Масштабная реконструкция территории завода имени Лихачева в Москве сейчас является одним из самых обсуждаемых крупных строительных проектов столицы и презентуется с особой гордостью. Однако превратить заброшенный и порядком обветшавший огромный производственный комплекс в современный жилой район — задача, как говорится, требующая жертв. Член Союза краеведов России, куратор проекта "СовАрх" Денис Ромодин рассказал сайту "РИА Недвижимость" о нелегкой доле промышленно-архитектурного наследия ЗиЛа.
Неотвратимость утрат
Сейчас на территории бывшего завода имени Лихачева идут масштабные работы по редевелопменту территории, площадь которой составляет почти 377 гектаров и находится в северной части Южного административного округа. Территория бывшего предприятия занимает почти 40% площади района Даниловский. Такой территории и масштабов строительства в уже "старой" Москве не было со времен проекта ММДЦ "Москва-Сити".
В 2012-2015 годах инвесторы демонтировали большую часть промышленных построек, оставив полностью или фрагментарно те корпуса, которые представляли архитектурный и исторический интерес. К сожалению, не обошлось и без потерь. Так весной 2013 года был снесен Литейный цех 1916 года постройки с довольно интересной перестройкой 1930-х годов. Вместо него была сделана площадь. Проблемы возникли и с другими зданиями на территории бывшего автозавода. Большинство из цехов эксплуатировались на протяжении более чем 50 лет и около 10 лет стояли бесхозными. Научно-исследовательский институт бетона и железобетона имени Гвоздева сделал заключение об аварийности конструкций исторических корпусов. Эксперты не раз отмечали большой износ конструкций, биохимическую коррозию и разрушение защитного слоя арматуры железобетонных элементов. В результате 9 февраля 2013 года под тяжестью снега обрушилась часть кровли Литейного цеха, который позже был полностью снесен.
От войны до Лихачева
Вопрос сохранения всех этих цехов оказался очень сложным. Ведь история завода началась ровно сто лет тому назад в 1916 году в годы Первой Мировой войны, когда в рамках правительственной программы создания в России должно было возникнуть 6 новых автомобильных заводов. Один из них начал строить "Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К˚".
Место было выбрано не случайно — в то время недалеко от будущей площадки автозавода проходила Окружная железная дорога, построенная в 1903-1908 годах. Рядом появились химический и кожевенный заводы, и ровная плоская территория на окраине некогда живописной Тюфелевой роще идеально подходила для строительства нового предприятия, проектированием которого занялись архитекторы Александр Кузнецов, Константин Мельников и инженер Артур Лолейт. Кузнецов и Лолейт уже трудились вместе над проектом ткацкого корпуса Богородско-Глуховской мануфактуры и прекрасно работали с железобетоном. Они спроектировали первые производственные здания на территории автозавода.
Корпуса имели железобетонный каркас, стены которых были обложены кирпичом. Фасады решались в духе модернизированной и упрощенной неоклассики. Кроме производственной площадки, возле реки Москвы, создавался и жилой район из блокированных и секционных двухэтажных жилых домов. Этот проект был частично реализован архитектором Иваном Жолтовским в характерном для его творчества освоением классического наследия.
Но военные, экономические и политические потрясения конца 1910-х — начала 1920-х годов сыграли свою роль, и часть предприятия так и не была достроена. Само же производство в 1919 году остановилось, а цеха были преобразованы в ремонтные мастерские. В июне 1923 года правительством было утверждено пятилетнее производственное задание согласно которому завод должен был возобновить производство. Однако пришлось целых 1,5 года приводить в порядок все корпуса завода. В основном это был небольшой ремонт и достройка в конце 1920-х годов незавершенного в 1916-1919 годах строительства.
Но самые масштабные работы начались после прихода на завод нового директора Ивана Алексеевича Лихачева, который начал активно развивать предприятие. В 1933 году был утвержден новый генеральный план завода, разработанный Первой архитектурно-проектной мастерской Наркомтяжпрома под руководством братьев Весниных. Автором проекта стал коллектив под руководством архитектора Е.М. Попова и инженера М.С. Волчегорского. Согласно этому проекту у завода появлялась новая внутренняя магистраль, которая шла на юг от Автозаводской улицы. Вдоль нее были выстроены здания ремонтно-механического, арматурного, рессорно-пружинного, прессового, моторного, литейных и других цехов.
