МОСКВА, 27 декабря — РИА Недвижимость, Константин Балакин. Компания ОПИН могла обойтись бенефециару концерна «Россиум» и основному владельцу Московского кредитного банка Роману Авдееву более чем в три миллиарда рублей при биржевой оценке в пять миллиардов, рассказал РИА Недвижимость источник, близкий к структурам Авдеева. При этом участники рынка столичного региона не особенно беспокоятся по поводу появления крупного конкурента, так как концентрация рынка уже сегодня достаточно высока, считают эксперты, опрошенные РИА Недвижимость.
"Бесплатная" покупка
Во вторник группа "Онэксим" Михаила Прохорова сообщила о закрытии сделки по продаже 90,99% акций ОПИН структурам Авдеева. Покупатель получил права на земельный банк девелопера и все девелоперские проекты, включая проект реконструкции стадиона "Торпедо" в Москве.
Подробности о сделке, в частности, о ее сумме, не разглашаются, но на рынке есть версии, что она была либо частично "денежной", либо вовсе "безденежной".
"Поскольку банк Авдеева — основной кредитор ОПИНа, то сложилась следующая ситуация. У ОПИНа долг на 28 миллиардов рублей. Выручка — около трех за полгода. ОПИН обслуживать нагрузку уже не мог, поэтому Авдеев "купил" его, вероятно, бесплатно", — рассказал представитель ГК "Гранель".
Партнер "Химки Групп" Дмитрий Котровский, также подозревающий, что сделка была "безденежной", замечает, что она была своевременной. "Думаю, что она не ущемила интересов ни продавца, ни покупателя", — добавляет он.
При этом Котровский не считает, что со стороны Прохорова сделка стала избавлением от бесперспективного актива. "Скорее она связана с субъективными причинами в подходах бывшего владельца к российским активам в настоящий момент", — полагает эксперт.
Сам Роман Авдеев воздержался от ответа, однако источник, близкий к его структурам, сказал, что ОПИН мог быть куплен за более чем 3 миллиарда рублей. При том, что, исходя из котировок на "Московской бирже" (OPIN), пакет "Онэксима" стоит около 5 миллиардов рублей.
Земельный интерес
По мнению главы "НДВ Групп" Александра Хрусталева, ОПИН интересен Авдееву своими проектами и прежде всего проектом жилой застройки в районе стадиона "Торпедо" в Москве.
Но у компании также и довольно внушительный земельный банк в московском регионе — 28 тысяч гектаров. "Думаю, именно в земельном банке основной интерес нового владельца" — говорит Котровский.
Заместитель директора по стратегическому развитию ФСК "Лидер" Ксения Цаплина считает, что целесообразность развития этого банка в ближайшие 3-5 лет не достаточно очевидна. "Это удаленные от Москвы участки, девелопмент которых возможен только после перевода из сельхозназначения. А в ближайшие 3-5 лет основной спрос будет концентрироваться все-таки в Москве и самых ближайших к ней населенных пунктах", — размышляет она.
Как рассказал источник, близкий к структурам Романа Авдеева, большую часть земельного фонда ОПИНа составляют сельхозземли, и их предполагается выставить на продажу. На оставшихся участках планируется реализовать жилые проекты эконом-класса. Для их реализации предполагается привлекать кредиты, но, что примечательно, не в контролируемом Авдеевым Московском кредитном банке, а в других, где кредитные ставки выгоднее, например, в Сбербанке.
Неопасный конкурент
Предполагается, что некоторое время АО "Инград" и ПАО "ОПИН" будут работать как самостоятельные структуры, но впоследствии планируется объединение компаний.
Ряд участников рынка рассказали РИА Недвижимость, что сделка не сопоставима по масштабам с "ПИК-Мортоном", и в случае объединения ОПИНа с "Инградом" новая компания не будет представлять серьезной угрозы.
"Это не опасная сделка", — считает, в частности, Александр Хрусталев.
По словам Ксении Цаплиной, общая доля рынка столичного региона по выведенным на продажу объектам обоих брендов в любой случае не превысит 1,5%, с такой оценкой согласен и Хрусталев. Сейчас достаточно высокий уровень концентрации рынка в Москве (свыше 21% приходится на первую десятку игроков) и "догоняющий" в Московской области (16% на первые 10 компаний), отмечает Цаплина.
ОПИН уже не тот
Пока неизвестно, под каким брендом объединенная компания продолжит свою деятельность, решение об этом будет принято по итогам маркетингового исследования.
ОПИН — достаточно сильный и известный на рынке бренд, а "Инград" только набирает обороты, пока его знают только специалисты рынка недвижимости, рассуждает Цаплина. В связи с этим, по ее мнению, целесообразнее будет заканчивать действующие проекты ОПИН под старым брендом.
Котровский полагает, что новый владелец не будет убивать довольно сильный бренд с хорошей репутацией. А вот Хрусталев скептически оценивает дальнейшее существование бренда ОПИН. По его словам, сегодняшний ОПИН — уже далеко не тот, что был раньше, и будущего у него нет. "Бренд "ОПИН" перестанет существовать", — резюмирует глава НДВ.