В 1884 году в английском Дартфорде открылся первый в мире лифт непрерывного действия — патерностер. В первой половине XX века они пользовались большой популярностью, пока их не сменили скоростные лифты. Сегодня в Европе осталось только несколько десятков действующих патерностеров, а в России — лишь один. О том, как работает "старичок", рассказывает и показывает сайт "РИА Недвижимость".
Патерностером, от латинского Pater noster, что дословно переводится как "Отче наш", лифт назвали из-за его сходства с четками. Подъемник представляет собой петлю с пассажирскими кабинками, которые непрерывно ходят по кругу в двух шахтах — одна предназначена для подъема, вторая — для спуска.
Поскольку лифт не останавливается, он не имеет дверей — пассажиры заходят и выходят из него прямо на ходу. По этой причине патерностер весьма медленный — кабины перемещаются со скоростью около 0,3 метра в секунду. При таких темпах подъемник проезжает один этаж примерно за 15 секунд.
Несмотря на это, из-за непрерывности движения, патерностеры могли перевозить гораздо больше пассажиров, чем обычные лифты.
Наибольшее распространение они получили в Европейских малоэтажных странах, в США же, где активно развивалось высотное строительство, почти не использовались. В Советском союзе было установлено несколько лифтов непрерывного действия. Например, в столичных зданиях Госторга, Центросоюза, Московского энергетического института и Народного комиссариата земледелия СССР (Наркомзема).
Во второй половине XX столетия электрические лифты стали гораздо быстрее, популярность патерностеров пошла на убыль. В 1974 году в Германии, одной из лидирующих стран по применению лифтовых "четок", навсегда прекратили их устанавливать.
Сегодня в большинстве стран ввод новых патерностеров запрещен. Дело в том, что они не приспособлены для пользования маломобильными гражданами.
В России остался только один действующий патерностер — в здании Наркомзема на Садовой-Спасской улице, 11/1, где сегодня расположено Министерство сельского хозяйства РФ.
По словам бывшего начальника отдела технического обслуживания и ремонта здания Николая Стаценко, патерностеры в построенном в 1933 году Наркомземе были установлены по предложению американских коллег.
В советское время лифты останавливали только во время Великой Отечественной войны. "Работали они всегда исправно. Всего их было четыре", — говорит Стаценко.
Сегодня остался только один патерностер, остальные заменили на современные электрические лифты. "Его сохранили благодаря предыдущему министру сельского хозяйства России — Николаю Федорову", — рассказывает Стаценко.
Последний отечественный патерностер теперь является историческим памятником, и теперь его модернизацию обязательно нужно согласовывать с департаментом культурного наследия. Масштабная реконструкция лифта проводилась два раза — были заменены пассажирские кабины, а также автоматика и системы безопасности. Сама конструкция осталась та же — можно сказать, что этот механизм вечен.
Для безопасности на каждом этаже у лифта установлены видеокамеры. За его работой постоянно наблюдают специально обученные диспетчеры — всего в штате восемь человек. "В кабине можно ездить только по два человека. Если диспетчер увидит, что, например, зашли три пассажира, он нажмет кнопку стоп", — рассказывает Стаценко.
Недавно лифт был отреставрирован: подъемный механизм модернизирован, однако многое удалось сохранить практически в первозданном виде: шахту из чистого хрусталя, чеканные узоры, кабину из красного дерева и миниатюрный диванчик, обитый кожей.
Недавно лифт был отреставрирован: подъемный механизм модернизирован, однако многое удалось сохранить практически в первозданном виде: шахту из чистого хрусталя, чеканные узоры, кабину из красного дерева и миниатюрный диванчик, обитый кожей.
Кабина и все механизмы лифта заменены на современные, поэтому им пользуются и сегодня, рассказывает Янукович.
Кабина и все механизмы лифта заменены на современные, поэтому им пользуются и сегодня, рассказывает Янукович.
Santa Justa был построен в Лиссабоне для перехода из низинного района Байша в район Шиаду на холме, разница между которыми составляет 32 метра. Высота подъемника – 45 метров, он выполнен из чугуна, а фасады декорированы в неоготическом стиле.
Santa Justa был построен в Лиссабоне для перехода из низинного района Байша в район Шиаду на холме, разница между которыми составляет 32 метра. Высота подъемника – 45 метров, он выполнен из чугуна, а фасады декорированы в неоготическом стиле.
Строительство 176-метровой высотки на Котельнической набережной завершилось в 1952 году. Лифтовые холлы высотки украшают барельефы, лепнина и росписи.
Первые лифты в доме заменили около 30 лет спустя, в 1980-х годах. В следующий раз в 2016 году, говорит начальник участка "Мослифта", обслуживающего эти лифты, Александр Вяльченков.
Строительство 176-метровой высотки на Котельнической набережной завершилось в 1952 году. Лифтовые холлы высотки украшают барельефы, лепнина и росписи.
Первые лифты в доме заменили около 30 лет спустя, в 1980-х годах. В следующий раз в 2016 году, говорит начальник участка "Мослифта", обслуживающего эти лифты, Александр Вяльченков.
Недавно лифт был отреставрирован: подъемный механизм модернизирован, однако многое удалось сохранить практически в первозданном виде: шахту из чистого хрусталя, чеканные узоры, кабину из красного дерева и миниатюрный диванчик, обитый кожей.
Кабина и все механизмы лифта заменены на современные, поэтому им пользуются и сегодня, рассказывает Янукович.
Santa Justa был построен в Лиссабоне для перехода из низинного района Байша в район Шиаду на холме, разница между которыми составляет 32 метра. Высота подъемника – 45 метров, он выполнен из чугуна, а фасады декорированы в неоготическом стиле.
Строительство 176-метровой высотки на Котельнической набережной завершилось в 1952 году. Лифтовые холлы высотки украшают барельефы, лепнина и росписи.
Первые лифты в доме заменили около 30 лет спустя, в 1980-х годах. В следующий раз в 2016 году, говорит начальник участка "Мослифта", обслуживающего эти лифты, Александр Вяльченков.