Портал "РИА Недвижимость" приглашает читателей совершить очередную прогулку по Москве. На этот раз экскурсовод из общества пеших прогулок "Москваход" Ирина Левина рассказала о "прошлой жизни" Тверского бульвара — его истории, сохранившихся и исчезнувших зданиях и сооружениях.
Под сенью лип
Тверской бульвар — один из самых старых в Москве. На этом месте с конца XVI по конец XVIII века было третье после Кремля и Китайгородской стены оборонительное кольцо. Тогда это был Белый город с крепостной стеной и башнями, построенный во времена царя Федора Иоанновича по проекту зодчего Федора Коня.
Стены пришли в негодность уже в начале XVIII века, но так как Москва при императоре Петре I готовилась к отражению войск шведов, крепость починили. А при Екатерине II стена была разобрана и на этом месте были разбиты бульвары. Так первым бульваром, который был устроен до наполеоновского нашествия, был Тверской.
Первое его название было просто Бульвар, официальной датой его основания считается 1796 год. Потом бульвар нарекли Тверской по названию улицы, которая к нему примыкает. Во главе строительных работ стоял архитектор С. Карин, занимавшийся и проектом, и непосредственно строительными работами. Первыми деревьями, высаженными на Тверском бульваре, стали березы. Они, к сожалению, они не прижились, поэтому пришлось высадить липы. Потом появились еще и клены, вязы, дубы, ясень пенсильванский, хвойные породы, в том числе ель колючая голубая и туя.
В скором времени Тверской бульвар стал одним из любимейших мест прогулок московского дворянства. Здесь работали фонтаны, были установлены мостики, беседки из зелени, даже бюсты знаменитых людей вдоль главной аллеи. В часы променада все проезды по бульвару, даже Страстная площадь, заполнялись экипажами гуляющей публики, рассказывает экскурсовод.
Год 1812-й был роковым как для Москвы, так и для Тверского бульвара. Именно это место Наполеон выбрал для повешения людей, обвинявшихся в поджигательстве, а липы Тверского французский император пустил на дрова.
После войны бульвар был вновь обсажен липами. Исторический путеводитель по Москве за 1831 год писал: "Из всех бульваров он есть теперь лучший. По сторонам дорог расположены прекрасные куртины с цветами, каковыми обсажены и самые бока дорожек; посредине к правой стороне выстроена хорошего Арабского вкуса кондитерская, где гуляющие могут найти и легкую закуску. Она построена на месте глухой башни Белого города. По обеим оной сторонам есть два искусственных водоема, наполняемые по произволению водою".
Однако москвичи предпочитали прогулки в открывшемся в то время Кремлевском саду. "На Тверском бульваре попадаются две-три салопницы, какой-нибудь студент в очках", — писал в 1833 году Пушкин своей жене.
Бульвар стал более демократичным только к концу XIX века, когда Бронную улицу застроили недорогими доходными домами для студентов. "Студенты, у которых не было денег на ночлег, летом часто ходили или спали на скамейках бульвара", — говорит Левина.
Страсти по Пушкину
На Тверском бульваре некогда стоял один из самых известных монументов в Москве — памятник великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Экскурсовод отмечает, что он интересен и тем, что это первый в России памятник, который был установлен не императору и не военачальнику, а писателю.
Его установка была связана с чередой событий. "Еще в 1860 году лицеисты собрали деньги на установку монумента и предоставили императору Александру II проект — Пушкин и вокруг него друзья-лицеисты. Они хотели установить памятник в Царском селе, но император отказался", — рассказывает Ирина Левина.
Некоторое время спустя была объявлена всероссийская подписка, чтобы собрать деньги на монумент и установить его в Москве. В 1875 году был объявлен конкурс, первую премию на котором получил проект скульптора Александра Опекушина. Для ведения строительно-монтажных работ Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова.
Четыре года ушли на изготовление статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года, в лицейскую годовщину.
Памятник решили установить в конце Тверского бульвара — все бульвары в городе начинаются от Москвы-реки. Привезли из Урала пьедестал, но он оказался с дефектом.
Открытие состоялось только через год, но и оно было под угрозой. Дело в том, что в тот год умерла императрица Мария Александровна, и был объявлен траур, соответственно о пышных торжествах не могло идти и речи.
Спасло то, что Александру II тоже нужно было срочно жениться, и он вместо годового траура объявил трехмесячный. В итоге памятник был открыт в 18 июня 1880 года.
"Пушкин стоял в смиренной позе, опустив голову, и смотрел на Страстной монастырь — (на противоположной стороне нынешнему положению — ред.). Монумент стоял там до 1950 года, когда монастырь был снесен, и памятник решили передвинуть на другую сторону — Пушкинскую площадь, где он и находится сейчас", — рассказывает Левина.
Любовный треугольник
Среди других примечательных мест — строения 2 и 3 по адресу: Тверской бульвар, 24-26. Сейчас на этом месте — копия исторического здания, которое стояло тут больше двух веков. В 18 веке здесь были усадьбы князей Несвицких и Друцких. Главные дома стояли торцом к стене Белого Города.
Предыстория их такова. В 80-е годы XVIII века фаворит Екатерины II Иван Николаевич Римский-Корсаков получил отставку и повеление уехать из Петербурга в Москву. Это произошло потому, что он влюбился в жену графа Александра Сергеевича Строганова — Екатерину Петровну.
Женщина обратила внимание на молодого Римского-Корсакова. "Он действительно был красивым. Екатерина Великая говорила, что с него только картины писать", — отмечает Левина.
Граф Строганов поступил очень благородно для того времени, купив своей жене дом на Тверском бульваре и имение Братцево. Римский-Корсаков купил дом напротив. "Здания смотрели друг на друга торцами к бульвару", — рассказывает Левина.
