время службы он переводил стрелки на тот или иной цветовой сектор и по сути вручную контролировал движение транспорта. Про ответственный труд "орудовцев" упоминал даже любимый герой советских детей дядя Степа из произведений Сергея Михалкова:
"Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Степа говорит:
- Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!"
После успешного окончания эксперимента в Москве к концу 1933 года работали уже около ста "стрелочных" светофоров. Позже их заменили на знакомые нам электрические семафоры. Так и работники ОРУД вместо перевода стрелок стали заниматься переключением кнопок.
Экспериментальный светофор двадцатого века был механическим кругом со стрелками, поделенным на три разноцветных сектора (красный, желтый, зеленый), и больше напоминал часы. Отвечал за устройство сотрудник ОРУД, закрепленный на участке. Во время службы он переводил стрелки на тот или иной цветовой сектор и по сути вручную контролировал движение транспорта. Про ответственный труд "орудовцев" упоминал даже любимый герой советских детей дядя Степа из произведений Сергея Михалкова:
"Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Степа говорит:
- Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!"
После успешного окончания эксперимента в Москве к концу 1933 года работали уже около ста "стрелочных" светофоров. Позже их заменили на знакомые нам электрические семафоры. Так и работники ОРУД вместо перевода стрелок стали заниматься переключением кнопок.
3 из 7
© РИА Новости / Анатолий Гаранин | Перейти в медиабанкПривычным штрихом в городской панораме будки для советских милиционеров стали ближе к середине XX века. Их можно было увидеть на множестве перекрестков в центре города. Некоторые кабины даже попали в историю, "снявшись" в кино – например, в киноленте "Девушка без адреса" и любимом миллионами "Служебном романе".
В таких кабинах автоинспекторы ОРУД (а позже – Госавтоинспекции и Дорожно-постовой службы) укрывались от дождя и ветра, пережидали снегопады зимой и солнцепек летом. Кроме того, из кабин, многие из которых поднимали на высоту до двух-трех метров, отлично просматривался вверенный дорожный участок, и переключать светофор в зависимости от загруженности трассы было удобнее. А широкий обзор позволял заметить и разрешить потенциально опасную ситуацию заблаговременно.
В таких кабинах автоинспекторы ОРУД (а позже – Госавтоинспекции и Дорожно-постовой службы) укрывались от дождя и ветра, пережидали снегопады зимой и солнцепек летом. Кроме того, из кабин, многие из которых поднимали на высоту до двух-трех метров, отлично просматривался вверенный дорожный участок, и переключать светофор в зависимости от загруженности трассы было удобнее. А широкий обзор позволял заметить и разрешить потенциально опасную ситуацию заблаговременно.
Привычным штрихом в городской панораме будки для советских милиционеров стали ближе к середине XX века. Их можно было увидеть на множестве перекрестков в центре города. Некоторые кабины даже попали в историю, "снявшись" в кино – например, в киноленте "Девушка без адреса" и любимом миллионами "Служебном романе".
В таких кабинах автоинспекторы ОРУД (а позже – Госавтоинспекции и Дорожно-постовой службы) укрывались от дождя и ветра, пережидали снегопады зимой и солнцепек летом. Кроме того, из кабин, многие из которых поднимали на высоту до двух-трех метров, отлично просматривался вверенный дорожный участок, и переключать светофор в зависимости от загруженности трассы было удобнее. А широкий обзор позволял заметить и разрешить потенциально опасную ситуацию заблаговременно.
В таких кабинах автоинспекторы ОРУД (а позже – Госавтоинспекции и Дорожно-постовой службы) укрывались от дождя и ветра, пережидали снегопады зимой и солнцепек летом. Кроме того, из кабин, многие из которых поднимали на высоту до двух-трех метров, отлично просматривался вверенный дорожный участок, и переключать светофор в зависимости от загруженности трассы было удобнее. А широкий обзор позволял заметить и разрешить потенциально опасную ситуацию заблаговременно.
4 из 7
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанк"Стаканами" будки советских милиционеров прозвали горожане из-за внешнего сходства, и название прижилось. Сами кабинки при этом значительно отличались по оформлению.
Например, наземные посты цилиндрической формы (особенно если с чисто вымытыми стеклами) напоминали благородные бокалы, которые доставали из серванта на самые большие праздники. А кабинки, поднятые над землей, иногда напоминали граненые стаканы, летающие тарелки или же избушку на курьих ножках. Кстати, встретить такие посты можно было не только в Москве, но в разных городах советских республик.
Например, наземные посты цилиндрической формы (особенно если с чисто вымытыми стеклами) напоминали благородные бокалы, которые доставали из серванта на самые большие праздники. А кабинки, поднятые над землей, иногда напоминали граненые стаканы, летающие тарелки или же избушку на курьих ножках. Кстати, встретить такие посты можно было не только в Москве, но в разных городах советских республик.
"Стаканами" будки советских милиционеров прозвали горожане из-за внешнего сходства, и название прижилось. Сами кабинки при этом значительно отличались по оформлению.
