Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Порядок в "стакане": как будки для сотрудников ГАИ вернули на улицы Москвы

В советское время высокие будки на ножках для автоинспекторов столицы были одной из достопримечательностей Москвы. В период с 2008 по 2010 год их снесли, а семь лет спустя снова вернули на городские перекрестки – в новом качестве и современном лаконичном оформлении. Сайт "РИА Недвижимость" вспоминает историю знаменитых полицейских "стаканов".
© РИА Новости / В.Красинская / Перейти в фотобанкВ начале XX века транспортное движение в Москве было мечтой любого современного автомобилиста: машин мало, дороги свободные, а о многокилометровых пробках и говорить нечего – их просто не существовало. Секрет прост: далеко не каждый советский гражданин мог позволить себе личный автомобиль. Машины, как правило, выделялись в первую очередь высокопоставленным руководителям, получившим разрешение от множества комиссий. А если обычному москвичу и удавалось приобрести собственные четыре колеса, то ездить на них можно было только на работу – правила движения от 1920 года были четки и неумолимы: "Пользование автомобилем для поездки в театры, концерт и т.п. безусловно запрещено".

В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения. Такие сотрудники имели право при необходимости останавливать автомобилистов "не иначе как поднятием флажка или фонаря ночью" и незамедлительно арестовывать лиц, которые отказывались подчиняться официальным требованиям. Со своей работой дорожные инспекторы справлялись на твердую пятерку – вплоть до 30-х годов. Именно тогда в СССР начался настоящий автомобильный бум.
Старая Москва. Охотный ряд, 1925 г
1 из 7
В начале XX века транспортное движение в Москве было мечтой любого современного автомобилиста: машин мало, дороги свободные, а о многокилометровых пробках и говорить нечего – их просто не существовало. Секрет прост: далеко не каждый советский гражданин мог позволить себе личный автомобиль. Машины, как правило, выделялись в первую очередь высокопоставленным руководителям, получившим разрешение от множества комиссий. А если обычному москвичу и удавалось приобрести собственные четыре колеса, то ездить на них можно было только на работу – правила движения от 1920 года были четки и неумолимы: "Пользование автомобилем для поездки в театры, концерт и т.п. безусловно запрещено".

В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения. Такие сотрудники имели право при необходимости останавливать автомобилистов "не иначе как поднятием флажка или фонаря ночью" и незамедлительно арестовывать лиц, которые отказывались подчиняться официальным требованиям. Со своей работой дорожные инспекторы справлялись на твердую пятерку – вплоть до 30-х годов. Именно тогда в СССР начался настоящий автомобильный бум.
© РИА Новости / Анатолий Гаранин / Перейти в фотобанкК 1930 году городским властям становится очевидно, что работы автоинспекторов уже недостаточно: транспортный поток в Москве растет семимильными шагами, а значит, увеличивается и количество потенциально аварийных ситуаций. Поэтому в мае 1931 при управлении тогда еще Рабоче-крестьянской милиции в столице создаются специализированные отряды (позже – отделы) регулирования уличного движения – ОРУД.

Главной и единственной служебной обязанностью "орудовцев" был непосредственный контроль движения легковых и грузовых машин по столичным улицам. При отрядах также образовали инспекцию по выдаче разрешений на управление автомототранспортом. Довольно долгое время сотрудники ОРУД несли службу под открытым небом и в дождь, и снег. Специальные будки для них начали устанавливать гораздо позже, когда в Москве стала развиваться светофорная система.
Регулировщица на московской улице Охотный ряд
2 из 7
К 1930 году городским властям становится очевидно, что работы автоинспекторов уже недостаточно: транспортный поток в Москве растет семимильными шагами, а значит, увеличивается и количество потенциально аварийных ситуаций. Поэтому в мае 1931 при управлении тогда еще Рабоче-крестьянской милиции в столице создаются специализированные отряды (позже – отделы) регулирования уличного движения – ОРУД.

Главной и единственной служебной обязанностью "орудовцев" был непосредственный контроль движения легковых и грузовых машин по столичным улицам. При отрядах также образовали инспекцию по выдаче разрешений на управление автомототранспортом. Довольно долгое время сотрудники ОРУД несли службу под открытым небом и в дождь, и снег. Специальные будки для них начали устанавливать гораздо позже, когда в Москве стала развиваться светофорная система.
© РИА Новости / Иван Шагин / Перейти в фотобанкСамый первый светофор в СССР установили в Ленинграде 15 января1930 года. Для москвичей же дорожная новинка стала подарком к новогодним праздникам – светофор появился на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост 30 декабря того же года.

