МОСКВА, 19 февраля — РИА Новости. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который ужесточает требования к застройщикам в РФ при долевом строительстве в целях повышения прозрачности их деятельности и защиты участников долевого строительства.
Предлагаемые документом изменения предполагают привязку собственного капитала застройщика к цене возводимого жилья по договорам долевого участия, создание единого реестра застройщиков и введение альтернативного механизма обеспечения прав дольщиков — размещение средств участников долевого строительства на эскроу-счетах. Такие счета могут быть открыты лишь в банках, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее 20 миллиардов рублей.
Замминистра строительства и ЖКХ РФ Наталья Антипина обратила внимание депутатов, что действующее законодательство не содержит требований, связанных с финансовой надежностью застройщиков на момент начала привлечения средств граждан. Законодательство, по ее словам, позволяет начать привлечение средств граждан, например, застройщику, который имеет задолженность по налогам, находится "в одной стадии банкротства и даже в стадии ликвидации". "Также допускается, чтобы застройщик не имел собственного капитала. Эту ситуацию предлагается исправить", — отметила замминистра.
Законопроект, по ее словам, определяет, что привлекать средства дольщиков имеет права застройщик, собственный капитал которого составляет не менее 5% от произведения совокупной площади строящихся объектов на среднюю цену продажи одного квадратного метра в регионе, определяемую Росстатом. "То есть закладывается формула – чем больше площадь жилья в стройке, тем выше требования к собственному капиталу застройщика", — пояснила Антипина. Для групп компаний, по ее словам, "другой подход: собственный капитал группы должен составлять 1 миллиард рублей".
Другие изменения
Законопроект определяет информацию, размещаемую на официальном сайте в отношении каждого объекта недвижимости, строящегося с привлечением средств дольщиков. Она, в частности, должна содержать сведения о бенефициарных владельцах застройщика и избранных способах обеспечения обязательств застройщика по передаче жилого помещения по договору или иных условиях привлечения средств дольщиков. Одновременно расширяется перечень информации о застройщике и о проекте строительства, подлежащей раскрытию в проектной декларации.
Документом расширяются и полномочия контролирующих органов в части контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств дольщиков и соблюдением застройщиком графика строительства, а также за привлечением денежных средств граждан жилищно-строительными кооперативами. Контролирующие органы смогут получать информацию о всех генподрядчиках, подрядных и субподрядных организациях, привлекаемых застройщиком для долевого строительства.
Законопроект предусматривает поэтапное введение новых требований — с 1 марта и 1 июля 2016 года, а также с 1 января 2017 года.
Позиция профильного комитета
Председатель комитета по финансовому рынку Николай Гончар, поддержав законопроект, тем не менее, отметил, что каждое из семи основных положений законопроекта "неизбежно приводит к удорожанию строительства".
Например, по его словам, затраты, связанные с обеспечением инфраструктуры строительного производства возрастут "на 10-12% точно". А "удорожание строительства – это значит уменьшение, с нашей точки зрения, доступности … жилья", подчеркнул депутат. В связи с этим, по его словам, ко второму чтению "должны будут уточнены практически все основные позиции количественные данного законопроекта".