ШКОЛА XXL
Тандем архитектуры и образования в проекте самой большой школы в Москве

Школьные здания — это особый вид архитектуры. Здесь важно соблюсти не только технические параметры строения, но и адаптировать его под особенности образовательного процесса. Уже сейчас появляются уникальные проекты школ, которые строятся с учетом пожеланий учителей и учеников, помещения в которых легко трансформируются, а сами здания становятся открытым пространством для общения и творчества. Как выглядит школа будущего уже сегодня, изучайте в спецпроекте РИА Недвижимость на примере самой большой школы в Москве.

Глава 1
ШКОЛА IN STYLE
Архитектурная концепция и особенности проекта самой большой школы в Москве

В 2017 году исполняется 5 лет с тех пор, как Москва получила новые территории, в результате чего ее площадь увеличилась почти в 2,5 раза. Присоединенная часть получила официальное название - ТиНАО (Троицкий и Новомосковский административные округа) и народное, но максимально прижившееся - новая Москва.

С тех пор бывшее Подмосковье, внезапно ставшее Москвой, стало стремительно прибавлять в населении и площади застройки. Так, с момента присоединения население новой Москвы выросло почти на четверть - до 353,9 тысячи человек. В это же время здесь шло активное строительство. По данным департамента развития новых территорий, за пять лет на присоединенных территориях построено 8 миллионов квадратных метров жилья, 2,8 миллиона "квадратов" нежилой недвижимости, дороги, станции метро и прочее.

По прогнозам, к 2035 году в новой Москве будет жить уже 1,5 миллиона человек. Логично, что при таком росте населения потребуется также и новая мощная инфраструктура. Сейчас здесь построено 47 различных социальных объектов.

"Новая Москва продолжает развиваться. И создание социальной инфраструктуры остается приоритетным в нашей работе. До 2035 года в ТиНАО планируется построить 125 объектов здравоохранения, здесь будет функционировать 320 детских садов, 170 школ и 86 парков", - пояснил РИА Недвижимость глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Школы, парки и детские сады сейчас действительно актуальны для новых московских территорий, это следует из исследования, проведенного ВЦИОМ. Так, с 2015 года доля удовлетворенных условиями для проживания с детьми сократилась на 10,4 процентных пункта - до 55,5% жителей ТиНАО. Доля довольных условиями для досуга тоже сократилась, но меньше - на 7,7 процентных пункта до 31,1%. Однако в обоих случаях доля довольных остается выше, чем в "старой" Москве.

В строительство соцобъектов вовлечены как застройщики, так и непосредственно власти города. Например, в части возведения детских садов соотношение частных инвестиций и городского бюджета - 50 на 50, пояснили в департаменте по развитию новых территорий.

Впрочем, школьные резервы тоже пополняются, причем строительство школ ведется в том числе в формате уникальных авторских проектов. Так, в сентябре свои двери для учеников откроет одна из крупнейших школ Москвы - школа №2070 в поселке Коммунарка, строительством которой занимается группа компаний "А101". Школа рассчитана на 1775 учеников.

ГК "А101" построила в новой Москве уже более 40 тысяч квадратных метров объектов социальной инфраструктуры. "При этом мы проинвестировали в строительство жилья более 30 миллиардов рублей. Реализуемая в настоящее время программа развития группы компаний предусматривает затраты только на социальную инфраструктуру более 30 миллиардов рублей. ГК "А101" будет тратить более 6 миллиардов рублей в год на строительство школ, детских садов и поликлиник", - говорит генеральный директор ГК "А 101" Сергей Качура.

Школа будущего

 

Сергей Качура

Сергей Качура

Генеральный директор ГК "А101"

Архитекторы и проектировщики ГК "А101" в настоящее время работают над созданием базы типовых проектных решений, которые мы могли бы применять при строительстве последующих зданий школ и детских садов. Подобные "масштабируемые" знания помогут не только увеличить скорость строительства и на стадии проработки проекта четко видеть его экономическую нагрузку, но и внедрять технологические новации, адаптированные под стандарты образовательного школьного процесса.

Школу №2070 мы строили в тесном сотрудничестве с преподавателями. Для нас это был первый проект подобного масштаба - все же площадь только здания без учета спортивного ядра составляет более 26 тысяч квадратных метров. Необходимо было учитывать все нюансы: разведение значительного людского потока - школьники младших и старших классов и их родители, преподаватели и сотрудники,  создание возможностей для практических занятий в общественных зонах - поэтому в нашей школе такие широкие и светлые коридоры и рекреации, использование экономически эффективных материалов - стеновые панели в школе легко моются или меняются, что значительно снижает финансовую нагрузку на последующие ремонтные работы.

Мы готовы делиться наработанным опытом. При этом очень хотелось бы трансформировать его в систему изменений, внедряемых на городском уровне.

Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Школа №2070
Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Фотоэкскурсия по самой большой школе Москвы (№2070)
Глава 2
ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ
Идеи, рассуждения и мечты об идеальной школе
Ольга Афанасьева

За пять лет в Новой Москве ввели в эксплуатацию порядка 8 миллионов квадратных метров жилья. Строятся школы и детские сады, однако, в связи с постоянно растущим населением требуется увеличение мест в образовательных организациях. И тогда появляется вопрос - надо строить быстро и много, используя "шаблонные" решения или все же имеет смысл реализовать авторский проект?

В интервью РИА Недвижимость директор ГБОУ "Школа №2070" Ольга Афанасьева рассказала, как архитектура здания и школьная атмосфера могут влиять на учебный процесс и какие современные технологии будут доступны ученикам самой большой школы Москвы.

- Ольга Николаевна, как вы думаете, насколько важна архитектура, внешний вид школы для эффективности учебного процесса? Будут ли дети учиться лучше и стремиться в школу, если само её здание будет красивым, оригинальным, необычным? Или не в стенах счастье?

- Эстетика, безусловно, важна. Но архитектура должна опосредованно выполнять и педагогические, и функциональные задачи. В этом случае сами стены становятся инструментом в руках учителя, и это крайне важно. Принципы, по которым должно создаваться образовательное пространство школы - это многофункциональность, динамичность, открытость, безопасность, гибкое зонирование.

Например, помимо помещений, рассчитанных на обучение 25 школьников, в школе существуют классы с трансформируемыми перегородками, которые могут принять 12, 25 и даже 50 человек. Такие технологии помогают как увеличить, так и, наоборот, уменьшить площадь класса, что позволяет решать различные педагогические задачи. Стены классов, созданные из "усиленного" стекла триплекс, создают ощущение легкости и света. И без того большая школа выглядит еще более внушительной и просторной, так как свет из панорамных окон попадает внутрь по всему периметру здания и стены будто "раздвигаются". Школа становится "школой без границ".

- Вообще, идеальная школа для вас - это что?

- Я думаю, что это школа, в которой интересно жить, учиться, творить и развиваться.

- Каким современным оборудованием оснащена ваша школа?

- Прежде всего, это интерактивное оборудование для учебных кабинетов, лабораторное оборудование для опытов и практических работ; станки, швейные машины в мастерских; мультимедийное оборудование в большом и малом актовых залах.

Использование этого оборудования предусматривает и индивидуализацию процесса, и активное групповое и сетевое взаимодействие. Оно направлено на раскрытие талантов каждого ребенка и реализацию любых образовательных идей творческого педагога. Главное, чтобы умения, которые ребенок может получить в школе, пригодились ему в жизни.

- Какие возможности современные технологии открывают ученикам?

- Современные технологии помогают школьнику развиваться. Ребята ожидают от школы практических навыков, возможность все "пощупать своими руками". Большую роль играют практикумы. Был период, когда в школе увлеклись информатизацией как нечто новым, уходя от работы руками. Сегодня материальный труд интегрирован с информационными технологиями и широко используется, что очень радует. Например, на занятиях по конструированию, робототехнике, моделированию и 3D-моделированию ребята получают большое удовольствие, когда видят своими глазами результаты труда.

Также школьники получают право выбора. Каждый школьник может себя попробовать в многопрофильном образовательном пространстве. Кабинеты химии, физики, биологии, технологии помимо зон для практических занятий содержат помещения-лаборатории, а также выведены в отдельный изолированный блок с рекреационным пространством. Данное проектное решение позволяет использовать площади для профессиональных проб за пределами классов. А помещения для групп свободного творчества предусматривают реализацию широкого спектра дополнительного образования по различным направлениям, в том числе научно-техническому, естественно-научному, художественно-эстетическому.

- Как организована зона отдыха в школе? Насколько развита здесь спортивно-досуговая инфраструктура на прилегающей территории?

- Застройщики еще на этапе проектирования школы прислушивались к педагогическим идеям. Получилось так, что, по сути, учителя принимали активное участие в проектировании школы. Подобное сотрудничество педагогов и строителей - это огромный плюс.

Когда мы говорили о спортивной зоне, то на первоначальном этапе у нас было два больших спортивных зала. Но в ходе элементарных подсчетов стало понятно, что этого будет недостаточно. Тогда у нас появились еще три малых спортивных зала, причем один из них разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы понимали, что задействовать всех детей в одном, пусть даже и большом спортивном зале, будет невозможно.

В школе также есть бассейн, хореографический зал, два актовых зала,  большие зоны рекреации. Мы планируем обыграть их таким образом, чтобы каждый уголок стал зоной творчества ребенка. Для нас важно, чтобы в проектировании пространства дети и родители принимали непосредственное участие. Созданное ребенком помимо образовательного эффекта через самореализацию несет в себе и воспитательный момент. Образовательная среда должна быть подвижной, развивающей, провоцирующей на саморазвитие.

- Сейчас много говорят об инклюзивном обучении, чтобы дети с ограниченными физическими возможностями могли обучаться вместе со своими сверстниками. Это как-то учитывалось при строительстве вашей школы?

- Безусловно, наша школа может принять любого ребенка. Здесь, в частности, будут учиться и дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Мы принимаем друг друга такими, какие мы есть. Надписи азбукой Брайля, индукционная петля в киноконцертном зале, лифты для детей с ОВЗ, специальное оборудование в бассейне и актовом зале - все это помогает сделать среду безбарьерной.

- Каждого родителя волнует, как его ребенок будет добираться до школы. Как этот вопрос решен в проекте? Может, предусмотрены специальные школьные автобусы?

- Школьные автобусы, на мой взгляд, нужны для посещения школы, которая находится в 20 километрах от дома, где труднодоступные территории и сложно доехать. Но в нашем случае в школьном автобусе нет необходимости, тем более что через некоторое время в Коммунарку должно прийти метро. А в пяти минутах от здания школы находится остановка общественного транспорта, где автобус ходит через каждые 5-10 минут. Проблем транспортной доступности здесь нет.

Учеба от-кутюр: креативные здания школ от архитекторов
Умная школа в Иркутске, Россия
В Иркутске начато строительство первого в России образовательного комплекса "Умная школа" с поселком для приемных семей. Об идее его создания рассказывает руководитель центра разработки образовательных систем "Умная школа" Марк Сартан: "В иркутском проекте мы сперва совместно с заказчиком школы – благотворительным фондом "Новый Дом" и его основателем Альбертом Авдоляном – определили образовательные принципы: обеспечить образование и социализацию приемных детей, создать условия, где каждый может проявить себя и научиться ответственно распоряжаться собственной жизнью".
Умная школа в Иркутске, Россия
Архитектурно "Умная школа" представляется собой комплекс зданий, которые стоят по кругу, и над ними есть общая крыша. Эта идея круга и является символом единения. Причем этот круг – не крепость, он проницаемый, в нем есть проходы, которые служат каналами сообщения с внешним миром. Сохраняется связь с окружающей природой, районом, с городом – это очень важно для школы, потому что она – центр социальной жизни и имеет агломерационный эффект, то есть формирует вокруг себя социальную среду и целые микрорайоны.

В России, к сожалению, нормы требуют школы отгораживать. В результате вместо того, чтобы собирать микрорайон в единое целое, школа часто как бы "выгрызает" из него серединку. Мы же, напротив, создаем центр притяжения для всей окружающей застройки.
Начальная школа Оливье де Серра в Париже, Франция
А вот проект начальной школы имени Оливье де Серра на окраине Парижа от бюро Жана-Франсуа Шмита был "одобрен" ее учениками, которые выставляли оценки разным проектам будущего здания в ходе конкурса, а затем инспектировали стройплощадку и вносили предложения по ходу строительства.

Здание является ярчайшим примером столь модной сейчас экологичной архитектуры – облицовка панелями из акации, висячие сады на фасадах, свой собственный огород с теплицей в школьном дворе и всевозможные энергосберегающие технологии.
Начальная школа Оливье де Серра в Париже, Франция
Экологичная концепция здания не случайна, ведь обучение в школе тоже "зеленое", то есть с углубленным изучением садоводства и окружающей среды. Сама школа называется в честь агронома XVI века Оливье де Серра.
Начальная школа наук и биоразнообразия в Париже, Франция
В пригороде Парижа Булонь-Бийанкур, на бывшей территории завода Renault была построена необычная начальная школа с биологическим уклоном. Здание тоже должно было соответствовать образовательной концепции школы и стать "зеленым".

Архитекторы бюро Chartier Dalix решили выполнить фасад здания из отшлифованных бетонных блоков, небрежно набросанных друг на друга. На самом деле замысел не так прост: в блоках имеются желоба с землей, в которых высажены растения. Таким образом, все выступы и углы здания постепенно зарастают, а фасад превращается в вертикальный сад. Кстати, в отверстиях и желобах блоков селятся также птицы, летучие мыши и насекомые.

А конструкция фасада позволяет дождевой воде каскадами стекать вниз, поливая растения.
Начальная школа наук и биоразнообразия в Париже, Франция
В целом по конфигурации здание школы Булонь-Бийанкура напоминает пирог, у которого отрезали кусок и обнажили слои террас. На нижних ярусах обустроены игровые, спортивные площадки и места отдыха.

