Случается, что управляющие компании необоснованно завышают тарифы, при этом качество услуг ЖКХ зачастую оставляет желать лучшего. В этом случае жители многоквартирных домов имеют полное право добиваться справедливости. Сайт "РИА Недвижимость" спросил у экспертов, как формируются тарифы на ЖКХ и можно ли добиться их перерасчета.
Кто устанавливает планку
Тарифы на коммунальные услуги (электроэнергия, газ, тепло, вода, водоотведение (канализация), утилизация отходов) регулируется государством. Официальные тарифы публикуются на сайтах МСУ или предприятий, осуществляющих поставку коммунальных ресурсов.
"Верхнюю планку" для каждого региона ежегодно устанавливает Федеральная антимонопольная служба. Традиционно индексация платежей происходит 1 июля, отмечает исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.
Превысить заданную правительством планку в отдельных муниципалитетах можно по решению местных властей. Такие решения принимаются, например, в тех случаях, когда на территории муниципального образования требуется реализации программы по модернизации того или иного предприятия.
По словам Разворотневой, тарифы на жилищные услуги по закону утверждают и сами граждане на общем собрании собственников многоквартирного дома. Подобные решения должны закрепляться в договоре управления. Но поскольку значительная часть граждан на собрания не ходят, то зачастую такие решения принимаются органами местного самоуправления (в случае Москвы — органами госвласти).
Другая часть стоимости коммунальных услуг — это плата за содержание и эксплуатацию многоквартирного дома, пояснил глава попечительского совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) Сергей Креков. Она, как правило, составляет от 50 до 60% от общего объема стоимости коммунальных платежей.
Куда обращаться
При анализе стоимости коммунальных ресурсов важно уделять внимание не только размеру тарифу, но и выставленному объему предоставленного ресурса, обращает внимание Креков. Например, если возник вопрос о переплате за потребленный объем, собственнику нужно обратиться в управляющую компанию с тем, чтобы она раскрыла методику распределения фактически потребленного домом тепла на основе счетов за прошедшие месяцы.
За правильностью начислений жилищных и коммунальных услуг следит жилищная инспекция, напоминает Разворотнева. Однако при наличии сомнений в обоснованности начисления коммунальных платежей, необходимо сначала обратиться в организацию, с которой заключен договор на обслуживание дома и поставку коммунальных ресурсов (в большинстве случаев это управляющая компания).
В случае же отказа УК отвечать в течение установленных 10 дней, необходимо обратиться с жалобой в местное отделение Госжилинспекции. Также можно подать исковое заявление в суд для оспаривания начисленного объема тепла. В этом случае УК будет обязана предоставить методику и выставленные счета. Если в суде будет доказан факт переплаты, то УК обяжут вернуть собственникам переплату и начисленный за нее штраф, объясняет Креков.
Как осуществить перерасчет
Признаки некачественной коммунальной услуги четко определены в 354 Постановлении Правительства ("Правила предоставления коммунальных услуг").
Спасение от "приписок"
Бывает сложно доказать факты, когда случаются "перетопы", то есть в дом подается больше тепла, чем нужно, добавляет Разворотнева. Соответственно платежи потребителя завышаются. Спасением от таких проблем может быть установка в доме теплового пункта с погодным регулированием. Такое оборудование позволяет регулировать поступление тепла в дом в соответствии с погодными условиями. Также есть возможность снимать показания прибора учета дистанционно, через интернет. Это защитит потребителей от "приписок". Решение об установке теплового пункта принимается общим собранием собственников. Оплачивается установка также за счет собственников.
Снизить плату за коммунальные платежи поможет и индивидуальная экономия ресурсов. "Собственникам необходимо развивать культуру энергоэффективного потребления. Например, если мыть посуду в посудомоечной машине будет дешевле, чем мыть ее под краном, так как воды требуется меньше. Стиральную машину лучше включать ночью, так как в ночное время тарифы самые выгодные. Соблюдение подобных условий позволяет снизить коммунальные платежи на 5-10%", — заключает Креков.