Парадными воротами служили два корпуса: с западной стороны — инструментальный цех, с восточной — модельный цех. Они же и сформировали красную линию застройки Автозаводской улицы, образовав "пропилей" (парадные ворота) при въезде на главную аллею завода, которая в 1962 году была застроена павильоном проходной №2.
Проблемы сохранения
Именно эти корпуса и решено было сохранить, но возникли проблемы связанные с их состоянием и изношенностью, так как с 2004 года эти цеха не эксплуатировались и были заброшены. Экспертиза выявила повреждения в несущих конструкциях зданий и все постройки, кроме пожарной части, модельного и инструментального цеха были разобраны до уровня стен главных фасадов. К сожалению, такая мера была вынужденной. Цеха автозаводов эксплуатировались в крайне жестких условиях и ни разу не проходили капитальных ремонтов. Здесь можно понять и градозащитников, так как были утеряны уникальные железобетонные конструкции корпусов, но их восстановление и укрепление было невозможно в большинстве случаев. Даже усиление опор не привело бы к безопасной эксплуатации этих построек и нарушило бы внутренний облик.
В европейской практике зачастую происходят аналогичные ситуации. Конечно, уникальные конструкции пытаются сохранить, но такая болезненная по отношению к архитектурному наследию процедура была произведена в бывшем ткацком корпусе 1908 года постройки фабрики Finlayson в финском городе Тампере, где планировалось сохранить железобетонные своды здания, которое не эксплуатировалось около 5 лет. Обследование показало, что даже укрепление не обеспечит надежность конструкций, и было принято решение сохранить лишь одну историческую стену, выстроив внутри паркинг Plevna с новой кровлей. Аналогичное решение было сделано в Тампере и на территории бывшего машиностроительного завода Tampella, где была сохранена лишь внешняя зубчатая фасадная стена цеха 1922 года постройки. Уникальную шедовую крышу (тип зубчатой крыши с односторонними скатами) пришлось разобрать, а фасад встроить в новый жилой дом. На остальной территории в 2005-2013 годах был выстроен новый жилой район с панельно-каркасными домами.
Но, возвращаясь к территории ЗиЛа надо было понимать, что масштабы этой территории довольно значительные. Пришлось сделать масштабную работу по дезактивации демонтажу построек 1960-1980-х годов, провести сложные работы по перекладке инженерных сетей и подготовить территорию к новой застройке.
В ожидании перемен
Сейчас вся территория поделена на несколько участков. Вдоль бывшей главной магистрали возводится новый жилой комплекс, но на красную линию сейчас выходят сохраненные и законсервированные фасады бывших промышленных цехов, построенных в 1930-х годах. Здесь будет создано новое ядро будущего района — в центре будет проложен пешеходный бульвар, а фасады старых цехов будут встроены в новые здания.
Так фасад моторного цеха будет включен в новое здание учебного комплекса, в котором разместятся школа и детский сад. Фасад прессового корпуса станет частью торгового центра, в котором авторы проекта собираются частично воспроизвести форму кровли. Фасады рессорно-пружинного цеха включат в здание театра. Здесь же между корпусами появится и новое здание филиала Государственного музея Эрмитаж.
Особое внимание будет уделено и сохранившемуся ансамблю вдоль Автозаводской улицы. Так, например, модельный цех получит новую функцию — автоцентра, который продолжит автомобильную историю места. На его этажах разместятся шоурумы и гараж. А искаженный в 1960-1970-х годах задний фасад получит новый современный объем.
В плане реконструкции — это интересный эксперимент и первый опыт работы с архитектурной промышленного наследия 1930-х годов. А сама территория ЗиЛа станет новым городским районом с бывшей заводской магистралью, превращенной в общественную зону. Для столицы это будет ценный опыт редевелопмента. Конечно, некоторую долю ошибок, возможно, не избежать, но в истории Москвы это первый крупный пример преобразования такой масштабной территории, которая около 10 лет стояла почти заброшенной и перестала играть какую-либо роль в жизни города.