Рейтинг@Mail.ru
Бал, опера, электричество: светские секреты улицы Большая Дмитровка в Москве - Недвижимость РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бал, опера, электричество: светские секреты улицы Большая Дмитровка в Москве

Читать в
Впереди выходные, а значит, сайт "РИА Недвижимость" уже готов дать советы, куда отправиться на экскурсию в Москве в этот уикенд. На сей раз мы пройдемся по одной из самых старых улиц столицы - Большой Дмитровке и узнаем, какое здание было главной площадкой для выхода девушек в свет, какой конфуз произошел с первой столичной электростанцией, и где жила дама, восхищавшая Пушкина и Лермонтова.

Впереди выходные, а значит, сайт "РИА Недвижимость" уже готов дать советы, куда отправиться на экскурсию в Москве в этот уикенд. На сей раз мы пройдемся по одной из самых старых улиц столицы — Большой Дмитровке и узнаем, какое здание было главной площадкой для выхода девушек в свет, какой конфуз произошел с первой столичной электростанцией, и где жила дама, восхищавшая Пушкина и Лермонтова.

Дом для дебютанток

Еще в XV веке в пределах нынешней улицы Большая Дмитровка селились жители города Дмитрова, рассказывает экскурсовод из общества пеших прогулок "Москваход" Ирина Левина. С XVII века их начали вытеснять бояре. Так сначала образовалась улица Малая Дмитровка, куда их вытеснили, а потом уже Дмитровская слобода — ныне улица Дролгоруковская.

Уже в XVIII веке здесь, на углу современных Большой Дмитровки и улицы Охотный ряд (сейчас ул. Большая Дмитровка, 1), самый известный в то время архитектор Матвей Казаков построил дом для князя Василия Михайловича Долгорукого-Крымского. Он воевал в турецких походах и был одним из тех, кто завоевал Крым. А в 1780 году императрица назначила его на должность генерал-губернатора Москвы.

В 80-х годах того же столетия московское дворянство озаботилось тем, что у них нет места для сословного клуба, основателями которого являлись сенаторы Алексей Мельгунов и Михаил Соймонов, а также князь Алексей Борисович Голицын.

После смерти князя Долгорукого-Крымского в 1782 году, дворяне решили, что его дом станет подходящим местом для клуба. Они собирались выкупить его, да денег не было. Тогда Голицын и Соймонов заложили свои имения и взяли в опекунском совете ссуду на покупку. Дом оформили на князя Голицына. Первоначально он был его собственностью. Только в 1790-х императрица Екатерина Великая закрепила дом за Благородным собранием, органом дворянского самоуправления. Таким образом, впервые общественная организация стала собственником здания.

Все тот же архитектор Матвей Казаков в 1784 — 1787 годах перестроил этот дом, соединив все его разрозненные постройки, а вместо двора соорудил колонный зал для приемов.

Конечно, Благородное собрание знает разные страницы истории. Например, не избежало здание и пожара 1812 года. Современный же облик оно приобрело, когда в 1905 году архитектор Александр Мейснер надстроил его третьим этажом и изменил решение фасадов, придав внешнему виду стройность и строгость. Но главная "жемчужина" — Колонный зал (или Большой зал) — остался нетронутым.

Вплоть до 1917 года 24 ноября, в день рождение императрицы, в стране начинался "светский сезон", и первый бал сезона проходил именно в доме Благородного собрания.

Колонный зал был главной дебютной площадкой для девушек, которые выходили в свет — в зависимости от решения родителей это происходило по достижении ими 15-18 лет. Сначала девушки должны были быть представлены на балу в колонном зале, а потом уже могли посещать все остальные балы светского сезона.

Это бал много значил для юных красавиц. Даже говорили, что если девушка не найдет за первый сезон жениха, то она останется строй девой. Первый бал Наташи Ростовой состоялся именно здесь.

После революции здание передали Московскому совету профессиональных союзов — ныне Московская Федерация профсоюзов. И за ним прочно закрепилось название Дом союзов.

Начало электричества

За зданием Дома союзов в Георгиевском переулке, дом 3, строение 3 располагается не менее интересный с архитектурной и культурной точки зрения объект — Новый Манеж.

Интересно его первоначальное назначение. Когда в 80-е годы XIX года компания "Сименс и Гальске" задумала осветить Москву электричеством, по заказу городской думы архитектором Владимиром Шером по этому адресу была построена первая электростанция, которая давала ток до 1897 года. Здание возведено в стиле историзма.

"Там случился один курьез. Во время коронации последнего монарха России Николая II в 1896 году, энергии станции не хватило, чтобы осветить Москву праздничной иллюминацией. Тогда городские власти обратились к хозяйке Сандуновских бань Вере Ивановне Фирсановой, чтобы ее собственная электростанция помогла городской станции электроэнергией. После этого было решено построить более мощную станцию, которая так и расположена на Раушской набережной", — рассказывает экскурсовод. А эту станцию стали использовать как выставочный зал.

Театр для своей труппы

Следующий пункт остановки — Большая Дмитровка, 6. По этому адресу сейчас находится Московский государственный академический театр оперетты.

Когда-то на этом месте стояла усадьба Ивана Прозоровского, тестя знаменитого полководца Александра Суворова. А в середине XIX века ее купил известный в то время купец и один из богатейших людей города Гаврила Гаврилович Солодовников.

Когда он купил усадьбу Прозоровского, стал перестраивать ее под пассажи, под разные магазины. Но у него была одна страсть — он очень любил театр, поэтому в 80-е годы на этом места также началось возведение театра по проекту архитектора Константина Терского.

Поскольку Солодовников в силу крайней скупости учитывал каждый метр, каждую мелочь, здание было построено с очень узкими проходами и без соблюдения какой-либо пожарной безопасности, несмотря на то, что внутри использовалось много дерева. Здание было очень душным.

Московские городские власти очень долго не принимали этот театр, пока Солодовников не сказал, что он пожертвует много денег на строительство клиник на Девичьем поле. И только тогда была собрана специальная комиссия, которая выработала план, что нужно изменить в проекте, чтобы театр открылся.

В итоге открытие состоялось, но купец так и не смог собрать собственную труппу, о которой он мечтал, и он сдавал свой театр в аренду. Здесь в 1896 году было второе рождение знаменитой Мамонтовской частной оперы.

Театр не избежал участи пожаров, которые случились в 1898 и в 1907 годы. В последний раз его восстанавливал и перестраивал знаменитый театральный деятель и меценат Сергей Иванович Зимин, владелец частной оперы. Его опера выступала там до 1917 года. После революции площадка стала опереточной.

Палаты для "Войны и мира"

Во дворе дома 7/5 на углу Камергерского переулка и Большой Дмитровки среди очень плотной застройки стоит старинное здание, в основе которого лежат палаты XVIII века, перестроенные в XIX веке.

Он памятен очень многими известными именами, рассказывает Левина в ходе экскурсии. Этот дом какое-то время принадлежал родственникам царской семьи дворянам Стрешневым. Там жил граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин — участник декабрьского восстания 14 декабря 1825 года, женатый на красавице Эмилии Шернваль, красотой которой восхищались Вяземский и Пушкин, а Лермонтов посвящал стихи.

В 1866 году здесь жил писатель Лев Николаевич Толстой со своей семьей и писал главы "Войны и мира", читал их своим друзьям и переписывал. Тогда у него было еще только двое детей: Сергей и Татьяна.

Сейчас здание находится в плохом состоянии и требует реставрации.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала