За три квартала 2016 года в Россию пришло 24 новых международных бренда, большинство из которых относится к "среднему" ценовому сегменту. Управляющий партнер Colliers International в России Николай Казанский рассказал сайту "РИА Недвижимость", что побудило зарубежного ритейлера выйти на российский рынок в кризис, и на что идут отечественные торговые центры во имя покупательской любви.
Сотрясение ритейла
Второй раз за короткое время на нашей улице кризис. И если в первый раз, в 2008-2009 годах, мы боролись с ним и с его последствиями совместно со всем остальным миром, то сегодня мы справляемся с турбулентностью в одиночку. Одним из наиболее чувствительных к колебаниям экономики сегментом традиционно является рынок недвижимости.
И первыми на себе последствия экономических потрясений почувствовали торговые центры, ведь кризис затронул как покупателей, так и арендаторов. В начале 2015 года многие торговые центры стали отмечать снижение трафика. Вследствие сокращения доходов потребительское поведение населения стало заметно более сдержанным, покупатель все больше отдает предпочтение товарам первой необходимости и старается совершать покупки с максимальной для себя выгодой.
Что касается ритейлеров, особенно зарубежных, то поначалу они довольно резко отреагировали на скачки курсов валют, полностью заморозив планы дальнейшего развития еще в конце 2014 года. Некоторые иностранные операторы даже заявляли, что при стоимости доллара свыше 50 рублей будут рассматривать вариант ухода с российского рынка.
Однако мы наблюдаем, что доллар сегодня стоит больше 60 рублей, а ритейлеры все еще продолжают экспансию на российском рынке, — только теперь это уже происходит более взвешенно и точечно, согласно продуманной стратегии развития, а не так агрессивно, как это было до кризиса.
Кто на новенького?
На фоне происходящих на рынке изменений собственники ТЦ стали предлагать ритейлерам гораздо более гибкие инструменты по корректировке коммерческих условий, ориентируясь не только на прямое снижение ставок аренды, как это было в 2008-2009 годах. Такими инструментами стали оплата ставки аренды на базе процента от товарооборота, фиксация валютного коридора, скидка на первое время аренды, возможность частичной компенсации арендодателем отделочных работ либо зачет таких работ в счет будущей аренды.
Гибкие условия аренды и индивидуальный подход арендодателей позволили некоторым международным брендам осуществить планы по выходу на российский рынок, несмотря на экономическую ситуацию. Однако говорить об их массовой экспансии пока рано. Как правило, такие операторы открывают 1-2 магазина в лучших торговых центрах.
Любопытный факт, за 9 месяцев текущего года на российский рынок вышло 24 новых международных бренда, из них — 12 fashion-операторов, большая часть из которых работает в сегменте "средний" и "средний+", и это в условиях устойчивого сокращения потребительских расходов россиян. Одним из объяснений такого тренда может служить сокращение выездного туризма российских граждан в Европу, в том числе на шопинг, другими словами "гора идет к Магомеду". Кроме того, в последние год-два отмечается активная экспансия развлекательных операторов как в регионах, так и в столице, и сегмента общепита, что стимулирует потенциальных покупателей возвращаться в торговые центры и проводить там время.
Международные операторы, открывшие первые в России монобрендовые магазины по итогам 9 месяцев 2016 года
Бренд |
Страна |
Профиль |
KidZania |
Мексика |
Edutainment (развивающие игры) |
John Varvatos |
США |
Fashion |
Veta |
Эстония |
Fashion |
Barbour |
Великобритания |
Fashion |
Charlotte Olympia |
Англия |
Fashion |
Victoria's Secret |
США |
Fashion |
Armani Exchange |
Италия |
Fashion |
Lion of Porches |
Португалия |
Fashion |
Jil Sander Navy |
Германия |
Fashion |
O bag! |
Италия |
Fashion |
Undiz |
Франция |
Fashion |
Billabong |
Австралия |
Fashion |
Hunkemöller |
Германия |
Fashion |
Lillapois Beauty |
Италия |
Дрогери (хозяйственные товары, безрецептурная аптека) |
Laduree |
Франция |
Общественное питание |
Amsterdam Chips |
Голландия |
Общественное питание |
JD Burgers |
США |
Общественное питание |
Holika Holika |
Корея |
Парфюмерия и косметика |
Urban Decay |
США |
Парфюмерия и косметика |
Kiko Milano |
Италия |
Парфюмерия и косметика |
NYX |
США |
Парфюмерия и косметика |
Jouvence Eternelle |
Швейцария |
Парфюмерия и косметика |
Fujifilm |
Япония |
Фототехника |
Newby Teas London |
Великобритания |
Чай |
Торговый минимализм
Скорректировались планы и по строительству новых торговых объектов. Возникшая после первого кризиса на фоне восстановления рынка "гигантомания", когда проектировались и вводились гигантские торговые моллы площадью свыше 100 тысяч квадратных метров, ушла в прошлое.
В текущих условиях рынка, когда конкуренция растет, а потребитель становится все более избирательным, многие собственники ТЦ фокусируются на качестве своих объектов. В частности, усиливается тренд, когда собственник для удержания покупательской аудитории проводит, например, ротацию арендаторов, привлекает в проект нестандартных операторов, таких как предприятия социального сервиса, к примеру, Многофункциональные центры (МФЦ), отделения Почты России и тому подобное. Кроме того, обновляются интерьеры и фасады здания, увеличивается досуговая составляющая и общепит. Некоторые игроки пошли на более смелые шаги, решив провести полный редевелпомент своих торговых объектов, которые реализовывались еще на заре российского рынка торговой недвижимости.
В целом рынок торговой недвижимости постепенно адаптируется к новой реальности, и на сегодняшний день торговые центры остаются надежным активом для инвестирования, а снизившийся в начале кризиса поток покупателей в торговые центры, постепенно начал восстанавливаться.
Сегодня у посетителей торговых центров появился широкий пул новых возможностей для проведения досуга — это и edutainment-центры (учебно-развлекательные центры), и возможность получить государственные услуги, и новые магазины, которые раньше не были представлены. А торговые центры, в гонке за посетителем продолжают искать и предлагать все новые привлекательные форматы и концепции.