Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Несостоявшийся декаданс: как я ездила на архитектурную биеннале

Выпускающий редактор РИА Недвижимость

Выпускающий редактор РИА Недвижимость Мария Неретина съездила на I Российскую молодежную архитектурную биеннале и решила поделиться своим особым мнением.

Отчего-то, собираясь в командировку на архитектурную биеннале, я рисовала в воображении почти Серебряный век: шали, тонкие сигареты в мундштуках, монокли и туманный вечер в Петербурге. Разумеется, я отлично знала, что место действия — Татарстан, но ассоциативный ряд ничем не убьешь.

И, конечно, все получилось не так: вместо томных полумертвых декадентов — собранные энергичные журналисты из федеральных СМИ, вместо сонного Питера — веселая солнечная Казань, вместо архитектурной биеннале… Да нет, как раз биеннале имелась, причем лучше, чем я ее себе нафантазировала. То есть никто не заламывал тонкие артистические руки и не предлагал жить во дворце или в коммуне.

Кроме того, поражал масштаб. Не гулкие залы какого-нибудь запыленного павильона (вот не знаю, откуда взялся этот образ), а футуристический Иннополис. Яркий, ультрасовременный, хотя и несколько странно смотрящийся посреди пасторальных пейзажей. И здесь, и в Казани, где нас поселили, невозможно было пройти километр так, чтобы не наткнуться на символику биеннале: она всюду — на флагах, баннерах, деловитых огромных автобусах и представительских автомобилях. Да и прессы оказалось много — по ощущениям больше сотни человек из местных и федеральных изданий. Размах такой, что я даже оробела.

Работы выглядели бодро, симпатично, но, как мне сперва показалось, абсолютно одинаково. Вот тут нужно покаяться: весь первый день я, что называется, смотрела в книгу и видела фигу. То есть опять подвело воображение, которое уверяло, что, раз архитекторы молодые, то сейчас я увижу мир "Пятого элемента" и "Сталкера" в одном флаконе. В итоге в первый день я умилялась на футуристические работы числом три штуки (из 29 вышедших в финал биеннале), а остальные как-то не возбудили воображения.

Объективность вернулась ко мне на второй день, причем "открыл глаза" не кто-нибудь, а сам министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Он, правда, не хотел. Точнее хотел, но не мне — я просто бродила следом за ним вместе с армией журналистов и слушала диалоги с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. "Обратите внимание на крыши — они предлагают скошенные! Вот мы все строим с плоскими, а молодежь хочет такие", — сказал министр. И вот тут-то я и прозрела.

© Пресс служба Первой российской молодежной архитектурной биенналеПроект коллектива из Казани
Проект коллектива из Казани

Позорище, на самом деле: ведь за эти самые скошенные крыши я агитирую уже не первый год, даже написала об этом колонку! И за разноцветные дома, и которые предложили многие из участников биеннале, и тоже.

Устыдившись и мысленно поблагодарив министра за наставление (это был не сарказм, а правда жизни), прошлась по биеннале снова — уже без иллюзий.

Надо сказать, что не все выводы первого дня оказались несправедливы. Действительно, подавляющее большинство работ представляло собой малоэтажку.

Из интересного и хорошего, помимо скошенных крыш — наконец-то архитекторы "разрешили" домам быть разных цветов и стилей. Вот серьезно, однообразность — бич наших жилых кварталов. Участники сделали доброе дело, разнообразив не только цвета, но и фактуру фасадов, рисунок окон и балконов, высоту и конфигурацию зданий. Если так пойдет и дальше, "единый архитектурный стиль" (когда все дома одинаковые, а ты в них — Женя Лукашин) станет историей, и городские окраины наконец-то станут красивыми.

Но вместе с тем, на мой предвзятый и субъективный взгляд, круче всего смотрелись те работы, где авторы не побоялись разбавить малоэтажку высотными доминантами. Именно таков проект у Citizenstudio — команды, которая взяла главный приз биеннале, а также спецсприз Минстроя. Жюри, несомненно, руководствовались множеством факторов, но для себя я обосновала решение одной фразой: "Разнообразие — это прекрасно".