Ну, а вишенкой на этом архитектурном торте является крыша, на которой разместилась небольшая степь, лесная и кустарниковая зоны.
Гимназия Гаммель-Хеллеруп в Хеллерупе, Дания
Новый корпус гимназии Гаммель-Хеллеруп в Дании может похвастаться креативным спортзалом, двором и зданием. Смелый и функциональный проект был разработан командой бюро BIG (Bjarke Ingels Group).

Спортивный зал был размещен под землей, а его выгнутая наружу и обшитая деревом кровля снаружи играет роль внутреннего дворика, где можно посидеть или погулять. Кстати, вечером дворик очень эффектно подсвечивается.
Гимназия Гаммель-Хеллеруп в Хеллерупе, Дания
В спортзале Гаммель-Хеллеруп днем ученики могут играть в баскетбол, волейбол, тренироваться на различных спортивных снарядах, а после занятий – выходить на крышу-дворик и наслаждаться закатом.

Выгнутая форма деревянного потолка с эффектной подсветкой является главным украшением спортзала и оживляет аскетичные бетонные стены.
Гимназия Гаммель-Хеллеруп в Хеллерупе, Дания
Любопытно, что новый корпус гимназии Гаммель-Хеллеруп частично утоплен под землю, кроме стеклянного фасада, который словно выныривает из-под земли, а его кровля снаружи плавно переходит в футбольное поле. Пологая же часть кровли служит местом для размещения спортивных болельщиков.

Один из входов в новый корпус напоминает вход в нору хоббита.
Гимназия Воген в Саннесе, Норвегия
Здание с "ульем" придумали архитекторы бюро LINK Arkitektur для старшей школы Воген в норвежском городе Саннес.

Собственно, ульем называют центральное пространство школы – атриум, который по форме напоминает кокон осиного улья. Особую выразительность ему придает деревянная обшивка из лиственницы, которая оживляет четкую геометрию объемов остального здания школы, выполненных из стекла или облицованных травертином (известковый туф).
Гимназия Воген в Саннесе, Норвегия
Верхний этаж гимназии Воген выполнен в виде вытянутого блока, "накрывающего" здание. Снаружи он облицован панелями из цветного стекла.

Основной уклон в школе делается на изучение изящных искусств, графического дизайна и основ массовых коммуникаций.
Школа Сауналахти в Эспоо, Финляндия
Здание школы Kirkkojärvi построено в новом районе города Эспоо в Финляндии в 2012 году по проекту архитектурной компании Verstas. Как и многие другие школьные здания в Финляндии, оно используется несколькими организациями: помимо детского сада и школы, здесь расположена муниципальная библиотека и молодежный клуб по интересам. Стоимость ее строительства составила 30 миллионов евро.

В школе реализован принцип открытого трансформируемого пространства, поэтому здесь много стеклянных перегородок, и окон. Центром школы является холл, переходящий в актовый зал, который также является столовой и комнатой для групповых занятий.
Школа Сауналахти в Эспоо, Финляндия
Ректор школы Kirkkojärvi участвовал в ее проектировании с самых начальных этапов: здесь учтены не только строительные нормативы, но и реальные потребности преподавателей. В школе сделан упор на методику "обучения действием", то есть активные формы обучения, поэтому здесь спроектировано много специализированных классов для занятия домоводством, программированием, столярный цех и кабинеты для занятия искусством.
Мысли вслух: какой эксперты представляют идеальную школу
Марк Сартан

Марк Сартан

Руководитель Центра разработки образовательных систем "Умная школа"

"Школа становится местом, где люди общаются"

Типовая школа советского образца - это одинаковые классы, размноженные на этаже и соединенные коридором. Такая архитектура воплощает собой метафору школьного конвейера, на котором обрабатываются дети для получения одинакового результата. Архитектура школы должна вытекать из принципов образования. Cегодня образование другое, оно нацелено на новые формы работы: это индивидуальные и групповые занятия, проектная работа, дискуссии и так далее. Поэтому школьные помещения необходимо специализировать по форме работы, а не по предметам, которые в них преподаются. Классы становятся разноразмерными, универсальными и трансформируемыми в соответствии с задачами.

Коридор в старых школах служил только одной функции - транспортной, сегодня же сама идея помещения, у которого есть всего одна функция, не просто устарела, она стала неэкономичной.

Каждое помещение должно работать по-разному. Коридоры сейчас уступают место общественным пространствам, в которых дети не только перемещаются, но и встречаются для общения. Школа в принципе постепенно становится местом коммуникаций, поэтому задача архитектуры - предоставлять такие возможности.

Справедливости ради нужно сказать, что Москва очень сильно продвинулась в качестве школьной архитектуры, но я пока не видел ни одного проекта, который воплощал бы в себе все принципы вместе. Каждый проект сосредоточен на одной идее: в одной школе классы разных размеров, в другой - прозрачные стены, третья - это школа-трансформер. Все это неплохо, но крайне необходим комплексный подход.

Возможно, что процесс реформирования тормозит то, что в архитектуру закладываются принципы, которые не вытекают из образовательной идеи. А нужно сперва придумать образовательную схему, а уже потом проектировать и строить под нее соответствующее пространство.

Впрочем, главную проблему современной школы сформулировали сами ученики. Они спрашивают: "А зачем нам это все надо"? И на этот вопрос пока школа дать всестороннего ответа не может. Ульяновская "Школа в Технокампусе" - это одна из немногих попыток  во главу угла поставить практику. Сам Технокампус - это бизнес-инкубатор со множеством стартапов, организаторы которого поняли, что им нужны в составе детский сад и школа. И мы решили, что, чтобы эта школа жила, ее ученики должны в образовательном процессе решать задачи, которые реально возникают в технокампусе.

Есть такая теория, что настоящее образование происходит на перекрестке, где все встречаются. Школа и должна стать таким перекрестком, где встречаются образование и жизнь.

Сегодня необходимы люди, которые умеют переводить задачи реальной жизни в образование, подтягивать под них предметные знания и разные формы работы, а потом результаты возвращать в реальную жизнь. "Школа послезавтра" чисто архитектурно "врастет" в жизнь, и современные цифровые средства этому всячески способствуют.

Ольга Бумагина

Ольга Бумагина

Главный архитектор и руководитель архитектурной мастерской ППФ "Проект-реализация"

"Фасады школ должны иметь смысл и идею"

Фасады - это лицо здания, некое визуализированное сообщение, выносимое в городское пространство. Впрочем, если само здание убогое и уродливое, никакие внешние красоты его не спасут - будет видно и плохую технологию, и неудачную планировочную  структуру, и отсутствие у архитекторов желания сделать что-то по-настоящему классное.

При этом фасады должны иметь смысл и идею. Например, наша мастерская при проектировании экстерьера школ исходила из особенностей того места, где строится то или иное здание. Скажем, для ряда школ, в том числе и построенных в новой Москве, главной идеей стало творчество известных архитекторов и художников. Так появились школа в Московском, посвященная Эль Лисицкому с его книжной графикой, школа в Рассказовке с супрематическими композициями, посвященная Каземиру Малевичу, школа в седьмом квартале Некрасовки, посвященная Вадиму Сидуру и его скульптурам с человеком-гигантом. Для каждого района такая школа становится своеобразным маяком.

Я против типовых решений для школьных зданий - для непрерывного развития идей в образовании необходимо все время менять и усовершенствовать технологию и объемно-планировочные решения школьных зданий, иначе они отстанут от общемирового развития - и мы вместе с ними.

При этом интересные индивидуальные проекты вполне можно воплощать несколько раз. К примеру, наши проекты из-за компактности и экономичности в департаменте строительства рассматривают как возможные варианты для повторного применения. Их планировки принципиально отличаются от того, что делают проектные госинституты и по объемно-планировочной структуре, и по отдельным элементам - классам, залам, рекреациям. Например, для школы в Некрасовке мы запроектировали два расположенных друг над другом трансформируемых спортзала, которые могут разделяться на залы меньшей площади, мобильный киноконцертный зал на 800 человек и библиотеку, в читальном зале которой могут проходить лекции и другие занятия.

Важно понимать, что если в школе запроектированы глубокие классы (то есть классы большой площади), в которых возможна попарная трансформация в помещения для групповых занятий, то для них нужны большие окна, обеспечивающие достаточный уровень освещенности, а также связь внутренних помещений здания с окружающим участком. Это гарантирует визуальный комфорт, который необходим в любое время суток, ведь в вечернее время территория школ освещается так же, как и окружающие улицы и дворы.

В школах советского образца устарела главным образом их планировочная структура: она, в принципе, недоступна для инвалидов, имеет жесткую сетку вытянутых в длину классов, в них недостаточно зальных помещений, а те, что есть, неудобны по организации пространства.

Любое здание возможно реконструировать в более современное с технологической точки зрения, но я считаю, что это имеет смысл делать только с исторически ценными зданиями и памятниками архитектуры - как сохранение культурного кода, что очень важно и здорово. Во всех остальных случаях устаревшие школы следует сносить и строить на их месте новые.  

Арья-Лиза Каасинен

Арья-Лииса Каасинен

Директор отдела разработки и планирования финской мебельной компании Martela

"Главные тенденции финского школьного образования - гибкое обучение и трансформируемое пространство"

В Финляндии два года назад прошла масштабная реформа образовательных принципов. Раньше мы исходили из того, что школа - это место, где преподаватель учит, но сегодня школа - это место, где ученик получает знания, то есть именно он находится в центре внимания.

