МОСКВА, 27 дек — РИА Недвижимость. Двухуровневый Северо-Западный тоннель под землей обслуживает участок "синей" ветки метро, а на земле — потоки автомобилей. К десятилетию этого уникального инженерного сооружения Москвы РИА Недвижимость рассказывает о его устройстве и работе.
Под присмотром 80 "глаз"
Следить за движением автотранспорта в тоннеле, по которому в час проезжают сотни машин, непросто. Однако на помощь приходят налаженная система диспетчерской службы и установленные по всей протяженности тоннеля камеры. При этом, по словам заместителя главного инженера эксплуатационного участка тоннелей ГБУ "Гормост-ТСБ" Алексея Зубкова, за изображениями с 81 камеры в диспетчерском зале наблюдают лишь три сотрудника.
"Это усиливает взаимодействие между ними. Начальник дежурной смены осуществляет оповещение спецслужб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а его заместители докладывают ему о происходящем", — говорит Зубков.
Тоннель под природоохранной зоной Серебряноборского лесничества на северо-западе Москвы был открыт ровно десять лет назад. Он начинается в районе пересечения Крылатской и Осенней улиц и заканчивается в Троице-Лыкове. Тоннель является частью Краснопресненского проспекта, а уникальность объекта заключается в его сложной конструкции – он состоит из трех "ниток".
Нижний ярус тоннеля предназначен для движения поездов на участке Арбатско-Покровской линии метро, верхний – для автотранспорта. Кроме того, для коммуникаций и эвакуации людей между основными тоннелями сооружен малый сервисный тоннель.
Длина основных тоннелей составляет более 3 тысяч метров, диаметр – порядка 14 метров, а глубина залегания в отдельных местах достигает 44 метров.
Безопасность на автомате
По словам Зубкова, диспетчерская — это сердце тоннеля, но даже если бы ее не было, все инженерные системы в случае необходимости отработают в автоматическом режиме без участия человека.
"При проектировании тоннеля были предусмотрены самые современные инженерные системы, начиная от системы противопожарной автоматики, заканчивая системой вентиляции", — добавляет он.
Верхний тоннель для автотранспорта имеет три полосы движения и две служебные пешеходные банкетки. Для обеспечения тоннеля вентиляцией работает трансформаторная подстанция. Мощности трансформаторов, которые питают вентиляторы, составляют 1,6 и 2 тысячи киловатт.
Для того чтобы водителям хватало воздуха во время проезда по тоннелю, работают восемь вентиляционных камер, а на случай пожара есть система дымоудаления. Тоннель обслуживают две насосные станции пожаротушения — даже если одна из станций не сможет функционировать, вторая в силах доставить воду для тушения огня на всю протяженность тоннеля.
Половина из имеющегося оборудования нужна на случай возникновения чрезвычайной ситуации, для поддержки штатной ситуации хватило бы и меньшего числа систем, объясняет главный инженер эксплуатационного участка тоннелей ГБУ "Гормост-ТСБ" Дмитрий Величкин.
"Станция Д"
Нижний подземный уровень тоннеля является частью перегона между станциями "синей" ветки метро "Крылатское" и "Строгино". Длина этого перегона составляет порядка 6 километров, и по нормам безопасности необходима специальная станция для экстренной эвакуации — аварийный выход.
Такая спецстанция сооружена у южного портала Северо-Западного тоннеля и носит неофициальное название "Тоннельная" или "Станция Д", говорит начальник эксплуатационного участка тоннелей ГБУ "Гормост- ТСБ" Федор Маху. На схеме столичного метро она не обозначена, так как по сути является притоннельным сооружением.