Другой проект, который тоже цепляет, приза не получил, но он все равно классный и заслуживает внимания. Потому что тоже — не торжество малоэтажки, а отважное использование доминант. Его представил архитектурный квартет из Казани — Владислав Куликовский, Арсен Хаиров, Михаил Капитонов и Тимур Степанов. Их идея — встроить башни-доминанты прямо в невысокие дома. В описании проекта авторы указали, что это ради достижения экономической целесообразности проекта. И мои пять копеек — только так достигается ломаная линия городского горизонта. Почему это важно? Ну, мы же все любим пейзаж с горами именно из-за этой вот изломанности, зигзагов. Зачем лишать себя этого в городах?

© Пресс служба Первой российской молодежной архитектурной биенналеПроект победителей биеннале Citizenstudio
Проект победителей биеннале Citizenstudio

А теперь — ложка дегтя. Общая картина работ на биеннале создавала впечатление, что архитекторы внимательно читали урбанистические блоги и статьи. То есть большинство представленного — очень уж в мейнстриме.

Объективности ради отмечу, что я спрашивала организаторов об этой закономерности, и они решительно отвергли все мои домыслы, приведя вполне убедительные аргументы: опросы общественного мнения показывают, что люди хотят жить именно в малоэтажных кварталах, то есть архитекторы представили не то, что модно, а то, что востребовано реальными конечными потребителями. Кроме того, малоэтажка — это никакой не мейнстрим, потому что строят сейчас вовсе не ее, а высокие жилые дома-муравейники.

И то, и другое — правда, но все же… У меня тоже есть аргументы. Например, я не поленилась внимательно прочитать все описания проектов: 13 из 29 описаний содержат модное словосочетание "общественные пространства", пять — жутковатое слово "сомасштабность", восемь — чиновничье "благоустройство" и еще пять — монструозное определение "рекреационный".

К чему я это? К тому, что все это — из лексикона людей, считающих себя специалистами по градостроению. Отсюда же странноватые идеи разместить во дворах, например, лектории.

Зато из трех футуристических проектов, вышедших в финал биеннале, два — именно высотные. Из этого я делаю вывод, что стоит архитектору, творцу, перестать оглядываться на текущую повестку — он предложит совсем другие концепции. И это хорошо, потому что сила — в разнообразии.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Стоимость ипотеки в России в декабре выросла до максимума с 2015 годаПравительство одобрило проект по улучшению жилищных условий в ТОРЮрист предупредила, кого не могут выселить из вашей квартирыЭксперты опасаются роста ставок по ипотеке до 16 процентов в 2022 годуМэрия Элисты отрицает задолженность перед строителями дома для переселенцевТело пенсионера обнаружили в горевшем многоквартирном доме в ТулеМосквичам придется убрать балконы-самострои на востоке столицыПрокуратура не нашла нарушений в действиях мэрии Элисты при стройке домаВ Госдуму внесли законопроекты для запуска "Дальневосточного квартала"В старинном доме на Цветном бульваре провели капитальный ремонтВ Национальном космическом центре установят двухэтажные лифтыРяду инвесторов на Дальнем Востоке облегчат получение статуса резидента ТОРMR Group начала продажу новых квартир у метро "Тушинская" в МосквеСобянин и Рогозин осмотрели ход строительства космического центра"Донстрой" в 2021 году передал дольщикам 1,7 тысячи квартирВ Москве и области вырос объем подключений предпринимателей к электросетям"Циан": медработникам из-за COVID-19 стало сложнее снять жилье в Москве"ТСК Мосэнерго" подала в суд заявления о возврате долгов на 2,8 млрд рублейОбъем сделок со складами Петербурга вырос почти в три раза"Дом.РФ" и "Абсолют банк" выпустят ипотечные облигации на 100 млрд рублей