Сегодня в Финляндии уже на этапе проектирования школы привлекаются все заинтересованные стороны, в том числе и учителя, которые объясняют проектировщикам, что именно им потребуется в работе.

Школа раньше представляла собой коридор, по обе стороны от которого располагались классы. Сейчас же это более открытое пространство, все помещения в котором подходят для учебного процесса.

Здания школ в Финляндии многофункциональны, они не пустуют после окончания занятий - в них занимаются различные клубы, общества, кружки. Например, в одной младшей школе, расположенной неподалеку от большой воинской части, военные могут использовать некоторые помещения, главным образом спортзал.

К слову: в Финляндии младшие школьники не получают отметки, зато им учителя на словах сообщают впечатление от их работы. Сейчас в стране обсуждается возможность отказа от оценок для школьников вплоть до шестнадцатилетнего возраста.

В современной финской школе предусмотрены несколько видов пространств. В одних человек может концентрироваться на индивидуальной работе, в других -удобнее работать в команде. Важен акцент на многофункциональность: одно и то же помещение используется как кафетерий, актовый зал или комната для групповых занятий. Также в школе предусмотрены зоны для уединения и тишины.

Очень важно, чтобы учебное пространство было трансформируемым. Чтобы можно было, например, переставить столы для работы большими или малыми группами или для индивидуальной работы.

К слову: в отличие от российских школ, где детям рекомендовано сидеть в одной позе, которая считается правильной, в Финляндии рекомендуется выбирать такую позицию, которая удобна самому ученику, и по возможности часто ее менять. Здесь даже есть поговорка: "Лучшая поза - это следующая поза".

По факту такое гибкое пространство можно организовать и в старой школе. Мебельная компания Martela принимает участие почти в половине всех образовательных проектов, которые осуществляются в Финляндии, от детских садов до университетов. И около 80% - это как раз уже существующие школы, которые ремонтируются и реконструируются, а 20% - это совершенно новые школы.

Идея в том, чтобы мебель и другое классное оборудование можно было бы перемещать по классу в зависимости от потребностей в изменении пространства под различные учебные процессы.

В Финляндии одна из основных ролей в реформировании образования отводится школьному оборудованию: распространена мебель с регулируемой высотой и различной конфигурации - это микс из традиционных стульев и столов, разноформатные пуфы, многоуровневый диван-трибуна и удобные кресла. Крайне важно сделать их не только удобными, но и эстетичными.  

Используемые материалы также играют ключевую роль. В приоритете - комфортность и звукопоглощающие возможности.

Глава 3
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Школы прошлого и будущего
Уроки истории: легендарные и старейшие школы Москвы
Школа номер 175
Школа для "вершков"

Показатель престижа московской школы – это ее ученики. Школа №175, которая находится в Старопименовском переулке, может похвастаться тем, что здесь учились дети известных политических деятелей, дипломатов, ученых, актеров.

Школа занимает здание гимназии Креймана, построенное архитектором Николаем Львовичем Шевяковым в 1905 году. Это трехэтажное кирпичное здание в классическом стиле с полукруглым балконом на втором этаже.

В 1931-1937 годы гимназия носила название 25-й образцовой школы и предназначалась для детей советской партийно-правительственной верхушки. Среди учеников "партийной" школы – дети Иосифа Сталина Светлана и Василий, заслуженный деятель науки Григорий Морозов, внучки Максима Горького Марфа и Дарья, сын Лаврентия Берии Серго Берия-Гегечкори, Светлана Молотова (дочь революционера Вячеслава Молотова), Владимир Шахурин (сын наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина) и многие другие. В 1937 году школа получила номер 175.

Зимой 1941-го года в ходе авиационного налета в школу угодила немецкая бомба. Ученики вместе с учителями разбирали своими силами завалы несколько дней. После войны здание школы было надстроено до пяти этажей и облицовано штукатуркой.

Школа также известна тем, что в 1986 году здесь проходили съемки эпизодов фильма Юрия Кары "Завтра была война" по известнейшей повести Бориса Васильева. Сейчас эта школа имеет статус Центра образования, где также располагаются три кадетских корпуса ФСО.
Центр образования №57
Цитадель математики

Одной из ведущих математических школ считался сегодняшний Центр образования №57.
Школа ведет свою историю от частного реального училища, основанного в 1877 году статским советником Карлом Мазингом. Впоследствии его называли "дедушкой рабфаков". Тогда это училище представляло собой одно из самых передовых средних учебных заведений научно-технического профиля Москвы.

Поначалу училище размещалось в арендованных помещениях, но в начале XX века специально для него в современном Малом Знаменском переулке (дом 7, строение 5) было построено здание, где проходили занятия вплоть до закрытия училища в 1918 году.

После революции в 1918 году училище было преобразовано в экспериментальную школу №4 Хамовнического района. Тогда она называлась "Школой эстетического воспитания" и функционировала как полуинтернат, где дети были заняты полный день.

