Ярославское архитектурное бюро "План Б" победило в конкурсе на лучшую концепцию благоустройства Тверской (от Пушкинской до Триумфальной площади) и 1-й Тверской-Ямской улицы в центре Москвы. Сайт "РИА Недвижимость" решил узнать, какими увидели улицы в своих проектах победитель и другие участники конкурса, ставшие финалистами.
О конкурсе
Всего на конкурс на Благоустройство Тверской и Тверской-Ямской (участок от Пушкинской площади до площади Тверской Заставы рядом с Белорусским вокзалом), по данным организатора конкурса КБ «Стрелка», было подано 46 концепций из 12 стран мира.
Победителем конкурса было признано ярославское архитектурное бюро «План Б». Именно оно получит вознаграждение в размере 826 тысяч рублей, а также контракт на сумму 4 миллиона рублей на доработку концепции.
Другие финалисты — BuroMoscow, архитектурно-строительная «Дизайн Студия», а также совместный проект Тимура Каримуллина, DROM, Barbara Materia и STUDIO MOST — жюри решило отметить премиями в 354 тысячи рублей.
Улица-лагуна
Победитель конкурса — ярославское архбюро "План Б" — посчитал, что просто озеленить Тверскую и Тверскую-Ямскую улицу, чтобы создать полноценную зону для отдыха и прогулки, будет недостаточно.
Авторы проекта предложили внедрить систему мини-площадей — "лагун" в местах пересечения с прилегающими улицами. Для этого архитекторы предложили заузить ширину полос их проезжих частей до 3,5 метров при сохранении существующей рядности.
Высвободившуюся площадь в местах переходов планируется отдать пешеходам. Парковочные места могут появиться вдоль проезжей части этих прилегающих улиц.
Для усиления эффекта целостности и удобства пешеходов, часть проезда поднимается в один уровень с тротуарами. Вдоль Тверской и Тверской-Ямской архитекторы «План Б» предложили высадить деревья и кустарники — как на уровне тротуара, так и в специальных кадках.
На площадях-лагунах проектировщики решили посадить еще больше деревьев. Еще одним украшением Тверской и Тверской-Ямской должны стать малые архитектурные формы.
В проекте «План Б» предусмотрено несколько уровней освещения. Основную функцию освещения будут выполнять фонари, рекомендованные программой "Моя улица", дополнительную — подсветка деревьев и светильники, встроенные в тротуар.
Эмоциональное пространство
Архитекторы "АСД Студии" хотели бы вернуть улицам утраченные связи — пространственные, временные, эмоциональные.
Как утверждают в архитектурном бюро, путь от площади Тверской заставы до Кремля пешком занимает слишком много времени — около 40 минут в одну сторону. На маршруте, по мнению участников конкурса, слишком мало стимулов, чтобы преодолевать его за одну прогулку.
Поэтому архитекторы предложили разбить улицу и прилегающие территории на зоны в соответствие с основным функциональным видом использования пространства. Кроме того, они рекомендовали создать на Тверской и Тверской-Ямской улицах короткие локальные маршруты, связанные между собой наземными пешеходными переходами.
Чтобы восстановить исторические связи, в "АСД Студии" считают необходимым расположить вдоль улицы специальные экраны с текстом, которые будут описывать знаковые точки Тверской и открывать то, что скрыто от глаз.
Архитекторы также отметили необходимость создания продуманной системы навигации и ориентации для обеспечения комфортного доступа с Белорусского вокзала до начала 1-й Тверской-Ямской. Сейчас, подчеркивают они, Белорусский вокзал оторван от Тверской, которая могла бы обеспечивать полноценный, интересный и насыщенный визит на два дня для туристов.
Не забыли архитекторы и о жителях 1-ой Тверской-Ямской и 1-м Тверским-Ямским переулком. "На 1-й Тверской-Ямской улице большинство домов являются жилыми, жители этих домов страдают не только от шума и пыли, но и от влияния ежедневного функционирования Тверской. Мы предлагаем повысить комфорт жизни на Тверской и вернуть эту территорию ее главным хозяевам, обустроив прилегающие улицы", — говорится в описании проекта. Авторы концепции предлагают обеспечить возможность проведения времени на улицы, а также защитить ее от пыли и снизить шумы грамотно продуманным озеленением.
Демократичное пространство
Основная идея еще одного призера конкурса на концепцию благоустройства Тверской и Тверской-Ямской — BuroMoscow — заключается в том, что пространство улиц необходимо наполнить объектами активного взаимодействия с городом. Такими объектами архитекторы считают трибуны, скамейки, скверы, переходы и смотровые площадки.
Подземные переходы, по мнению участников конкурса от BuroMoscow, должны стать вторичными на Тверской и Тверской-Ямской и превратиться в пространства "медленного" транзита.
Кстати, именно за счет подземных переходов проектировщики предложили вернуть мелкую торговлю на центральные улицы Москвы. Архитекторы рекомендовали организовать в переходах места для торговли с возможностью кратковременной аренды микроплощадей, а также нарисовали проект галереи с эффектом "бесконечного зеркала" и перехода с открытым к небу стеклянным потолком.
Входы в подземные переходы проектировщики предложили визуально акцентировать и дополнить рекреационными элементами — например, трибуной или смотровой площадкой.
Личность и характер Тверской
Совместный проект Тимура Каримуллина, DROM, Barbara Materia и STUDIO MOST требует вернуть участку от Пушкинской площади до площади рядом с Белорусским вокзалом исторический пешеходный дух, их уникальный "личность и характер".
Архитекторы предложили сделать улицы более комфортными, безопасными и экологичными при помощи озеленения, грамотного распределения дорожного движения и организации парковки для автомобилей.
При этом украшением улиц должны были стать малый архитектурные формы, а также модульные системы мебели и кашпо с растениями.
Ускорить же движение общественного транспорта, по мнению авторов проекта, можно за счет создания выделенных полос для автобусов.