Советов о том, как правильно продавать жилье, написано уже много. Однако иногда процессу мешает сам продавец, а точнее его поведение и чисто человеческие "ляпы", которые допустимы в личной жизни, но не в деловых вопросах. Сайт "РИА Недвижимость" собрал несколько простых рекомендаций для собственников о том, как не дать человеческому фактору сыграть против них.
Не плачь в жилетку
Подробный рассказ обо всех жизненных горестях и бедах, жалобы на членов семьи, причитания и перечисление родственников до седьмого колена — это совершенно не то, что хочет знать покупатель.
То же самое касается рассказов о плохих соседях, о том, что дом стоит на семи ветрах, указывает руководитель отдела продаж вторичного жилья компании "Азбука Жилья" Марина Пиатрович.
Ваше и не ваше дело
Если покупатель в ходе смотра спрашивает вас, в каком университете вы учились, то вы можете смело уклоняться от вопроса, если не хотите отвечать. Эта информация к делу не относится. Но если он спросит о причинах продажи квартиры, ему нужно дать четкий ответ, так как по этой информации потенциальный покупатель может сориентироваться, не ждут ли его какие-то подвохи и неприятные сюрпризы. Варианты "А вам какое дело?" или "Ну денег надо…" категорически не подойдут. Так что подумайте заранее, что ответить на подобный вопрос, например: "Квартира досталась нам в наследство, мы хотим продать ее и забрать каждый свою долю" или "Планирую в будущем вложить деньги в новое жилье".
Сплошной нервяк
Не стоит встречаться с потенциальным покупателем после ссоры или напряженного и стрессового рабочего дня. Аура негатива всегда отлично чувствуется и видится, и покупатель может шарахнуться не от квартиры, а от собственника. По возможности перенесите встречу на более поздний срок или на другой день.
И уж тем более не стоит выяснять отношения непосредственно на глазах у покупателя.
Неоправданное барство
Иногда собственники настолько уверены в крутости своего жилья или ремонта, что начинают "по-царски" обижаться, когда покупатель интересуется возможностью скидки: "Какая такая скидка, у нас, знаете ли, ремонт свежий и вообще дом шикарный, все же для себя делали". Отсюда рождается уверенность, что такой покупатель нам не нужен, у нас, мол, и так замечательная квартира, которую "с руками оторвут".
Возможно, кто-то действительно придет в восторг от данного жилья, но как долго придется ждать этого кого-то — большой вопрос. Дело в том, что подобное поведение вызывает у покупателя вопрос, а правда ли собственник хочет продать квартиру или, может, "такая корова нужна самому"?
Суета сует
Есть и другая крайность, когда продавец начинает чрезмерно расхваливать квартиру, уговаривать покупателя и вообще суетиться, говорит директор департамента вторичного рынка "Инком-Недвижимость" Михаил Куликов. Покупатель сам спросит все, что ему нужно. И в этом случае ему нужно отвечать, но максимально лаконично, тактично и, разумеется, вежливо.
Чужие люди
Иногда покупателя отпугивают не сами владельцы, а арендаторы. "Часто арендаторы абсолютно не заинтересованы в продаже объекта своего проживания и могут (иногда, впрочем, и без умысла) осложнить процесс или вообще оттолкнуть покупателя", — говорит председатель совета директоров "Бест-Новострой" Ирина Доброхотова. Например, потенциального покупателя могут оттолкнуть рассказы о шумных соседях сверху, жалобы на владельца или некорректное поведение.
Словом, лучше либо к моменту продажи освободить квартиру от арендаторов, либо провести с ними беседу, а еще лучше, лично приезжать на смотр, чтобы сгладить все возможные шероховатости.
Да будет так и не иначе!
Заставить покупателя бежать без оглядки может чрезмерное отстаивание покупателем своих интересов.
"При переговорах необходимо учитывать пожелания обеих сторон и искать компромисс, если они не совпадают. В том случае, если продавец займет жесткую позицию и не будет идти ни на какие уступки, потенциальные покупатели, которые сейчас весьма избалованы большим выбором жилья, скорее всего, скажут ему: "Мы подумаем и перезвоним вам", что в переводе с покупательского языка означает, что они не перезвонят никогда", — говорит Куликов.
Слишком много личного
К человеческим промахам относится не только поведение продавца, но и его внешний вид, а также вид самой квартиры, если вдруг на момент продажи хозяева еще в ней живут. Так, если собственник встречает покупателя в трениках и домашней футболке, а в ванной или на балконе у него на веревках рядком висят носочки и нижнее белье, то покупателю сложно будет абстрагироваться от этого "антуража" и представить квартиру "своей".
Поэтому перед осмотром нужно обязательно убрать из поля видимости все личные вещи, детские игрушки, стихийные кучи белья. Например, в ванной комнате лучше снять и на время спрятать полотенца, тряпочки, убрать предметы гигиены в открытых поверхностей полок и раковины — это позволит максимально "обезличить" пространство.