МОСКВА, 16 марта — РИА Недвижимость, Вера Козубова. Открытие трех новых станций на Калининско-Солнцевской линии столичного метро может увеличить стоимость вторичного жилья в прилегающих районах до 20%, полагают эксперты, опрошенные РИА Недвижимость.
В четверг мэр Москвы Сергей Собянин открыл три новых станции Калининско-Солнцевской линии метро — "Минскую", "Ломоносовский проспект" и "Раменки".
Потенциал для новостроек
Вообще, по словам председателя совета директоров компании "Бест-Новострой" Ирины Доброхотовой, открытие новой станции может и не повлиять на стоимость жилья, если в районе есть другие станции подземки и хорошо развита сеть наземного транспорта. Так, например, произошло при открытии станций "Петровско-Разумовская", "Фонвизинская" и "Бутырская" Люблинской линии.
Впрочем, станции "Минская", "Ломоносовский проспект" и "Раменки" новой Калининско-Солнцевской ветки — другое дело. В районах близ этих объектов уже проживает почти полмиллиона человек, которые сейчас до метро добираются наземным транспортом. При этом здесь ведется активное строительство жилья.
По оценкам "Бест-Новострой", в локации новых станций реализуется восемь проектов, часть которых в итоге окажется в пешей доступности от них.
"При этом следует понимать, что основной потенциал роста цен в связи с предстоящим открытием станции метро в этих проектах уже практически исчерпан, поскольку при продаже новостроек акцент на транспортной доступности в перспективе делается едва ли не на старте проекта. Таким образом, планы по строительству метро повышают цену на недвижимость в близлежащих районах задолго до самого факта открытия. И к моменту запуска станции от потенциала к росту цен остается порядка 5%", — говорит Доброхотова.
Подобного мнения придерживается и руководитель аналитического центра "Инком-Недвижимость" Дмитрий Таганов. По его мнению, может увеличиться стоимость объектов, которые в данный момент только строятся.
"Но сильно цены не вырастут, потому что иначе эти проекты перейдут в другой ценовой сегмент, и часть покупателей отсеется. Девелоперы более реалистично оценивают ситуацию, чем собственники вторичной недвижимости, и если они и поднимут цены, то максимум на 5% (вряд ли в условиях кризиса это увеличение будет больше)", — объясняет Таганов.
Примерно на 4-5% могут вырасти в цене и квартиры в новостройках бизнес-класса, находящихся со станцией метро, прогнозирует гендиректор компании "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина. Но учитывая сегмент и бюджет покупки, не факт, что всем жителям принципиально наличие метро, и все будут им пользоваться.
Ограниченный рост на вторичке
Руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Юлия Сапор отмечает, что станции метро на вторичном рынке расположены в престижных районах (станции метро "Ломоносовский проспект" и "Раменки" — в Раменках, станция метро "Минская" на границе районов Фили-Давыдково и Дорогомилово), где в основном строятся проекты верхнего ценового сегмента. Для покупателей этого сегмента наличие метро в шаговой доступности нельзя назвать важным фактором при выборе квартиры.
В основном объекты премиум-класса расположены рядом со станцией "Минская". Соответственно, открытие этой станции не окажет особого влияния на цены и спрос в данных проектах, считает Сапор.
В то же время, продолжает эксперт, станции метро "Ломоносовский проспект" и "Раменки" окажут большее влияние на уровень цен, несмотря на то, что об их открытии также было известно заранее. В районе Раменки вторичный рынок в значительной степени представлен новыми домами бизнес-класса. Рост цен на вторичном рынке может составить порядка 10%.
Таганов отмечает, что обычно цены на находящиеся неподалеку от новой платформы объекты недвижимости начинают расти (правда, медленно) за пару лет до ее фактического введения в эксплуатацию — сразу после появления информации о строительстве.
"В течение 1-1,5 лет до открытия станции стоимость выставленной на продажу в этом районе недвижимости увеличивается примерно на 7-10%. Можно предположить, что в следующие полгода-год цены поднимутся примерно на столько же — приблизительно на 10%. Получается, что в сумме за весь период (от объявления о строительстве до запуска новой станции в эксплуатацию) они могут вырасти на 20%", — отмечает Таганов.
Что касается тех объектов, которые находятся в большей удаленности от новой станции метро, то их стоимость может вообще не увеличиться, продолжает Таганов. По его мнению, максимальный рост, который возможен, это 2-3%.
При этом эксперт обращает на один момент, важный в первую очередь для сегмента вторичного жилья.
"Следует помнить, что в данный момент на вторичном рынке жилья абсолютное большинство сделок — 86% в ноябре и декабре этого года — проходит с дисконтом. Большую часть собственников нельзя назвать специалистами рынка недвижимости, они узнают, что рядом с домом, где находится их собственность, появится новая станция метро, и начинают поднимать цену на жилплощадь. Однако это не означает, что в нынешней ситуации им удастся продать квартиру по изначально заявленной стоимости. Ведь в реальности, особенно сейчас, открытие новых станций метро влияет не столько на увеличение цены, сколько на срок экспозиции объекта, — он сокращается", — рассуждает Таганов.