МОСКВА, 10 августа — РИА Новости, Валерия Высокосова. Скульптор и мыслитель Эрнст Неизвестный, который оказал огромное влияние на развитие искусства в России, отразил в своем творчестве всю трагическую судьбу XX века: ветеран Великой Отечественной войны, покинувший родину много лет назад, но всегда оставшийся с ней душой, он скончался в Нью-Йорке в ночь на 10 августа.
Неизвестный, скончавшийся в возрасте 91 года, оставался одним из последних значительных мастеров ХХ века. Коллеги отмечают не только его творчество, но и масштаб личности: Неизвестный был невероятно образованным и умным человеком. Его уход из жизни — потеря для целого поколения скульпторов, ориентировавшихся на него. Как признался скульптор Георгий Франгулян: «Было такое ощущение, что Эрнст Неизвестный — это навсегда».
Боевой характер
Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача Иосифа Неизвестного и поэтессы Беллы Дижур. Родители отдали юного Эрнста в школу для художественно одаренных детей. В 1939 году его работы были отмечены на Всесоюзном конкурсе.
Эрнст Неизвестный всегда отличался боевым характером. В 1943 году он приписал себе лишний год, и в 17 лет оказался на фронте, где сражался не только с врагами, но и боролся за справедливость. Молодой лейтенант был приговорен к расстрелу за убийство изнасиловавшего девушку офицера. После трех месяцев томительного заключения, руководство решило смягчить наказание и разжаловать Неизвестного в рядовые.
«Была б возможность убить его еще раз, я убил бы его снова», — бескомпромиссно заявлял Неизвестный.
В апреле 1945 года в Австрии он одним из первых поднялся в атаку на противника, увлекая за собой бойцов всего взвода. Ворвавшись в траншеи, гранатами и огнем из автомата уничтожил пулеметную точку и 16 немецких солдат. Неизвестный был тяжело ранен, врачи сочли его погибшим и отправили домой похоронку, но через год он вернулся к родителям. Три года он провел на костылях, мучаясь от ужасных болей в позвоночнике. За проявленные мужество и героизм Эрнст Неизвестный был награжден орденом Красной Звезды.
«Мой лозунг — «ничего или все». Или я живу так, как хочу, или пусть меня убьют. Не уступать: никому — ничего — никогда! Я столько раз должен был умереть… Я и умирал; в жизни было столько ситуаций, из которых невозможно было выйти живым, я в те ситуации попадал потому, что ни от чего не прятался, — но какая-то сила меня хранила и спасла», — говорил Неизвестный.
Погружение в искусство
После войны Эрнст Неизвестный преподавал рисунок в Суворовском училище в Свердловске. В 1947 году учился в Академии художеств Латвийской ССР в Риге, в 1954 году окончил Московский художественный институт имени Сурикова (мастерская Матвея Манизера). Параллельно с учебой в институте посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета. После окончания учебы, он стал членом Союза художников СССР.
Война не покидала мысли художника и отразилась в его работах. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве он был награжден за скульптуру «Нет ядерной войне!». Он также создал серию скульптур «Война — это…», а в 1957 году исполнил известную статую «Мертвый солдат».
«Исходным опытом, который заставил меня по-новому взглянуть на искусство, была война… Война — это чужеродный элемент в живом, ведущий к смерти… Сила, становящаяся частью людей и заставляющая их убивать друг друга», — вспоминал художник.
В мирное время Эрнст Неизвестный боролся с рутиной в искусстве, и результатом сражения стали работы «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961). Созданные им образы выглядели новаторскими среди привычных творений станковой скульптуры.
Экскурсия для Хрущева
В 1962 году случился инцидент, который значительно повлиял на творческую жизнь Эрнста Неизвестного. На выставке в Манеже, посвященной тридцатилетию МОСХа, художник согласился провести экскурсию для советского лидера Никиты Сергеевича Хрущева. Глава Советского союза обрушился на скульптора с резкой критикой, назвал его работы «дегенеративным искусством» и обвинил художника в «искажении лиц советских людей».
После этого имя Неизвестного вычеркнули из списка Союза художников, он перестал получать заказы и материалы, а его работы перестали выставлять. Опала закончилась только тогда, когда Хрущева сняли.
«После эпизода с Хрущевым я на десять лет был выброшен из обращения как профессиональный художник. Я умудрился издать иллюстрации к Достоевскому, поставить скульптуры в Риге и Крыму, но они были заказаны до 1962 года, их просто перевели в камень и металл. Под своим именем мне в эти 10 лет не удалось продать ничего», — рассказывал художник.
