МОСКВА, 24 марта — РИА Новости. Процедуру вовлечения неиспользуемых земельных участков сельхозназначения в оборот необходимо совершенствовать, при этом подход должен быть взвешенным, заявила заместитель министра сельского хозяйства РФ Виктория Абрамченко на "круглом столе" в Госдуме.
Она считает, что земельный вопрос — это один из важных вопросов, который не решается просто, поскольку затрагивает интересы большого круга участников. "И, соответственно, с учетом рисков, связанных с последствиями, необходимо взвешенно принимать такие поправки в законодательство", — добавила замминистра.
"Безусловно, процедуру изъятия земель сельхозназначения совершенствовать необходимо, есть соответствующее поручение президента, есть послание президента Федеральному Собранию. Сейчас мы сосредоточены на этом", — продолжила Абрамченко. По ее словам, когда конкретному сельхозтоваропроизводителю либо по льготной цене, либо безвозмездно предоставляют сельхозтехнику, то у него появляется интерес к вовлечению земель в оборот.
Не менее важным она считает и изменение подходов к кредитованию на селе. "Когда аграрии будут понимать, по какой ставке они получают короткие кредиты, по какой ставке они получают инвестиционные кредиты, какие государство может давать гарантии, наверное, действительно, с точки зрения таких экономических механизмов, земли станут работать эффективно, на благо общества", — считает замглавы Минсельхоза.
Абрамченко напомнила, что большинство регионов, которые рассматривали депутатскую и правительственную инициативу по изъятию неиспользуемых земель сельхозназначения, "говорят о том, что увязывать необходимо вовлечение земель в оборот с погектарной поддержкой". "Эти вещи взаимосвязаны", — согласна она.
Замминистра обратила внимание, что на сегодняшний день процедура изъятия сельхозземель "грешит рядом недостатков". Во-первых, непонятно, как взаимодействуют органы, осуществляющие госземнадзор с судами (как, в какие сроки, какие материалы необходимо представлять). Во-вторых, не очень понятно, как после принятия решения судом об изъятии орган исполнительной власти субъекта РФ должен себя вести по реализации земельного участка с публичных торгов (в какие сроки, есть дисконт или нет, есть процедура повторных торгов или нет).
В настоящее время субъект РФ не может повторно выставить на торги земельный участок, изъятый по решению суда у собственника и не проданный на первичных торгах, или предложить его муниципалитету, либо приобрести в региональную собственность. "В итоге, получается парадоксальная ситуация: право конкретного лица не прекращено, в едином госреестре прав это право имеется, а конкретный собственник является налогоплательщиком ко всему прочему, и при этом есть решение суда, вступившее в законную силу, об изъятии земельного участка", — отметила Абрамченко.
Поэтому, по ее словам, нужно увязать четко по процедуре и по срокам, что важно, взаимодействия органов, которые осуществляют земельный надзор, судов и органов исполнительной власти, которые реализуют участки на торгах. А если регион будет вправе выкупать земельный участок, необходимо определить, какая стоимость будет использоваться — кадастровая или рыночная.
Предлагается механизм, когда новый собственник с момента перехода права собственности к нему будет обязан в течение одного года приступить к использованию участка. "И если в течение этого года новый собственник не использовал земельный участок, то тогда соответственно запускается механизм уже земельного надзора. То есть, таким образом мы меняем ситуацию — сегодня это три года, а в поправках это один год", — подчеркнула Абрамченко.
Очень важным, по ее словам, являются признаки неиспользования земельных участков, то есть то, с чего начинается процедура привлечения нерадивого собственника к ответственности, то, с чем сталкиваются органы, осуществляющие госземнадзор. "На сегодняшний день — это 369-е постановление правительства, мы его планируем менять. Соответственно, есть такое мнение, что такие признаки должны быть в "теле" федерального закона", — сказала замминистра.