В 40-х годах ХХ века она была реорганизована в Фабрично-заводскую семилетку и там даже функционировала учебно-производственная мастерская, включавшая трикотажную, сапожную и швейную мастерские.

Математический "уклон" школа приобрела в конце 60-х годов, и благодаря успехам своих учеников стала хорошо известна в научных кругах не только нашей страны, но и всего мира.

В этой школе учились дети многих руководителей партии и государства (например, дети Сталина, Молотова, Куйбышева, Семашко, Фрунзе, Литвинова, Лазо и других советских деятелей).

Сейчас это одна из самых известных физико-математических школ Москвы. Ученики Центра образования не раз становились победителями международных математических и физических олимпиад.
Школа №330
Бывшая женская

Школа №330 (бывшая женская Елизаветинская гимназия) имеет очень богатую историю. Она была основана еще в 1880 году, и размещалась в старинном доме Екатерининских времен на улице Маросейка. Здесь учились оставшиеся сиротами дети участников русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В 1884 году при нем был открыт пансион-гимназия для девочек, лишившихся отцов. В 1887 году этой гимназии было присвоено имя Елизаветинской в честь Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Помимо 70 сирот в начале XX века в гимназии обучалось и большое количество девушек, которые жили в семьях. Стоит отметить, что учебное заведение содержалось на благотворительные средства. В частности, средства от благотворительных концертов школе перечисляли композиторы Петр Чайковский и Антон Рубинштейн.

Дополнительное здание школы в Большом Казенном переулке (дом 9) было построено на земельном участке, купленном у домовладелицы Лазаревой. Для разработки проекта здания и руководства строительством был приглашен художник-архитектор, автор и строитель Киевского вокзала Иван Рерберг.

В 1911 - 1912 году было построено четырехэтажное здание гимназии с фасадом в классическом стиле. Кстати, у гимназии была своя домовая церковь, кладовые, кухня, столовая, а также квартиры для администрации и обслуживающего персонала.

В 1936 году школе присваивается номер 330. В этом году значительно увеличилось число учащихся, до 1200 человек, что заставило надстроить пятый этаж. Школа одна из немногих получила право на углубленное изучение математики. Сейчас она специализируется на углубленном изучении физики, математики и информатики.
Гимназия №1529
Оборудованная с шиком

Когда-то классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была одним из самых известных средних учебных заведений дореволюционной России. Ее учредили в 1901 году по высочайшему повелению Николая II. Сначала она располагалась на Поварской, а несколькими годами позже переехала в Староконюшенный переулок.

Проект здания с элементами модерна разработал архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Участок и капитал на его строительство пожертвовала купчиха Александра Медведникова.

Здание Медведниковской гимназии было одним из самых лучших в Москве. В нем было предусмотрено разделение младших и старших классов, шинели гимназистов просушивались и подогревались в дождливые дни, воздух в здании принудительно прокачивался мощными вентиляторами с пылеосадочными камерами. Даже школьная мебель здесь была сконструирована по индивидуальному проекту.

Гимназии покровительствовали крупные промышленники-меценаты. После революции гимназия стала обычной школой. Занятия в ней продолжались и в годы войны. В 1950-е годы школе присвоили имя Николая Гоголя.

С 2013 года школа перестала существовать как отдельная организация и вошла в состав образовательного комплекса "Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 1529 им. А. С. Грибоедова".
Детская музыкальная школа им. Н.А.Алексеева
Музыкальная от мецената

Одна из самых красивых московских школ находится на пересечении Николоямской улицы и Пестовского переулка в Таганском районе Москвы. Ее построили на средства директора Русского музыкального общества, городского головы и мецената Николая Алексеева, и в 1884 году передали в дар Москве. Компактное двухэтажное здание отделано кирпичом и украшено оконными лирами (вид оконной решетки).

Изначально в здании размещалось Рогожское начальное училище для девочек и мальчиков. Но затем в здании обосновалась Детская музыкальная школа имени Николая Алексеева.

Сейчас в школе проходят музыкальные конкурсы. Например, раз в три года школа проводит Московский открытый конкурс-фестиваль юных музыкантов имени Николая Алексеева. В школе учились певец Филипп Киркоров и Елена Катина, солистка группы "Тату".
ШКОЛА № 1270
Школа-замок

Школа №1270 с углубленным изучением английского языка в Таганском районе Москвы сейчас привлекает своей необычной эклектичной архитектурой, напоминающей замок.

Она открылась в 1936 году. Примечательно, что в годы Великой Отечественной войны она продолжала функционировать. Во время войны здесь размещались цеха, обеспечивающие фронт теплой одеждой и обмундированием. В 2005 году в школе открылся собственный "Музей истории", который насчитывает более тысячи экспонатов, включая фотографии, солдатские письма, рисунки, личные вещи учеников, солдат и преподавателей.

Главный вход современного здания украшает высокая арка, а стена рядом украшена отверстиями разных геометрических форм. По периметру крыши торчат мини-башенки с остроконечными вершиками. С правой стороны здания выстроена оригинальная башенка с винтовой лестницей и фигурным навершием.
Новое здание школы №446
Первая энергоэффективная

Очень богатая история и у первой энергоэффективной школе в Москве (Нижний Журавлев переулок, дом 3). Больше века на ее месте стоял храм. В 30-е годы прошлого столетия его снесли и начали возводить школу. Она открылась в 1938 году.

Во время Великой Отечественной войны обучение остановилось только на один год: в 1941-1942 годах здесь шло формирование полков Сталинской дивизии народного ополчения.

В 1998-м ей присвоили статус с "углубленным изучением экологии". В 2011 году на месте старого здания открыли новое.

Школа построена с учетом "зеленых" технологий: в ней использованы энергосберегающие стекла, энергоэффективное покрытие кровли, теплоизоляция фасадов и вытяжная вентиляция с подогревом воздуха. Крыша первого этажа служит площадкой для занятий на свежем воздухе.
Леонард Блинов

Леонард Блинов

Директор по стратегии развития ГК "А101"

"Для России оптимален модульный подход, который позволяет зонировать школу по функциям"

Государство в рамках различных программ выделяет миллиарды рублей на строительство и реконструкцию школ, но скорость реализации все равно не успевает насытить все потребности в школьных местах,  вызванные демографическим всплеском в России в докризисных 2000-х годах.

Закономерен вопрос - породит ли потребность в новых школах  инновационные архитектурные проекты, способные стать "типовыми", решающими насущные задачи школы.

Без сомнения, в России и, тем более в мире, можно встретить уникальные примеры школьной архитектуры.  Например, крыша Школы искусств, дизайна и массмедиа Технического университета Наньянь в Сингапуре покрыта дерном и является естественным продолжением ландшафта. Причем  для орошения зеленой кровли здания и прилегающей территории используется специальная система сбора дождевой воды. Так как это школа искусств, то работа с естественным освещением стала приоритетом. Задачу решили панорамное остекление и прозрачные стены из стекла. Они не только не создают преград для света, но и позволяют любоваться открывающимся ландшафтом.

В принципе тренд на "экологичность" заметен во всем мире. Скажем, в датской гимназии Гаммель-Хеллеруп эксплуатируемая кровля, покрытая натуральными материалами, тем же дерном, стала местом для отдыха и общения учеников.

Архитектура постепенно становится средством демонстрации ключевой идеи, заложенной в основе школьного образования. Так, в школе "Орестад" в Копенгагене практически отсутствуют внутренние перегородки и классы в их классической форме. Таким образом школьников приучают не видеть границы для достижения поставленных целей.

В мире мы найдем сотни подобных примеров. Но это нетиповые проекты, с многомиллиардными вложениями и чаще всего рассчитанные на уникальных учеников.

Длительность планирования подобного проекта, от разработки технической документации до выхода на стройку, получение необходимых разрешений может занять до 3-х лет. Школы же нужны здесь и сейчас. При этом мы должны учитывать все современные тенденции школьного образования - раскрытие индивидуальности каждого ребенка, особое внимание практическим знаниям и навыкам, разнонаправленность образовательного процесса.

Как мне представляется, для России сейчас оптимален модульный подход, который позволяет зонировать школу по функциям, а также в случае необходимости - при увеличении количества учеников или изменениях в школьной программе - достраивать дополнительные модули.

Безусловно, в российской школе будущего должны быть прозрачные внутренние стены из ударопрочных материалов и панорамные окна. Это крайне важно для нашего климата и количества солнечных дней. Больше внимания стоит уделять планированию общественных пространств с целью вовлечения их в образовательный процесс, когда в режиме игры дети отрабатывают теоретические знания, полученные на уроках. Принцип модульности следует обязательно использовать при формировании пространств классов с учетом лекционной зоны, практикума и зоны дискуссии, в которую могут быть вовлечены учитель и ученики.

Школу необходимо рассматривать как часть вертикально интегрированной системы образования: то есть должны быть созданы условия для коллаборации школы с вузом, что окажет существенное влияние на планировку ее внутренних помещений.

Например, если предполагается партнерство с техническим вузом, то нужно предусматривать уникальные лабораторные помещения с сертифицированной системой безопасности. Уже сегодня требуются лекционные помещения, обеспеченные интернетом и различными информационными системами, с возможностью не только слушать, но и выполнять какие-то практические задания.

При этом все эти идеи должны быть экономически обоснованы, так как школ необходимо много. И увлекаться генерацией идей не всегда хорошо.