Существует несколько проблем, которые мешают нам сосредоточиться на работе, вгоняют в прокрастинацию (откладывание важных дел — прим. ред.) и даже могут сказаться на здоровье. Вот наиболее распространенные из них, а также предложенные дизайнерами методы борьбы с напастью.
Шум
Посторонние звуки — один из наиболее распространенных отвлекающих факторов, особенно офисе формата open space. Все чаще сотрудники высказывают недовольство этой универсальной офисной планировкой. Как можно сосредоточиться на задаче или сделать конфиденциальный звонок, если справа от тебя коллеги устроили брейн-сторм, а слева руководитель отдела демонстрирует принципы наставничества новому сотруднику, указывает генеральный директор Kinnarps в России Теему Нурминен.
Для комфорта сотрудников в офисе нужно создать благоприятный акустический климат, рассказывают представители мебельной компании Martela. Например, неплохо было бы принять специальные внутренние правила, к примеру, создать silence room (комнату тишины), в ней нельзя говорить по телефону, разговаривать, а можно только тихо и сосредоточенно работать. "По нашим опросам, такое помещение востребовано в каждом первом офисе, где есть open space", — подчеркивают в Martela.
Также эксперты рекомендуют завести "телефонную будку", в которой, напротив, можно кричать, говорить по телефону, и где вы никому не будете мешать своим громким эмоциональным разговором. Очень часто в офисе негде поговорить по телефону — все всё слышат и слушают. "Сотрудники уходят в коридор, занимают для этого целую переговорную комнату или даже разговаривают в туалете. Это абсурд — нужно создать нормальные условия для телефонного разговора", — сетуют в Martela. На рынке представлены как телефонные будки в чистом виде, так и конференц-модули, вмещающие в себя до 4 человек, позволяющие совместно с коллегами решать секретные задачи, проводить мозговые штурмы и важные разговоры тет-а-тет, добавляет Нурминен.
Если ни внутренних правил, ни специальных модулей в офисе нет, можно защитить самого сотрудника. Например, подвесные полупрозрачные экраны эффективно рассеивают звуки в офисе, а также визуально зонируют пространство. Также на помощь придет модульная система перегородок на основе пяти-, шестиугольников, выполненных из фетра. Модули могут иметь разный дизайн и цвет, их можно свободно сочетать между собой, рассказывает Нурминен.
Хороший акустический климат создается как отделочными, так и декоративными материалами, продолжают в Martela. Для его создания можно использовать настенные панели, специальные акустические светильники и перегородки.
Свет
Учение, как известно, свет, и работа — тоже свет. От качества освещения зависит, как быстро мы начнем уставать и отвлекаться.
Оптимально, когда освещение можно постоянно регулировать и подстраивать под текущие потребности, причем идти оно должно из нескольких источников. Идеальный баланс — естественный свет из окна, потолочное освещение и настольный светильник с возможностью регуляции интенсивности и направления света. В Martela рекомендуют использовать качественное искусственное освещение — теплое, в диапазоне 300-500 люкс на рабочей поверхности. Лайфхак: диапазон можно измерить специальным прибором — люксомером. Он есть в свободной продаже. Их минимальная стоимость — порядка 2 тысяч рублей.
Приватность
Вероятно, самая большая проблема, с которой сталкиваются сотрудники open space офисов — полное отсутствие приватности. В теории у всех на виду сложнее отлынивать от работы, на практике же постоянное нахождение под чужими взглядами и практически непрекращающийся контакт с окружающими мешают сосредоточиться даже ответственным и собранным сотрудникам.
"Пространства внутри пространства" — важный тренд в создании корпоративных интерьеров сегодня, обращает внимание Нурминен. С одной стороны, это создание приватности внутри большой корпоративной коммуналки, во-вторых, борьба с акустическим хаосом. Небольшие офисные хижины были придуманы как раз для того, чтобы, не прибегая к помощи капитальных сооружений, отгородиться от всего того, что мешает офисной продуктивности, продолжает он.
Другая концепция построения офисного пространства — Activity Based Working — объясняют в Martela. Она подразумевает, что специалист как бы "серфит" по офису, выбирая каждый раз себе наиболее удобное рабочее место для выполнения той или иной задачи. Для этого созданы уединенные места для тихой работы, акустически защищенные мебельные группы для коротких встреч на 2-3 человека, переговорные комнаты для длинных встреч, высокие барные столы для работы стоя, кафе для неформальных и творческих встреч и прочее. Чем больше разных форматов — тем полезнее для здоровья, тем более способствует росту продуктивности специалиста, подчеркивают в Martela.