Судьба распорядилась так, что после смерти Хрущева родственники обратились к Неизвестному с просьбой сотворить надгробный памятник, ставший одной из знаковых работ скульптора. Памятник, установленный на Новодевичьем кладбище 1974 году, состоит из горизонтальной бронзовой плиты, на которой установлена рамка, наполовину из белого мрамора, наполовину — из черного гранита. В рамку вставлена бронзовая голова Хрущева.
Вынужденная эмиграция
Скульптор не хотел покидать Советский союз, но спокойной жизни ему не давали: на него заводились уголовные дела, из 850 его скульптур государство приобрело всего лишь 4. Около 70 раз он подавал заявление, чтобы ему разрешили работать за границей с бразильцем Оскаром Нимейером, но все призывы оставались без ответа.
Неизвестный все же покинул страну в 1976 году, «из-за эстетических разногласий с режимом». Вначале он эмигрировал в Австрию, потом перебрался в Швейцарию и, наконец, осел в Нью-Йорке. Неизвестный продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.
В 1976 году он завершил создание бронзовой головы Дмитрия Шостаковича по заказу Центра Кеннеди в Вашингтоне, после чего скульптора стал поддерживать американский художник Энди Уорхол, с которым они очень подружились.
В 1980-х неоднократно выставлялся в галерее Магна в Сан-Франциско, по заказу которой создал цикл Man through the Wall, посвященный крушению коммунизма. В 1988 году он создал модель скульптуры «Новая статуя Свободы» в честь Китая и стран третьего мира, а в 1989-м завершил работу над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений Сэмюэла Беккета.
С 1989 года Неизвестный стал приезжать в Россию. Вскоре его восстановили в Союзе художников, вернули российское гражданство и сделали лауреатом Государственной премии России. В 1995 году создал скульптуру «Золотое дитя» в Одессе, задумал серию из трех памятников, которые бы составили треугольник скорби по границе территории, где в лагерях страдали миллионы жертв сталинских репрессий, но в итоге воплотил только «Маску скорби» в Магадане, отказавшись от гонорара. После смерти скульптора глава Екатеринбурга Евгений Ройзман сообщил о планах по реализации проекта и установке одной из «Масок скорби» в столице Среднего Урала.
На протяжении 50 лет, начиная с 1956 года, Эрнст Неизвестный работал над философской композицией «Древо жизни», которую непременно хотел подарить своей родине. Скульптура представляет переплетение семи лент Мёбиуса, обвивающих и соединяющих тысячи образов, лиц и символов, вместе образуют аллегорическое дерево в форме человеческого сердца. По признанию художника, сложную символику скульптуры можно расшифровать при внимательном рассмотрении, но ему хотелось, чтобы зрители чувствовали ее суть сердцем.
«Эта композиция олицетворяет борьбу добра со злом и победу светлых сил», — объяснял художник.
Талантливый аутсайдер
Произведения Эрнста Неизвестного объединяют реалистические формы и элементы абстракции. Они воплощают процесс вечного становления, слагаются в большие циклы. Неизвестный продолжил традицию русского революционного авангарда 1920-х годов, он создал новый визуальный язык и новый тип синтеза. Зачастую основным объектом его творчества становится человеческое тело, которое соединяется с орудиями и техникой. Искалеченное, разбитое, прошедшее невероятную трансформацию, оно приобретает шокирующую выразительность.
Эрнст Неизвестный занимался не только монументальной скульптурой, но также мелкой пластикой, ювелирными изделиями и иллюстрированием. Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением Библии: в его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.
«Допустим, я классик. Обо мне вышло шесть книг, и не в России, увы, они вышли. По счастью, разночтения искусствоведов не дают мне возможности попасть в бытовую систематику потребителя. А то иным только и важно узнать, кто ты — импрессионист или экспрессионист. Мертвечина. Я не мог адаптироваться, потому что сама форма существования в любой группе меня не устраивает. И таким образом я стал аутсайдером. Причем абсолютным. В этом есть недостаток, поскольку я одинок. И это бьет по карману, ведь все выставки устраиваются по принципу принадлежности к группировкам. Оп-арт? Поп-арт? Нет. Я — Эрнст Неизвестный. Такой группировки нет. Хотя подражателей — пруд пруди», — говорил он о себе в одном из интервью.
Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным и близким Эрнста Неизвестного, назвав его смерть невосполнимой потерей для отечественной и мировой культуры. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил уникальный дар скульптора «с помощью мрамора, гранита и бронзы передавать борьбу добра и зла, торжество жизни и человеческого духа, энергию и красоту». В честь Неизвестного планируют назвать улицу и художественную школу в Екатеринбурге.