Москва это город, который постоянно меняется, и в последнее время эти перемены его только красят. Но все же люди, которые помнят столицу другой, не могут не испытывать ностальгических чувств — ведь в детстве мороженое вкуснее, а трава зеленее. Сайт "РИА Недвижимость" открывает цикл, где москвичи будут делиться воспоминаниями о той, какой столица была раньше.
Изменившийся Столешников
Заслуженный архитектор РФ, а также детский поэт Римма Алдонина жалеет о старом Столешниковом переулке, где прошло ее детство.
"Я уже лет с трех-четырех знала, что такое коммунизм. Это когда всем дадут то, что им нужно и при этом бесплатно! Денег тогда не будет совсем! И в тот день, когда отменят деньги, я первая с раннего утра прибегу к комиссионке в Столешниковом переулке и получу прекрасную куклу, которая у них выставлена в витрине! Это была мечта детства", — говорит она.
Позже ей нравилось возвращаться по переулку из школы, по дороге заходя почти во все его магазинчики. "Я помню их от Петровки до Большой Дмитровки: и "Меха", и "Табак", и "Галстуки", и "Ковры", и "Подарки", и та самая "Комиссионка" и "Вина" и прочие. Денег у меня не было, но нравилось смотреть на товары среди оживленной публики и воображать, что бы я купила. Столешников бурлил, кипел и всегда был полон людьми", — говорит она.
А сейчас Столешников, по словам Алдониной, пуст и полон иностранных вывесок на магазинах, в которых тоже пусто.

"И дома №14 по Большой Дмитровке, где я родилась и прожила 28 лет, тоже нет. Главмосстрой построил себе громадную каменную контору во дворе соседнего дома № 16 и так разошелся, что сломал и почти весь наш дом. Хороший средовой дом конца ХIХ века. Половина его долго стояла, его по документам были обязаны восстановить, но в конце концов доломали совсем", — печалится Алдонина.
Игры на заброшенном заводе
"Я очень жалею, что больше нет кирпичного завода в Черемушках", — говорит москвич Дмитрий Смирнов. Сейчас его территория полностью застроена высотными домами, большей частью в конце 90-х.
"Последний участок земли, где была проходная завода, застраивают сейчас. Говорят, что раньше там был бункер. Не знаю, как разрешили строить на его месте, но, может, это была просто байка", — рассуждает он.

Когда Дмитрий учился в школе, завод уже не работал, но помещения служили складами.
"Территорию никто особо не охранял, кроме одного сторожа, который нас постоянно гонял. Мы лазили туда и катались на вагонетках в заброшенных цехах. Еще мы подружились с работягами мигрантами, которые жили там в вагончиках. Они воровали игрушки со склада и раздавали нам", — говорит Дмитрий.
Он вспоминает, что грязи от заброшенного завода было много, но все равно в детстве веселья это никак не портило, поэтому очень сожалеет, что завод застроили. "Сразу появилась куча новых людей", — замечает он.
О кирпичном заводе в Черемушках вспоминает и другой житель Академического района Сергей. Правда, его воспоминания не такие радужные.
"Мой отец работал в милиции, — говорит он. — И в свое время его вызвали на территорию завода, потому что там обнаружили спрятанные трупы. Может быть, эти люди стали жертвами разборок бандитов в 90-е годы, и трупы просто спрятали на территории. Мать рассказывала, что после этого случая отец поседел".
Зарисовки о ЗИЛе
Москвич Виталий Сухов рассказал РИА Недвижимость про завод ЗИЛ. "Когда я учился в институте, нас посылали туда на практику. Завод уже "лежал на боку", но еще работал. Меня поразило, какой он огромный, просто город в городе, по территории ходили автобусы", — вспоминает он.
По его словам, работники завода уже тогда занимались всякой ерундой, но им тогда еще раздавали бесплатный кефир.
"И смешно было, конечно, когда они не закручивали гайки, а забивали их молотком. Я всегда считал, что это байки про наш автопром, но такое было и в реальности", — удивляется Виталий.
Еще он очень жалеет завод на улице Орджоникидзе. "У меня там работал отец, а теперь там сплошные торговые центры", — говорит он.

Ностальгия, которая меняется
"Для меня ностальгия меняется со временем", — рассказал РИА Недвижимость историк архитектуры, старший научный сотрудник отдела "Пресня" ГЦМСИР Денис Ромодин.
По его словам, в 1990-е он ностальгировал по "своим старым Сокольникам" с деревянными домами, колонками на улицах и прорывающейся сквозь асфальтовые мостовые брусчаткой.

"Сейчас я уже ностальгирую по районам в Кунцево или Хорошёво-Мнёвниках, где еще совсем недавно не было крупных автомагистралей, а с высоты редких 16-18-этажных домов в этих районах виднелось настоящее зеленое море", — рассказывает Ромодин.
Сейчас так не торгуют
Удивительно, но иногда жители столицы жалеют о местах, которые кому-то в наши дни могут показаться "дикими". Так, москвичка Мария Семенова жалеет о старой "Горбушке". "Раньше мы ездили туда покупать кассеты, диски. Там, конечно, было очень много бардака, все пиратское, торговали какие-то непонятные сомнительные люди", — замечает она.

Она вспоминает, что там было грязно, вечно толпы, могли обворовать, пока ходишь и смотришь по сторонам. Но с другой стороны, там было очень дешево и можно было найти "черта лысого".
"Там продавалось то, чего невозможно было найти в магазинах. И если даже чего-то не было, то можно было заказать и тебе бы привезли. Потом рынок переформатировался в обычный торговый центр со стандартным ассортиментом, и стало уже совсем не дешево, да и пропала та атмосфера", — сетует она.
Свое место в воспоминаниях москвички оставило даже такое неоднозначное место, как Черкизовский рынок.
"Конечно, это было весьма злачное место. Ходили даже байки, что одна девочка приехала туда и пропала. Тоже было очень грязно, неприятные торговцы… Меня там один раз продавец схватил за попу", — говорит она.
Главным преимуществом "Черкизона", указывает пенсионерка, была дешевизна, правда, в ущерб комфорту, как и в случае с "Горбушкой".
"Мои друзья из Подмосковья и ближайших областей устраивали туда целые шоп-туры. Ехали всей семьей, прятали деньги в трусы, чтобы не украли, и закупались там на целый год, проводя там целый день. Там еще не было примерочных, предлагалось мерить одежду, стоя на картонке, а продавец стоял и закрывал тебя куском ткани. Теперь вроде бы все переехало на рынок "Садовод", но это уже не то, да и туда далеко ехать. К тому же теперь все одеваются в ТЦ, это гораздо комфортнее", — вспоминает Мария Семеновна.
Истории собирала Анна СМИРНОВА