Экспериментальный светофор двадцатого века был механическим кругом со стрелками, поделенным на три разноцветных сектора (красный, желтый, зеленый), и больше напоминал часы. Отвечал за устройство сотрудник ОРУД, закрепленный на участке. Во время службы он переводил стрелки на тот или иной цветовой сектор и по сути вручную контролировал движение транспорта. Про ответственный труд "орудовцев" упоминал даже любимый герой советских детей дядя Степа из произведений Сергея Михалкова:

"Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Степа говорит:
- Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!"

После успешного окончания эксперимента в Москве к концу 1933 года работали уже около ста "стрелочных" светофоров. Позже их заменили на знакомые нам электрические семафоры. Так и работники ОРУД вместо перевода стрелок стали заниматься переключением кнопок.
Первый регулировщик на пересечении улиц Петровки и Кузнецкого моста в Москве. 1934 год
3 из 7
Самый первый светофор в СССР установили в Ленинграде 15 января1930 года. Для москвичей же дорожная новинка стала подарком к новогодним праздникам – светофор появился на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост 30 декабря того же года.

Экспериментальный светофор двадцатого века был механическим кругом со стрелками, поделенным на три разноцветных сектора (красный, желтый, зеленый), и больше напоминал часы. Отвечал за устройство сотрудник ОРУД, закрепленный на участке. Во время службы он переводил стрелки на тот или иной цветовой сектор и по сути вручную контролировал движение транспорта. Про ответственный труд "орудовцев" упоминал даже любимый герой советских детей дядя Степа из произведений Сергея Михалкова:

"Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Степа говорит:
- Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!"

После успешного окончания эксперимента в Москве к концу 1933 года работали уже около ста "стрелочных" светофоров. Позже их заменили на знакомые нам электрические семафоры. Так и работники ОРУД вместо перевода стрелок стали заниматься переключением кнопок.
© РИА Новости / Анатолий Гаранин / Перейти в фотобанкПривычным штрихом в городской панораме будки для советских милиционеров стали ближе к середине XX века. Их можно было увидеть на множестве перекрестков в центре города. Некоторые кабины даже попали в историю, "снявшись" в кино – например, в киноленте "Девушка без адреса" и любимом миллионами "Служебном романе".

В таких кабинах автоинспекторы ОРУД (а позже – Госавтоинспекции и Дорожно-постовой службы) укрывались от дождя и ветра, пережидали снегопады зимой и солнцепек летом. Кроме того, из кабин, многие из которых поднимали на высоту до двух-трех метров, отлично просматривался вверенный дорожный участок, и переключать светофор в зависимости от загруженности трассы было удобнее. А широкий обзор позволял заметить и разрешить потенциально опасную ситуацию заблаговременно.
Триумфальная площадь в Москве. Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского – на втором плане
4 из 7
Привычным штрихом в городской панораме будки для советских милиционеров стали ближе к середине XX века. Их можно было увидеть на множестве перекрестков в центре города. Некоторые кабины даже попали в историю, "снявшись" в кино – например, в киноленте "Девушка без адреса" и любимом миллионами "Служебном романе".

В таких кабинах автоинспекторы ОРУД (а позже – Госавтоинспекции и Дорожно-постовой службы) укрывались от дождя и ветра, пережидали снегопады зимой и солнцепек летом. Кроме того, из кабин, многие из которых поднимали на высоту до двух-трех метров, отлично просматривался вверенный дорожный участок, и переключать светофор в зависимости от загруженности трассы было удобнее. А широкий обзор позволял заметить и разрешить потенциально опасную ситуацию заблаговременно.
© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанк"Стаканами" будки советских милиционеров прозвали горожане из-за внешнего сходства, и название прижилось. Сами кабинки при этом значительно отличались по оформлению.

Например, наземные посты цилиндрической формы (особенно если с чисто вымытыми стеклами) напоминали благородные бокалы, которые доставали из серванта на самые большие праздники. А кабинки, поднятые над землей, иногда напоминали граненые стаканы, летающие тарелки или же избушку на курьих ножках. Кстати, встретить такие посты можно было не только в Москве, но в разных городах советских республик.
Новый пост ГАИ на Театральной площади в Москве
5 из 7
"Стаканами" будки советских милиционеров прозвали горожане из-за внешнего сходства, и название прижилось. Сами кабинки при этом значительно отличались по оформлению.

