Рейтинг@Mail.ru
Как Тверская стала Есенинской, или Эволюция адресных табличек в Москве - Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как Тверская стала Есенинской, или Эволюция адресных табличек в Москве

Читать в
В ноябре 2018 года в Москве завершится обновление городской навигации. Теперь все адресные таблички выполняются на темно-синем фоне, а текст на них наносится белыми буквами. По сути, это возвращение к истокам: на рубеже XIX-XX веков знаки делались точно в таком стиле. Сайт "РИА Недвижимость" погрузился в историю столичных указателей.

В ноябре 2018 года в Москве завершится обновление городской навигации. Теперь все адресные таблички выполняются на темно-синем фоне, а текст на них наносится белыми буквами. По сути, это возвращение к истокам: на рубеже XIX-XX веков знаки делались точно в таком стиле. Сайт "РИА Недвижимость" погрузился в историю столичных указателей.

Нечто похожее на городскую навигацию в России, и в Москве в частности, впервые появилось в конце XVIII века. В 1785 году Екатерина II издала жалованную грамоту городам, в которой было указано, что в каждом городе любой дом или иное строение, участок или земля, обязательно должны быть пронумерованы, рассказывает старший научный сотрудник Музея Москвы Лариса Скрыпник.

Однако порядка тогда было мало: в первую очередь потому, что номера домов, которые выдавала Московская городская дума, не совпадали с полицейскими. При этом город разрастался, менялись его границы, появлялись новые дома, старые сносились. "В общем, была невероятная чехарда", — говорит Скрыпник.

Все изменилось после убийства Александра II. Пятого мая 1881 года была упразднена Московская управа благочиния (городское полицейское учреждение в Российской империи — прим. ред.), а затем проведена реформа полицейских частей. Эти преобразования потребовали точный список всех улиц и зданий, потому началось и обновление городской навигации.

Причем "по ходу пьесы" выявилось очень много забавных парадоксов. Например, по словам Скрыпник, Тверская улица начиналась с дома №320.


После устранения недоразумений все дома получили номера с соответствующими адресными табличками. Правда, потом еще некоторое время пришлось отвечать на жалобы москвичей: жители обращались в городскую управу, к примеру, потому, что не хотели жить в доме №13.

Таблички были прямоугольными, синего цвета, названия улиц на них наносилось белыми буквами. Сегодня в Музее Москвы хранится один из таких указателей, на нем написано "Кривоколенный переулок". Через десять лет в столице также появились круглые таблички с керосиновым фонарем сверху — чтобы их было видно и ночью. Однако они оказались не очень долговечными: во-первых, потому что коптились, во-вторых, поскольку фонари протирали тряпками, смоченными керосином, с табличек быстро стирались буквы.

© Музей Москвы Кривоколенный переулок
Кривоколенный переулок

"После революции 1917 года история переименований улиц вышла на совершенно новый уровень: названия менялись в массовом порядке", — говорит Скрыпник. При этом первое время средств на изготовление новых адресных указателей не было, и старые синие таблички замазывали ярко-оранжевой краской, а сверху по трафарету наносили социалистические названия. Но нередко краска сползала, и на улицах висели таблички, сквозь советские названия которых просвечивали имперские.

Впрочем, москвичи в то время на указатели почти не обращали внимания: они отлично знали свой город, и ориентировались, в основном, по домовладениям и церквям.

В пользу этого утверждения говорит одна интересная история, которая произошла в 1921 году, рассказывает Скрыпник. Тогда несколько поэтов-имажинистов решили "восстановить справедливость": их возмущало, что в Москве нет улиц, названных в честь представителей их литературного направления. Они заказали частному мастеру изготовить таблички с альтернативными названиями, и повесили их вместо настоящих однажды ночью. Например, Тверская улица стала Есенинской, а Большая Дмитровка — Кусиковской. Поэты с нетерпением ждали реакции, но ничего не происходило.

От отчаяния Александр Кусиков решил доехать до "своей" улицы. Поэт остановил извозчика и сказал ему ехать до Кусиковской, на что получил ответ: "Такой улицы в Москве нет". Литератор пытался доказать свою правоту, но все было тщетно. Тогда он сказал: "Хорошо, вези на Большую Дмитровку". Приехали, остановились напротив таблички на доме с новым названием, и поэт воскликнул: "Вот, видишь? Кусиковская улица! А ты говоришь, что ее нет!". На что извозчик ответил: "А нам без разницы". Спустя несколько дней таблички просто сняла полиция, общественной реакции экспериментаторы так и не дождались.

Уличная схема линий Московского метро у входа на станцию Лубянка
Столичный гид: как ориентироваться в Москве без карт и навигаторов

После Великой Отечественной войны, когда Москву начали активно застраивать, стала обновляться и навигация. Например, появилось много дробных номеров зданий: в городе создавали вторую и третью линии домов.

Спустя несколько десятилетий, поскольку каждый район выдавал номера домам по-своему, городскую навигацию пришлось приводить в порядок. В 1976 году Мосгордума издала несколько документов, регламентирующих внешний вид указателей, тогда же впервые появились и световые табло.

© Музей Москвы2-й Хвостов переулок
2-й Хвостов переулок

К 2013 году столице потребовалась очередная модернизация городской навигации. В советские годы таблички в основном выполнялись на белом фоне, текст наносился черными буквами, в 1990-е годы было установлено много указателей на белом фоне с синими буквами, сохранилось немало и круглых табличек с электрическими лампами в "домиках" сверху. "В общем, система сильно устарела, была очень разрозненной", — говорит заместитель руководителя ГБУ "МАЦ" Наталия Ремезова.

По ее словам, реализация программы по приведению городской навигации в едином стиле стартовала в 2014 году, до ноября 2018 года она будет закончена. "Для новых табличек мы выбрали "исторический" стиль — синий фон и белые буквы. Важно отметить, что такое цветовое решение, во-первых, легко для визуального восприятия, и, во-вторых, не пересекается с цветовой гаммой дорожных знаков, включающей желтый, красны и черно-белый", — рассказывает Ремезова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала