Собственник помещений в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества путем внесения платы на содержание и ремонт (ч. 1 ст. 168 ЖК РФ), а также собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
Антенна и запирающее устройство входят в состав такого имущества, расходы на содержание которого возложены на собственника и не подлежат перерасчету, в том числе в связи с неиспользованием данного оборудования либо жилого помещения собственником (см. п.2 и п.7 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 13 августа 2006 г. №491).
В ответ на запросы собственников управляющая организация ООО "Истра Водоканал-Сервис" информационным письмом №80 от 18.03 2016 года на своем сайте дала разъяснения владельцам жилых помещений МКД, которые она обслуживает, о том, что оплата за антенну и запирающее устройство будет производиться отдельной строкой, в соответствии с тарифами обслуживающей организации. На сайте управляющей организации приводится размер платежа на содержание и ремонт жилого помещения (в соответствии с договором управления МКД) с указанием, что в него не включена оплата за антенну и запирающее устройство.
В тарифной сетке на 2016 год на сайте управляющей организации данные платежи выделены отдельной строкой тарифицируются за объект (точку) со ссылкой на заключенные договора с обслуживающими организациями с указанием реквизитов договоров.
Считаем вынесенное ГЖИ Московской области предписание об изменении методики начисления и требования перерасчета в 2017 году необоснованным, так как не установлен факт несоответствия условий договора обслуживающими организациями (продавцом услуг) с управляющей организацией (фактически транзитно поставляющей услугу), и договора управления управляющей организации с собственниками жилых помещений (фактическими покупателями данных услуг). Считаем вправе предложить обжаловать данное предписание ГЖИ Московской области в судебных органах.
В случае установления факта несоответствия, возможно проведение перерасчета с момента выявления данного несоответствия.
Что касается тарификации, то стандартная практика организаций, обслуживающих телевизионную антенну и запирающие устройства, — абонентская оплата (фиксированный платеж) за точку. Обычно эти условия управляющая организация транслирует своим собственникам. Эти тарифы с размером абонентской оплаты публикуются на сайтах обслуживающих организаций, так как есть возможность индивидуального подключения. Если у регулятора возникает требование тарификации и перерасчета по площади (в кв.м.), то необходимо установить, как это требование отражено в договоре между управляющей и обслуживающей организациями, чтобы не возникло противоречий в начислении транзитных платежей за одни и те же услуги разным потребителям.
Таким образом, законодательно нет запрета делать начисления, исходя из площади. Но нужно смотреть договор между управляющей компанией и оператором, предоставляющим услугу.