В этом году "Мослифт" отмечает юбилей — 65 лет. По словам гендиректора компании Вартана Авакяна, компания сегодня является крупнейшим предприятием России, предоставляющим сервисное обслуживание для лифтов, и пятой по размеру лифтовой компанией в Европе. В интервью РИА Недвижимость глава "Мослифта" рассказал о том, как в ближайшие 5 лет предприятие собирается наращивать собственное производство.
- Вартан Нахапетович, в этом году "Мослифту" исполнилось 65 лет. Расскажите, что сегодня собой представляет "Мослифт"?
— По сути, мы — пятая лифтовая компания в Европе по размеру сервисного портфеля, если не учитывать "отдельную планету" — Китай и другие азиатские страны. Среди западных предприятий крупнее нас только Otis Elevator Company, ThyssenKrupp, Schindler и KONE, у которых на техническом обслуживании находится 1,5-1,9 миллиона единиц оборудования, в том числе траволаторы, эскалаторы и движущиеся дорожки. Помимо "Мослифта", в Москве работает еще примерно 140 лифтовых компаний, наши основные конкуренты — Otis, СП "Практика", "Подъем" и "Лифтек".
Сегодня "Мослифт" обслуживает около 70 тысяч лифтов и подъемников в Москве, в основном — в многоквартирных домах. Весь лифтовый парк столицы включает примерно 130 тысяч единиц, из которых на дома приходится приблизительно 90 тысяч. Выходит, в зоне нашей ответственности — две трети всего жилого фонда города.
Также у нас есть производственная база, где мы ремонтируем лифтовое оборудование, изготавливаем запасные части. С 2014 года мы начали производить собственные лифты, разработанные нашими специалистами. Это нишевый продукт — лифты грузоподъемностью 400 и 630 килограммов, которые подходит для установки в узкие шахты старых домов постройки 1960-1970 годов. Сейчас мы, конечно, не конкурируем с крупными заводами: в 2017 году было изготовлено лишь 120 лифтов. Однако у нас уже больше заказов на эту продукцию, чем мы можем сейчас изготовить.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о лифтах собственного производства. В чем заключается их преимущество?
— Наши лифты — "Лидер" и "Лидер плюс" грузоподъемностью 400 и 630 килограммов, как я уже говорил, рассчитаны на шахты в старых домах, где раньше устанавливали лифты с распашными дверями.
Наш продукт позволяет сохранять площадь пола благодаря системе телескопических четырехстворчатых дверей. Лифты снабжены качественными светодиодными светильниками, которые снижают потребление электроэнергии в пять раз. На всю высоту створок установлена оптическая завеса, или "шторка", которая не дает закрываться дверям, если в проеме находится человек или какой-то предмет. Купе кабины выполнено из антивандальных металлических панелей.
Кроме того, продукция адаптирована для маломобильных групп граждан: расширенный до 80 сантиметров дверной проем подходит для инвалидных колясок, цифры на кнопках приказной панели дублируются символами азбуки Брайля, выделение ярким цветом дверного проема и речевой информатор позволяют пользоваться лифтом слабовидящим пассажирам.
Хочу отметить, что после установки наших лифтов мы в дальнейшем скрупулезно отслеживаем сбои в работе, анализируем их, чтобы улучшать качество и получать положительные отзывы.
- Лифты чьего производства вы обычно устанавливаете? Находится ли отечественное оборудование на столь же высоком уровне, что и зарубежное?
— Поскольку в настоящий момент наше производство еще не крупное, чаще мы монтируем продукцию сторонних производителей — российские лифты Щербинского и Карачаровского заводов, зарубежные KONE, ThyssenKrupp и другие. Приятно отметить, что было уже несколько случаев, когда жители соседних домов, с теми, где работают наши лифты, просили управляющие компании установить продукцию "Мослифта".
Средняя цена лифтов "Мослифт" на 9 этажей вместе с монтажом равна примерно 1,4 миллиона рублей, в той же ценовой категории находятся лифты других российских производителей. Стоимость зарубежной продукции в базовой комплектации составляет приблизительно столько же, но на деле цена обычно получается гораздо выше из-за множества дополнительных функций. При этом для среднеэтажных домов обычные российские лифты по качеству практически не уступают зарубежным.
- Сколько сейчас в портфеле "Мослифта" российской и зарубежной продукции и сколько примерно лифтов вы устанавливаете в год?