После войны 1812 года, Римский-Корсаков решил перестроить владения, объединив их в один дом. Работы велись под руководством великого архитектора Осипа Бове: старые дома ломать не стали, их торцы виртуозно выделили в новых фасадах по бульвару как центры протяженной композиции. Получился один дом с двумя фронтонами.
По свидетельству современников, дом Римского-Корсакова "с большим великолепным садом, с беседками, статуями и прудами, посещался всей Москвой" и слыл одним из красивейших зданий. Литературоведы утверждают, что Римский-Корсаков — прототип грибоедовского Фамусова. В 1831 году Пушкин заезжал к Ивану Николаевичу, расспрашивал его о Екатерине II, а затем включил подробности, рассказанные генерал-майором, в последнюю главу "Капитанской дочки".
Прямые потомки графини Строгановой и Ивана Николаевича Римского-Корсакого владели домом вплоть до революции 1917 года. Например князь Феликс Юсупов наследовал дом после прабабушки Зинаиды Ивановны Де Шово — внучки И.Н. Римского-Корсакова и Е.П. Строгановой — в 1897 году.
"К сожалению, при реконструкции в начале 2000-х дом здание было полностью снесено, и на его месте была построена точная копия из новых материалов", — говорит Левина. В 2006 году в новом доме был открыт ресторан "Турандот".
От старинной усадьбы подлинным остался один флигель, где теперь располагается ресторан "Бублик".
Дом Герцена
Дом №25 по Тверскому Бульвару тоже представляет исторический интерес. В конце 185 начале 19 века он принадлежал дворянам Яковлевым — было трое братьев, которые владели домом совместно.
Самый известный из Яковлевых — Иван Алексеевич, был отцом русского публициста, писателя и философа — Александра Ивановича Герцена. Он приехал сюда в самом начале 1812 года из заграничного вояжа.
Иван Алексеевич в большие чины не вышел и гвардии капитаном уволился в отставку, как только скончалась императрица Екатерина II, ко двору которой он был принят. Более десяти лет он провел за границей, свободный от служебных дел, с большими деньгами, путешествуя из страны в страну, из города в город. В Штутгарте молодой Яковлев познакомился с Луизой Гааг, и увез ее в Москву. В Москве она стала Луизой Ивановной.
В 1812 году во флигеле этой усадьбы Луиза родила сына — Александра Ивановича Герцена. В страшном пожаре Наполеоновского нашествия дом сгорел, а после освобождения Москвы семья переехала в арбатские переулки.
В 40-50-годы XVIII века дом снимал знаменитый историк и дипломат Дмитрий Николаевич Свербеев. Он устраивает пятничные литературные салоны, которые посещали Александр Герцен, философ и публицист Петр Чаадаев, поэт Николай Огарев и другие литературные деятели того времени. Салон объединял под своей крышей западников и славянофилов.
С 1880-х годов дом перешел в купеческие руки. Архитектор Александр Степанович Каминский перестроил его флигели под жилые квартиры, сдающиеся в наем.
В 1920 году вся бывшая городская яковлевская усадьба была отдана под жилье и рабочие кабинеты бесчисленных литературных содружеств. Там поселились "Кузница", "Перевал", "Федерация", "Литературный особняк", Всероссийский союз поэтов, Объединение крестьянских писателей, Всероссийский союз писателей, "Московская ассоциация пролетарских писателей и другие объединения.
В советское время в одном из флигелей располагались квартиры писателей, где жили поэты Борис Пастернак и Осип Мандельштам, писатель Андрей Платонов и другие. Сейчас здание является объект культурного наследия федерального значения. В его стенах располагается Литературный институт им. Горького.
Театр в усадьбе
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина — Тверской бульвар, 23 — располагается в старинной усадьбе XVII-XX веков. Самые ранние сведения об этом здании относятся ко времени Екатерины II, к 1779 году, когда тайный советник князь Иван Андреевич Вяземский продал двор с домом в приходе церкви Иоанна Богослова за 3,3 тысячи золотых рублей бригадирше А. С. Дмитриевой-Мамоновой. Позднее он принадлежал старинному роду Вырубовых.
В 1911 году дом купили братья Паршины и поместили в нем бухгалтерские курсы и воинское присутствие.
Больше всего здание известно тем, что 12 декабря 1914 года спектаклем по драме древнеиндийского автора Калидасы "Сакунтала" здесь открылся Камерный театр Александра Яковлевича Таирова.
"Театр задумывался как синтез театра, балета, музыки, живописи. Спектакли были полны танцев, костюмы были яркие. Он был создан в противовес натуралистическому МХАТу, и полному условностей театру Мейерхольда", — отмечает Левина. Главной актрисой была жена Таирова — Алиса Коонен.
Вершиной творчества театра были "Саломея" Уайльда, "Жирофле-Жирофля" Лекока, "Федра" Расина и "Мадам Бовари" Флобера.
Здание было перестроено и расширено в 20-е и в70-е годы прошлого столетия. Церковь Иоанна Богослова, которая стоит рядом с театром и по сей день, почти 70 лет была театральными мастерскими. Сейчас она отделена от здания театра, но многие его постройки стоят на церковном кладбище.
В 1950 году театр был закрыт за "эстетство и формализм". Часть труппы вошла в Драматический театр имени А.С. Пушкина, открывшийся в помещении Камерного театра.
Тверской бульвар до сих пор является любимым местом прогулок у москвичей. Он обзавелся еще одним памятником поэту — Сергей Есенин стоит теперь на месте Арабской кофейни, напротив еще одного театра — МХАТа им. Горького. А в начале бульвара, у Никитских ворот, вас встретит памятник К.А. Тимирязеву, один из немногих оставшихся памятников от "Плана монументальной пропаганды" начала революционных годов.