МОСКВА, 27 июня — РИА Новости. Глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков ("Справедливая Россия") предложил установить предельный размер платежей застройщиков при создании компенсационного фонда долевого строительства, четче зафиксировать критерии, по которым отчисления будут формироваться, и закрепить целевой характер использования денег фонда. Эти и ряд других предложений он намерен внести в качестве поправок ко второму чтению законопроекта о компенсационном фонде дольщиков.
Госдума 14 июня на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект об особенностях формирования компенсационного фонда долевого строительства для дополнительной защиты прав и законных интересов дольщиков. Компенсационный фонд не будет использоваться для решения проблем граждан, уже заключивших договоры долевого участия (ДДУ). Фонд не будет распространять свое действие на объекты, которые уже являются проблемными, и не будет решать проблемы тех граждан, которые уже стоят в реестре, пояснили ранее в Минстрое.
"Законопроект, который предложен на рассмотрение Госдумы правительством (РФ),… имеет ряд недостатков. Предусматривается создание специального фонда, фонд должен пополняться за счет платежей застройщиков. Но при этом непонятно, какие должны быть эти платежи, не определен предельный размер этих платежей. Отдается на откуп правительства формирование методики, по которой эти отчисления будут формироваться. В моем понимании схема должна быть следующая: мы должны определить предельный размер платежей со стороны застройщиков, выше которого застройщики не должны платить", — сказал Аксаков журналистам во вторник.
Парламентарий добавил, что должен быть введен базовый тариф платежа. "И этот тариф может уменьшаться, а может увеличиваться для застройщика в зависимости от его качества, от его финансовой устойчивости. И эти показатели финансовой устойчивости должны определяться по методике. Методика может определяться правительством, но основные моменты этой методики, критерии этой методики должны быть прописаны в законе для того, чтобы мы понимали, каким образом она будет формироваться", — пояснил Аксаков.
Депутат обратил внимание, что в действующей редакции законопроекта содержится много отсылочных норм, и предложил ряд нововведений. "Нам необходимо очень четко прописать, каким образом средства фонда передаются третьим лицам и на какие цели, в том числе надо прописать качество активов и вообще виды активов, которые можно инвестировать в средства фонда. При этом предусмотреть и минимальные уровни доходности по этим инвестициям, которые фонд будет осуществлять", — отметил Аксаков.
Глава комитета подчеркнул, что в законопроекте необходимо предусмотреть, каким образом будут осуществляться расходы на содержание самого фонда, и закрепить целевой характер использования денег фонда. "Ответственность за использование денег фонда нецелевым образом тоже должна быть прописана. К сожалению, пока этого нет", — сообщил Аксаков. По его мнению, в законопроекте необходимо учесть инфляцию, "поскольку деньги, внесенные в один промежуток времени, могут возмещаться через несколько лет". Кроме того, он предложил по примеру фонда страхования вкладов определить показатель достаточности фонда.
Парламентарий высказал идею об использовании средств фонда через проектные компании. "То есть специальные SPV, для которых открывается специальный счет в банке и идет банковское сопровождение использования этих денег, в том числе целевого использования этих денег. Более того, если мы реализуем эту идею — использование проектных компаний, отдельных, обособленных от бюджета, от финансового потока застройщика — (это) позволит в последующем секьюритизировать эти средства, которые идут на финансирование долевого строительства жилья", — пояснил депутат.
"Часто дольщики используют кредитные деньги, и, соответственно, те же банки, которые выдают кредиты дольщикам, могли бы и сопровождать эти проектные компании", — заключил он.