— В нашем сервисном портфеле основная часть — это лифты российского и советского производства, примерно 60 тысяч штук. Еще около 10 тысяч единиц приходится на лифты Otis. Также мы обслуживаем оборудование других иностранных производителей (KONE, ThyssenKrupp, HYUNDAI) и несколько эскалаторов.
В год мы монтируем где-то тысячу лифтов. Например, в 2017 году 85% установленной продукции составили лифты Щербинского и Карачаровского заводов, а 12-14% — нашего собственного производства, зарубежную продукцию мы почти не использовали.
- Планируете ли вы увеличивать количество устанавливаемых лифтов, производство, расширять сферы деятельности?
— Да. В целом, компания нацелена на активное развитие. В настоящий момент мы развиваем отдел реализации — планируем увеличивать продажи и своих лифтов, и сторонних производителей, если заказчику нужна специфическая продукция.
Сейчас на базе старых цехов завершается формирование полноценного завода для производства лифтов в больших объемах — в 2018 году планируется выпуск 500 единиц оборудования. Раньше завода как такового не было, в этих цехах иногда при необходимости собирались лифты. Это было почти ручное производство, как Rolls-Royce. Модернизированное производство в полном объеме мы планируем запустить в апреле-мае. Также мы создаем структуру по монтажу и обслуживанию лифтов в объектах коммерческой недвижимости — торговых центрах, бизнес-центрах. В 2018 году мы собираемся взять в свой портфель примерно 500 единиц в таких объектах.
Еще одна точка роста для нас — создание специального отдела по установке и обслуживанию лифтов со скоростью свыше 2 метров в секунду.
- В каком состоянии сейчас находится лифтовое хозяйство в жилых домах в целом?
— По сути, отвечая на этот вопрос, мы говорим о состоянии лифтового оборудования в жилом фонде Москвы в целом. За последние пять лет в столице было заменено более 30 тысяч единиц оборудования. Город меняет все устаревшие лифты в рамках программы капремонта.
- Если пассажир застрял в кабине лифта, в течение какого времени устранят поломку?
— Здесь сроки строго регламентированы: освободить пассажира из кабины лифта нужно в течение получаса, устранить неисправность при поломке оборудования за 2-3 часа, проведение капитального ремонта, если он необходим, не более чем за 72 часа. Поэтому у нас круглосуточно работает 47 аварийных экипажей и 17-20 мобильных бригад.
- Предприятие принимает участие в программах правительства по капремонту и замене лифтов, созданию безбарьерной городской среды. Насколько велика доля госзаказа в портфеле компании?
В прошлом году мы работали по крупному контракту со столичным департаментом ЖКХ по программе создания безбарьерной среды в городе. В этом направлении мы сотрудничаем и с частными организациями.
А по программе капитального ремонта многоквартирных жилых домов участвуем в замене лифтов: 60% лифтов меняем в домах, которые находятся в управлении ГБУ (государственные бюджетные учреждения, услуги которых оплачивают жители), и 40% — в объектах на обслуживании ТСЖ (товарищество собственников жилья), ЖСК (жилищно-строительный кооператив) или УК (управляющая компания).
- Планируете ли вы создание новых моделей оборудования? Какие в целом планы у компании на этот юбилейный год?
— Имея один из самых больших портфелей по техническому обслуживанию лифтов в Европе, мы хотим стать компанией полного цикла. А именно: самостоятельно проектировать лифтовую продукцию, производить ее, монтировать и обслуживать. В дальнейшем мы собираемся наращивать собственное производство лифтов — в 2019 году выпустить уже тысячу лифтов, через пять лет хотелось бы выйти на уровень мощного завода — производить хотя бы 5 тысяч единиц оборудования в год. На ближайший год у нас в приоритете занять свою нишу на рынке, чем мы уже начали заниматься. Для развития производства нам нужны хорошие отзывы и новые заказы. Весной мы собираемся начать выпуск новой модели лифтов, но пока подробности об этом продукте не раскрываем.
Также мы продолжим начатое в прошлом году улучшение работы аварийно-диспетчерской службы. Например, мы уже создали возможность для наблюдения местоположения экипажей в реальном времени, перевели передвижение сотрудников в некоторых случаях на общественный транспорт. Благодаря такой оптимизации в 2017 году нам удалось значительно улучшить показатели компании.
Конечно, мы собираемся сохранить эту тенденцию и в наступившем году, но насколько это получится — пока не будем загадывать.
Беседовала Мария ПЕРЕВОЩИКОВА