Сейчас трудно представить, что когда-то Новый год не сопровождался салатом оливье, шампанским и украшенными по всей стране елками, а вместо них были магические ритуалы, светские приемы и другие забавы. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить, как праздновали Новый год в Москве в разное время.
Веселье на 21 день
Истоки празднования Нового года уходят в далекое прошлое. 20 декабря у древних славян было последним днем осени, а 21 декабря, в солнцеворот — день зимнего солнцестояния, начинался Колядень — первый месяц зимы. Его и считали отсчетом нового года. В этот же день отмечали рождество Коляды, ипостаси одного из главных славянских богов Даждьбога (Дажбога, Дажьбога), воплощавшего Солнце. Празднование языческой версии Рождества и Нового года растягивалось у древних славян на 21 день, помогая скоротать темную холодную зиму.
Кстати, народные обычаи позже закрепятся и в праздновании христианского Рождества. Например, обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи в масках с песнями и добрыми пожеланиями. Он неоднократно осуждался церковными властями как языческий, а поэтому постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
Перепутья летоисчислений
Обычай начинать год с сентября месяца пришел на Русь из Византии вместе с церковными обрядами. С принятием христианства в X веке был введен в обиход юлианский календарь, однако летоисчисление велось от сотворения мира до тех пор, пока царь-реформатор Петр I росчерком пера 7208 год от сотворения мира не утвердил 1700 годом от Рождества Христова.
"Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря по примеру всех христианских народов", — говорится в его указе. Отныне новый год стали исчислять с первого дня января.
Рождество vs Новый год
Несмотря на то, что главный реформатор новогодних гуляний в России Петр I и ввел традицию пышного отмечания Нового года, он все же был второстепенным по значимости мероприятием. Главным же праздником оставалось Рождество, отмечаемое в XIX веке 25 декабря. Его встречали за ужином в кругу семьи, к нему готовились, делались своими руками подарки. А вот традиция ставить в домах украшенные елки была привезена в Россию немецкой принцессой Шарлоттой Прусской, ставшей императрицей Александрой Федоровной, рассказывает москвовед Ирина Левина.
После Рождества начинались святки, гадания, колядки, которые продолжались до Крещения. И на эту святочную неделю выпадал Новый год.
Светское и семейное
Что касается Москвы, то, например, в 1913 году вся фешенебельная часть города встречала этот праздник в гостинице "Метрополь", рассказывает Левина. "После торжественной встречи и шумных приветствий дамам подносили новогодние сюрпризы. К часу ночи перед каждым гостем появлялся целый ассортимент карнавальных игрушек, а в 3 часа столы уже сдвигались, начинались танцы и веселие продолжается вплоть до утра", — говорит она.
А еще до революции, по словам москвоведа, был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати "при полном параде" совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев.
Если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце примерно 4 января, рассказывает Левина. Официальной резиденцией императорской фамилии во время пребывания в Москве в XIX веке являлся Малый Николаевский дворец, где также устраивались новогодние балы. К сожалению, дворец до наших дней не сохранился. Он располагался в Кремле рядом с Чудовым монастырем и был построен в 1775 году по проекту архитектора Матвея Казакова.
Также новогодние приемы по традиции проводились во дворце московского генерал-губернатора на Скобелевской (ныне Тверской) площади. В настоящее время в здании располагается мэрия Москвы.
Особый формат празднования нового года в XIX веке можно было наблюдать в различных московских клубах — Английском, Немецком и Купеческом. Там устраивались костюмированные постановки, причем участниками данных действ были в основном мужчины, замечает Левина.
А вот специальных массовых новогодних гуляний для детей в XIX веке не было. Каждая семья просто устраивала праздник для детишек у себя дома. На балы же девушки и юноши допускались только по достижении 16 лет.
Советский стайл
После революции коммунисты активно боролись с церковными праздниками, а поэтому позиции Нового года и Рождества в праздничном календаре резко меняются, как и формат их проведения.
"Рождество было запрещено, а основное празднование перенесли на Новый год, сделав его не только семейным, но еще и коллективным праздником", — рассказывает историк архитектуры, москвовед Денис Ромодин.
В 20-х годах ХХ века в связи с реконструкцией Большого Кремлевского дворца главное новогоднее торжество проходило в Большом театре, куда допускались партийные функционеры и партийный актив московского горкома. К середине 30-х годов рождественская ель, запрещенная в 20-х годах, была снова разрешена и стала центральным элементом новогодних торжеств.
1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошел бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны. Народные же новогодние празднования в ту пор шли по всей Москве в клубах, театрах, домах культуры.
Культ Нового года снова возрос после окончания Великой отечественной войны. И хотя праздничные застолья в то время организовать было крайне сложно, зато к празднику подключилось телевидение, задав новые традиции.
"Где-то с 50-х годов работающий телевизор стал неотъемлемой частью этого праздника. Новогоднее обращение главы государства к жителям с экранов телевизоров началось во времена правления Леонида Брежнева, но изначально не приобрело общенациональный смысл, поскольку его речи было сложно слушать", — рассказывает Ромодин. А вот традиция слушать руководителей внимательно пошла уже со времен правления Михаила Горбачёва, отмечает он.
Еще в хороших московских домах была традиция ставить елку во дворе и организовывать праздник для всех жильцов. Например, в "5-м Доме Советов" на улице Грановского (ныне Романов переулок), где селились представители сталинской военно-партийной номенклатуры, всегда были свои закрытые праздники. А в каких-то домах Москвы были даже свои собственные дворцы культуры, встроенные прямо в здание — как, например, в высотке на Котельнической набережной (там, где в 1966 году был открыт кинотеатр "Иллюзион").
Украшать город активно начали в начале 50-х годов, обращает внимание Ромодин. По его словам, сначала это были елки, затем различные украшения с народными мотивами. А уже в 70-е зародилась традиция проводить в Москве рождественские ярмарки.
Традиции празднования Нового года мало изменились со времен распада СССР, считает он. Зато проникновение западной культуры сильно сказалось на популярности тех или иных элементов новогодних украшений, а главное — на внешнем виде главного героя праздника.
"Когда в начале 1990-х годов в российскую культуру проник Санта Клаус, он изменил облик нашего Деда Мороза. Изначально, отечественный Дедушка Мороз традиционно носил синие одеяния, а теперь все чаще появлялся в красных", — заключает Ромодин.