МОСКВА, 5 февраля — РИА Новости, Марина Заблудовская. Как писал Карл Маркс, общественное бытие определяет сознание. Портал "РИА Недвижимость" выяснил у экспертов, как особенности того или иного формата жилья, вид проживания и характер взаимодействия с соседями влияют на психику людей и чем опасна комфортабельная изоляция.
Мир коммуналки
Особый формат совместного проживания горожан, распространенный в советское время, и все еще встречающийся в городах России, породил особую культуру соседских взаимоотношений. Оказывается, бесконечные распри, необходимость защиты своих интересов и отсутствие личного пространства не остаются без последствий для психики жильцов коммуналок даже после их переезда в отдельное жилье.
Психолог Ольга Гурова:
"С одной стороны, у людей, живущих в коммунальной квартире, происходит размывание личных границ, так как персональное пространство крайне ограничено, и вся жизнь проходит на виду у соседей. Дети коммуналок "безграничны": они часто не понимают, когда нарушают границы их личного пространства и позволяют собой манипулировать, или не могут защититься от насилия, в то же время они сами с легкостью нарушают границы других. Возможна и противоположная реакция, когда человек, в попытках сохранить свое пространство, полностью закрывается, становится подозрительным, недоверчивым. Это своеобразная защита: не влезай, убьет!
Сейчас в Москве очень распространен такой способ совместного проживания, как совместная аренда квартиры. В общем, это новая форма коммунального быта, но с минимальным влиянием негативных факторов: есть возможность самому выбирать соседа, и в этом есть позитивные стороны — общение, взаимопомощь, разделение хозяйственных забот. Люди, имеющие опыт такого проживания, более открыты, терпимы, склонны помогать другим".
Глава архитектурной студии IND-architects Амир Идиатулин:
"Коммуналки появились в России после революции, когда советская власть осваивала здания, оставшиеся от дворянства и купечества. Зачастую, новая организация быта сильно контрастировала с архитектурой домов, построенных и декорированных для аристократов. В коммуналках можно было встретить лепнину, арки, колонны и другие скульптурные и архитектурные элементы. Эти контрасты очень наглядно изображены в фильме "Покровские ворота".
В старинных домах порой встречались комнаты с довольно большой площадью, и экономные чиновники придумали разделять их на две части, чтобы поселить туда большее количество людей. Так как высота потолков в этих домах достигала порой шести метров, после такого разделения получались комнаты с очень странными объемами и формой, например, небольшие по площади, но глубокие, как колодцы, или длинные и узкие, как трамваи. К тому же, симметрично расположенные элементы декора могли оказаться в разных помещениях, например, лепнина на потолке, или парные колонны.
Сейчас большинство коммуналок в домах, представляющих историческую или культурную ценность, расселены. Но, в зданиях, не привлекательных с точки зрения инвесторов, разные семьи продолжают делить одно общее пространство".
Многоэтажные "муравейники"
Строительство многоэтажек и спальных районов создало новый уровень отчуждения в городской среде. Но, и сегодня, в Москве еще можно встретить дома, где принято здороваться с соседями, даже если видишь их впервые.
Член Союза краеведов России, куратор проекта "СовАрх" Денис Ромодин:
"Быт людей в новых домах индустриального домостроения складывался по-разному. Достаточно вспомнить фельетон "Фитиля" с Раневской в главной роли, где ее героиня на вопрос чиновника, предлагающего ей новую жилплощадь взамен старого частного дома, отвечает, что ей высоко страшно жить, мол, голова закружится, а вот в ванне можно будет солить огурцы. Действительно такие редкие примеры были, когда переселившиеся из подвалов и бараков люди не очень понимали, для чего им нужны все те удобства, которые были в квартирах. Это приводило к неисправности санитарно-технического оборудования.