Например, наземные посты цилиндрической формы (особенно если с чисто вымытыми стеклами) напоминали благородные бокалы, которые доставали из серванта на самые большие праздники. А кабинки, поднятые над землей, иногда напоминали граненые стаканы, летающие тарелки или же избушку на курьих ножках. Кстати, встретить такие посты можно было не только в Москве, но в разных городах советских республик.
© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкВ начале XXI века "стаканы" регулировщиков почти на десять лет пропали с территории Москвы.

В течение двух лет, с 2008 по 2010 год, в столице проводили реформу дорожно-патрульной службы МВД. В рамках работ почти все ветрозащитные кабинки в городе демонтировали. Одна действующая "граненая" будка в центре осталась напротив Боровицких ворот Кремля.

В 2017 году представители московского МВД обратились в мэрию столицы с просьбой восстановить кабины для регулировщиков по программе благоустройства. Проект был принят в исполнение, и на данный момент в Москве установлено уже 38 современных будок для сотрудников ДПС.
Новый пост ГАИ на Моховой улице в Москве
6 из 7
В начале XXI века "стаканы" регулировщиков почти на десять лет пропали с территории Москвы.

В течение двух лет, с 2008 по 2010 год, в столице проводили реформу дорожно-патрульной службы МВД. В рамках работ почти все ветрозащитные кабинки в городе демонтировали. Одна действующая "граненая" будка в центре осталась напротив Боровицких ворот Кремля.

В 2017 году представители московского МВД обратились в мэрию столицы с просьбой восстановить кабины для регулировщиков по программе благоустройства. Проект был принят в исполнение, и на данный момент в Москве установлено уже 38 современных будок для сотрудников ДПС.
© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкСовременные кабинки для регулировщиков чем-то напоминают своих советских предков, но при этом выглядят надежно и стильно. При создании будок проектировщики ориентировались на "стаканы" пятидесятилетней давности и пытались передать их эстетических вид и исторический образ.

Новые кабины выдержаны в серо-стальной гамме и украшены гербом Российской Федерации. Рядом – пульт управления светофорами. В отличие от советских "стаканов", в современных будках не подведено электричество и отсутствуют двери. Абсолютно все кабинки установлены на земле: обзор становится немного уже, однако при чрезвычайной ситуации сотрудник сможет быстрее покинуть пост и принять необходимые меры безопасности.
Новый пост ГАИ на Театральной площади в Москве
7 из 7
Современные кабинки для регулировщиков чем-то напоминают своих советских предков, но при этом выглядят надежно и стильно. При создании будок проектировщики ориентировались на "стаканы" пятидесятилетней давности и пытались передать их эстетических вид и исторический образ.

Новые кабины выдержаны в серо-стальной гамме и украшены гербом Российской Федерации. Рядом – пульт управления светофорами. В отличие от советских "стаканов", в современных будках не подведено электричество и отсутствуют двери. Абсолютно все кабинки установлены на земле: обзор становится немного уже, однако при чрезвычайной ситуации сотрудник сможет быстрее покинуть пост и принять необходимые меры безопасности.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Миллион кв м жилья по реновации уже введен за 11 месяцев 2021 г в МосквеДоля мигрантов на московских стройках составляет от 20 до 60%ЖК "Филатов Луг" в новой Москве введут в эксплуатацию в декабре - властиРоссияне в этом году вновь занялись обустройством дачАналитики выяснили, сколько россияне тратят на первый взнос по ипотекеЮристы рассказали, за что можно лишиться права на наследствоМосжилинспекция за неделю рассмотрела более 300 нарушенийВ Маршальском доме в центре Москвы отреставрировали лифтовые порталыВ Строгине собственники разделили квартиру на шесть студийЭксперты: нынешнее ослабление рубля приведет к повышению спроса на жильеМосгосстройнадзор проведет комплексную проверку для ввода ЖК "Филатов Луг"Новогоднюю инсталляцию у Ростокинского акведука установят в начале декабряКабмин рассмотрит вопрос о выделении 800 млн рублей на сельскую ипотеку"Дом.РФ" намерен реализовать еще десять проектов КРТ в РоссииВ Москве на фасаде дома разместили указатель класса энергоэффективностиМинстрой: пять тысяч строителей из Узбекистана отобраны для въезда в РоссиюВ Подмосковье выдали ключи дольщикам еще одного дома Urban GroupПатриарх Кирилл утвердил список храмов Москвы, которым нужна реставрацияДевелопер "А101" стал лауреатом премии Urban AwardsАБЗ-1 перенес на декабрь сбор заявок на облигации объемом до 2 млрд рублей