Например, наземные посты цилиндрической формы (особенно если с чисто вымытыми стеклами) напоминали благородные бокалы, которые доставали из серванта на самые большие праздники. А кабинки, поднятые над землей, иногда напоминали граненые стаканы, летающие тарелки или же избушку на курьих ножках. Кстати, встретить такие посты можно было не только в Москве, но в разных городах советских республик.
Например, наземные посты цилиндрической формы (особенно если с чисто вымытыми стеклами) напоминали благородные бокалы, которые доставали из серванта на самые большие праздники. А кабинки, поднятые над землей, иногда напоминали граненые стаканы, летающие тарелки или же избушку на курьих ножках. Кстати, встретить такие посты можно было не только в Москве, но в разных городах советских республик.
5 из 7
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкВ начале XXI века "стаканы" регулировщиков почти на десять лет пропали с территории Москвы.
В течение двух лет, с 2008 по 2010 год, в столице проводили реформу дорожно-патрульной службы МВД. В рамках работ почти все ветрозащитные кабинки в городе демонтировали. Одна действующая "граненая" будка в центре осталась напротив Боровицких ворот Кремля.
В 2017 году представители московского МВД обратились в мэрию столицы с просьбой восстановить кабины для регулировщиков по программе благоустройства. Проект был принят в исполнение, и на данный момент в Москве установлено уже 38 современных будок для сотрудников ДПС.
В течение двух лет, с 2008 по 2010 год, в столице проводили реформу дорожно-патрульной службы МВД. В рамках работ почти все ветрозащитные кабинки в городе демонтировали. Одна действующая "граненая" будка в центре осталась напротив Боровицких ворот Кремля.
В 2017 году представители московского МВД обратились в мэрию столицы с просьбой восстановить кабины для регулировщиков по программе благоустройства. Проект был принят в исполнение, и на данный момент в Москве установлено уже 38 современных будок для сотрудников ДПС.
В начале XXI века "стаканы" регулировщиков почти на десять лет пропали с территории Москвы.
В течение двух лет, с 2008 по 2010 год, в столице проводили реформу дорожно-патрульной службы МВД. В рамках работ почти все ветрозащитные кабинки в городе демонтировали. Одна действующая "граненая" будка в центре осталась напротив Боровицких ворот Кремля.
В 2017 году представители московского МВД обратились в мэрию столицы с просьбой восстановить кабины для регулировщиков по программе благоустройства. Проект был принят в исполнение, и на данный момент в Москве установлено уже 38 современных будок для сотрудников ДПС.
В течение двух лет, с 2008 по 2010 год, в столице проводили реформу дорожно-патрульной службы МВД. В рамках работ почти все ветрозащитные кабинки в городе демонтировали. Одна действующая "граненая" будка в центре осталась напротив Боровицких ворот Кремля.
В 2017 году представители московского МВД обратились в мэрию столицы с просьбой восстановить кабины для регулировщиков по программе благоустройства. Проект был принят в исполнение, и на данный момент в Москве установлено уже 38 современных будок для сотрудников ДПС.
6 из 7
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкСовременные кабинки для регулировщиков чем-то напоминают своих советских предков, но при этом выглядят надежно и стильно. При создании будок проектировщики ориентировались на "стаканы" пятидесятилетней давности и пытались передать их эстетических вид и исторический образ.
Новые кабины выдержаны в серо-стальной гамме и украшены гербом Российской Федерации. Рядом – пульт управления светофорами. В отличие от советских "стаканов", в современных будках не подведено электричество и отсутствуют двери. Абсолютно все кабинки установлены на земле: обзор становится немного уже, однако при чрезвычайной ситуации сотрудник сможет быстрее покинуть пост и принять необходимые меры безопасности.
Новые кабины выдержаны в серо-стальной гамме и украшены гербом Российской Федерации. Рядом – пульт управления светофорами. В отличие от советских "стаканов", в современных будках не подведено электричество и отсутствуют двери. Абсолютно все кабинки установлены на земле: обзор становится немного уже, однако при чрезвычайной ситуации сотрудник сможет быстрее покинуть пост и принять необходимые меры безопасности.
Современные кабинки для регулировщиков чем-то напоминают своих советских предков, но при этом выглядят надежно и стильно. При создании будок проектировщики ориентировались на "стаканы" пятидесятилетней давности и пытались передать их эстетических вид и исторический образ.
Новые кабины выдержаны в серо-стальной гамме и украшены гербом Российской Федерации. Рядом – пульт управления светофорами. В отличие от советских "стаканов", в современных будках не подведено электричество и отсутствуют двери. Абсолютно все кабинки установлены на земле: обзор становится немного уже, однако при чрезвычайной ситуации сотрудник сможет быстрее покинуть пост и принять необходимые меры безопасности.
Новые кабины выдержаны в серо-стальной гамме и украшены гербом Российской Федерации. Рядом – пульт управления светофорами. В отличие от советских "стаканов", в современных будках не подведено электричество и отсутствуют двери. Абсолютно все кабинки установлены на земле: обзор становится немного уже, однако при чрезвычайной ситуации сотрудник сможет быстрее покинуть пост и принять необходимые меры безопасности.
7 из 7