Кроме того, это "разбило" сложившийся в Москве традиционный уклад дома и двора в котором все друг друга знали, жили плотно и в квартальной замкнутой застройке с небольшими дворами. Микрорайонная же застройка, которая стала появляться с конца 1950-х годов, предполагала свободное расположение домов и отказ от закрытого пространства двора, которое раньше было у всех на виду. То есть такое понятие как "традиционный двор" почти исчезло и превратилось в детскую площадку с газонами и проездом возле подъездов. А сами дома, имя квартирный тип жилья с посемейным расселением превратились в автономные единицы. Люди стали жить в своих собственных квартирах и это привело к тому, что мы зачастую не знаем, кто наши соседи".
Ольга Гурова, психолог:
"Во времена СССР, когда новые многоэтажные дома заселяли сотрудники одного завода или института, жильцы все еще общались, ходили друг к другу в гости, обращались за помощью. Позже, когда соседями стали совсем незнакомые друг другу люди, сложилась ситуация, когда почти никто не знает, кто живет за стеной, не говоря уже о других этажах. Жилец начал чувствовать себя хозяином куска собственности, закрылся и психологически отделился от общества.
Но, человек существо социальное, и, если дом, соседство не является источником общения, он находит другие способы объединения. Сейчас это происходит онлайн. В социальных сетях создаются сообщества, в том числе и по территориальному принципу, где люди решают вопросы, например, касающиеся жизни района".
Амир Идиатулин, глава архитектурной студии IND-architects:
"В современных жилых комплексах с очень высокой плотностью заселения люди практически не поддерживают социальные связи. Раньше в малоэтажных домах проживало гораздо меньше людей, и соседи обычно знали друг друга лично, здоровались, иногда заводили дружеские отношения. Более тесному общению способствовали крупные предприятия, где работало большинство жителей окрестных кварталов, а также местные клубы и библиотеки.
Сейчас же и ради работы, и ради культурного досуга чаще всего нужно ехать в центр, что не слишком удобно и не способствует развитию социальных связей.
Отличным вариантом станет создание на территории района коворкинг-центра, в котором можно арендовать рабочее место. Это решение идеально подходит для людей, профессия которых позволяет работать удаленно, и не тратить время на дорогу до офиса. При этом они могут сохранить социальную активность вне дома".
Территории для творчества
В последние годы появились новые форматы жилья, которые создают необычную среду и влияют на психологию людей. Это студии и городские квартиры в стиле лофт, которые появились в Москве благодаря освоению бывших промышленных зон.
Мария Николаева глава архитектурной студии MAD Architects:
"Такое жилье привлекает людей определенного склада: консервативно настроенное население не станет покупать и арендовать эту недвижимость. Бывшие промзоны заполняет творческая молодежь, которая создает там арт-кластеры, играющие огромную роль в культурной жизни города.
Зачастую эти лофты становятся не только жилым пространством, но и местом деятельности: в них можно устроить и мастерскую, и личную зону отдыха. Таким образом, появляется новый формат жилья, который подразумевает возможность жить и работать в одном месте.
Конечно, это отражается на психологии людей: деятельность органично встроена в их частную жизнь, им не нужно ехать на работу в определенное место, где они должны вести себя по правилам, выглядеть и работать определенным образом. Они могут организовать жизненные процессы в соответствии со своими собственными взглядами. Кроме того, в окружении людей с похожим видом деятельности и психологическим складом можно действительно чувствовать себя в "своей тарелке"".
Ольга Гурова, психолог:
"Арт-кластеры в качестве жилья выбирают люди с определенными психологическими особенностями: творческим складом ума, более свободными взглядами и отношением к жизни. Формальный комфорт для них менее важен, чем содержательное наполнение пространства и окружение, то есть соседи, которые разделяют их увлечения и привносят что-то свое в эту среду. Жизнь в таких местах не ограничена внешними правилами, зато есть собственные негласные законы, основанные обычно на свободе самовыражения и уважении к проявлениям других. Так живут художники, архитекторы, музыканты, часто их дом становится площадкой для общения, тусовок и вечеринок.
Однако любой человек может устать от постоянного присутствия людей, да и обстоятельства могут меняться: появляется семья, дети, и тогда приходит время менять стиль жизни, создавать условия для большей приватности".
Подводя итог, стоит отметить, что разные форматы жилья можно сделать более психологически комфортными, развивая социальную активность населения, создавая в районах места притяжения, интегрируя природу в городскую среду.