Рейтинг@Mail.ru
Пятое кольцо столицы: как строилось Московское центральное кольцо - Недвижимость РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пятое кольцо столицы: как строилось Московское центральное кольцо

Читать в
Дзен
В субботу, 10 сентября, Москва открывает пассажирское движение по кольцевой железной дороге, построенной еще императором Николаем II. Портал "РИА Недвижимость" достал с полки пыльный учебник истории и изучил основные вехи строительства железнодорожного кольца Москвы.

В субботу, 10 сентября, Москва открывает пассажирское движение по кольцевой железной дороге, построенной еще императором Николаем II. Портал "РИА Недвижимость" достал с полки пыльный учебник истории и изучил основные вехи строительства железнодорожного кольца Москвы.

Высочайшее пожелание

История московского железнодорожного кольца началась в конце XIX века. Город в то время уже являлся крупнейшим торговым узлом Российской империи, однако его транспортная инфраструктура оставляла желать лучшего.

Хлопок, шерсть, шелк, кожи, металлы, продовольствие и прочие товары приходили в Москву по десяти радиальным линиям железной дороги. Извозчики на ломовых лошадях перевозили их на склады в центре города, откуда товары уже доставлялись либо московским купцам, либо отвозились на другие железнодорожные вокзалы для отправки в дальние губернии.

Из-за большого потока доставляемых грузов у московских вокзалов всегда была толчея и скопление сотен ломовых фур. Непродуманная схема логистики увеличивала сроки доставки товаров, а жадность извозчиков — их цену.

Решением проблемы озаботился сам император Николай II. В ноябре 1897 года он провел заседание правительства, на котором "высочайше признал желательным" строительство Московской окружной железной дороги (МОЖД), которое бы имело пересечение со всеми радиальными ветками.

Автором проекта новой дороги был выбран инженер пятого класса Петр Рашевский. Реализация разработанного им варианта кольца составила бы 50 миллионов рублей. Для того времени это были очень большие деньги, и министр финансов Сергей Витте предложил перед началом строительства еще раз оценить экономическую выгоду от дороги.

После новых изысканий сумма была снижена до 38,7 миллиона рублей без учета стоимости подвижного состава. Строительство железной дороги началось 3 августа 1903 года.

Каким было кольцо

Длина московского железнодорожного кольца составила 50 верст или 54 километра. Оно проходило далеко за границами тогдашней Москвы. По замыслу Рашевского, это давало городу возможности развиваться и позволяло вывести из центра Москвы фабрики, тяготевшие к железнодорожным путям.

Участие в проекте приняли лучшие российские инженеры и архитекторы. Крупнейшие специалисты своего времени по мостостроению Николай Белелюбский и Лавр Проскуряков спроектировали арочные мосты через Москву-реку.

Архитекторы Александр Померанцев и Николай Марковников придумали единый стиль для всех 14 станций кольца, предусматривавший модернистские элементы с использованием красного кирпича и белой отделки. При этом каждая станция создавалась по индивидуальному проекту. Черепица для крыш закупалась в Варшаве и Марселе, станционные часы заказывались у швейцарской фирмы "Павел Буре". Часы отличались высокой точностью, москвичи сверяли по ним время.

Само кольцо сначала хотели сделать четырехпутным, но из-за экономии число путей сократили до двух. По проекту оно предназначалось для перевозки как грузов, так и пассажиров. С первой функцией дорога справилась прекрасно. Грузооборот Москвы вырос в несколько раз, и ломовые извозчики перестали перекрывать улицы города.

Зато пассажирские перевозки сразу не заладились. Почти сразу после торжественного открытия дороги в 1908 году их приостановили на год — назначенная цена на билет оказалась слишком высока, и население кольцом просто не пользовалось. После пересмотра тарифов в мае 1908 года движение возобновилось, но МОЖД все равно не смогла конкурировать с активно развивавшимися маршрутами автобусов и трамваев, и в 1934 году пассажиры перестали ездить по кольцу окончательно.

Кольцо активно использовалось и после Октябрьской революции. Во время Великой Отечественной войны по нему шли составы с людьми и боеприпасами для фронта. МОЖД использовалось для эвакуации заводов из Москвы на Урал.

Дорога для людей

Попытки восстановить пассажирское движение власти предпринимали еще в 60-х годов прошлого века. Например, станция метро "Ленинский проспект" были построена с выходом в центре, который должен был использоваться горожанами для пересадки на платформу кольцевой железной дороги.

Проблема была в том, что дорогу нельзя было дешево и просто электрифицировать — мешали старые мосты с низкими порталами. Из-за этого по МОЖК по-прежнему ездили грузовые тепловозы вместо электричек.

Лишь в 90-е года быстрый рост населения Москвы и заметное ухудшение транспортной ситуации в городе заставили власти вернуться к идее организации пассажирских перевозок. Проект активно продвигал с 1997 года мэр Москвы Юрий Лужков, но дальше фантазий у него дело не шло.

Сначала предполагалось, что по кольцу будут ходить дизельные пассажирские поезда, поскольку оно оставалось неэлектрифицированным. Потом решили остановиться на привычных электричках. В 2008 году Лужков подписал соглашение с РЖД соглашение о развитии кольца. Закончить проект он не успел — в 2010 его отправили в отставку.

В 2011 году новый градоначальник Сергей Собянин создал с РЖД на паритетных условиях ОАО "Московская кольцевая железная дорога" (МКЖД) для реконструкции и электрификации кольца. На старте проекта не обошлось без скандалов — в ноябре 2012 года СМИ сообщили, что начальника инвестиционного управления столичного филиала РЖД Андрея Солдатенко обвинили в хищении 122 миллионов рублей, выделенных на строительство МКДЖ.

Итоговая стоимость реконструкции МКЖД составила порядка 100 миллиардов рублей.

Каким стало кольцо

Всего на реконструированном Московском центральном кольце (МЦК), как теперь называется эта ветка, будет 31 станция. На каждой из них будет организован транспортно-пересадочный узел (ТПУ). На 17 станциях можно будет пересесть на  11 веток метро, и на 10 станциях — на девять радиальных направлений железной дороги.

Как обещают власти, на пересадку потребуются считаные минуты. На 11 станциях МЦК для этого даже не надо будет выходить на улицу. Кроме того, на 17 станциях сделают надземные стеклянные переходы для того, чтобы обеспечить пересадку пассажиров по принципу "Сухие ноги". Самый длинный из таких переходов — около 160 метров — будет на ТПУ "Владыкино".

Транспортно-пересадочные узлы будут также включать в себя офисы, торговые комплексы, магазины, кафе, парковки.

По кольцу будут курсировать 100 пар поездов "Ласточка" в сутки. В часы пик интервал движения не превысит шести минут, в остальное время — 11-15 минут. Проехать все кольцо получится за час с четвертью. Поезда будут разгоняться до 120 километров в час и перевозить до 1,2 тысячи пассажиров.

По мнению мэрии, уже в первый год загрузка МЦК может составить 75 миллионов человек, а к 2025 году она увеличится до 300 миллионов пассажиров в год.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала