© flickr.com/access.deniedПроникновение одной культуры в другую неизменно ведет к возникновению новых тенденций в искусстве, и в архитектуре в том числе. Так, современные туристы, путешествующие по странам Пиренейского полуострова, при осмотре местных достопримечательностей часто слышат о мавританском стиле. Сайт "РИА Недвижимость" решил разобраться в основных чертах этого стиля и осмотреть самые яркие его примеры.
После образования в начале VIII века Арабского халифата на территории Пиренейского полуострова, а именно в средневековой Испании, здесь начал формироваться особый исламо-испанский архитектурный стиль, получивший название мавританского.
Начало мавританской архитектуры было положено с момента строительства мечети в Кордове (Мескиты) в 784 году, являющейся после испанской реконкисты римско-католическим собором. Собственно, после завершения реконкисты в 1492 году, мавританский стиль на время сошел с архитектурной арены. Однако в XIX веке в связи с модой на переосмысление и имитацию испанского, португальского и мавританского зодчества в эклектической архитектуре он "реинкарнировался" в неомавританский стиль.
После образования в начале VIII века Арабского халифата на территории Пиренейского полуострова, а именно в средневековой Испании, здесь начал формироваться особый исламо-испанский архитектурный стиль, получивший название мавританского.
Начало мавританской архитектуры было положено с момента строительства мечети в Кордове (Мескиты) в 784 году, являющейся после испанской реконкисты римско-католическим собором. Собственно, после завершения реконкисты в 1492 году, мавританский стиль на время сошел с архитектурной арены. Однако в XIX веке в связи с модой на переосмысление и имитацию испанского, португальского и мавританского зодчества в эклектической архитектуре он "реинкарнировался" в неомавританский стиль.
![Кордовская соборная мечеть Кордовская соборная мечеть](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/55/406785578_0:54:1024:713_768x0_80_0_1_f07bf6c91329c4092ff8bb35d6b58d8e.jpg)
Проникновение одной культуры в другую неизменно ведет к возникновению новых тенденций в искусстве, и в архитектуре в том числе. Так, современные туристы, путешествующие по странам Пиренейского полуострова, при осмотре местных достопримечательностей часто слышат о мавританском стиле. Сайт "РИА Недвижимость" решил разобраться в основных чертах этого стиля и осмотреть самые яркие его примеры.
После образования в начале VIII века Арабского халифата на территории Пиренейского полуострова, а именно в средневековой Испании, здесь начал формироваться особый исламо-испанский архитектурный стиль, получивший название мавританского.
Начало мавританской архитектуры было положено с момента строительства мечети в Кордове (Мескиты) в 784 году, являющейся после испанской реконкисты римско-католическим собором. Собственно, после завершения реконкисты в 1492 году, мавританский стиль на время сошел с архитектурной арены. Однако в XIX веке в связи с модой на переосмысление и имитацию испанского, португальского и мавританского зодчества в эклектической архитектуре он "реинкарнировался" в неомавританский стиль.
После образования в начале VIII века Арабского халифата на территории Пиренейского полуострова, а именно в средневековой Испании, здесь начал формироваться особый исламо-испанский архитектурный стиль, получивший название мавританского.
Начало мавританской архитектуры было положено с момента строительства мечети в Кордове (Мескиты) в 784 году, являющейся после испанской реконкисты римско-католическим собором. Собственно, после завершения реконкисты в 1492 году, мавританский стиль на время сошел с архитектурной арены. Однако в XIX веке в связи с модой на переосмысление и имитацию испанского, португальского и мавританского зодчества в эклектической архитектуре он "реинкарнировался" в неомавританский стиль.
© flickr.com/access.denied
1 из 11
© flickr.com/AndrewGouldХарактерными деталями мавританского стиля являются настенная резьба, точеный декор, колонны с облицовкой из керамических плиток, сложные восточные орнаменты в отделке интерьера, мягкие цвета в оформлении. Конфигурации зданий замысловатые, с острыми куполами, башнями, колоннами, внутренними и внешними аркадами. В целом этот стиль является довольно эклектичным, вбирая в себя черты испанского и берберского стилей.
Двери строений в мавританском стиле украшались обычно красивым арочным проемом с витиеватыми узорами.
Двери строений в мавританском стиле украшались обычно красивым арочным проемом с витиеватыми узорами.
![Кордовская мечеть внутри Кордовская мечеть внутри](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/57/406785722_0:19:2048:1338_768x0_80_0_1_ae921c5f903a131ddb62eed3c2bfb8b2.jpg)
Характерными деталями мавританского стиля являются настенная резьба, точеный декор, колонны с облицовкой из керамических плиток, сложные восточные орнаменты в отделке интерьера, мягкие цвета в оформлении. Конфигурации зданий замысловатые, с острыми куполами, башнями, колоннами, внутренними и внешними аркадами. В целом этот стиль является довольно эклектичным, вбирая в себя черты испанского и берберского стилей.
Двери строений в мавританском стиле украшались обычно красивым арочным проемом с витиеватыми узорами.
Двери строений в мавританском стиле украшались обычно красивым арочным проемом с витиеватыми узорами.
© flickr.com/AndrewGould
2 из 11
© flickr.com/VallausaСимволом Севильи, главное достопримечательностью города является башня Хиральда, построенная в 1184-1198 годах в период расцвета мавританского искусства в Андалусии. Основание башни возведено из камней разрушенных римских построек, а остальная часть – из кирпича. Впоследствии она была достроена звонницей уже в стиле испанского Ренессанса.
![Хиральда Хиральда](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/58/406785826_0:11:1200:783_768x0_80_0_1_19b188c9f4511408f3f5a075910ca5d9.jpg)
Символом Севильи, главное достопримечательностью города является башня Хиральда, построенная в 1184-1198 годах в период расцвета мавританского искусства в Андалусии. Основание башни возведено из камней разрушенных римских построек, а остальная часть – из кирпича. Впоследствии она была достроена звонницей уже в стиле испанского Ренессанса.
© flickr.com/Vallausa
3 из 11
© flickr.com/LWYangОсобенно ярко мавританский стиль проявился в ландшафтном дизайне дворцов. Большое количество садов Испании выполнено именно в этом стиле. В силу особого отношения арабов к воде, в мавританских садах множество прекрасных фонтанов, родников, искусственных озер. То есть сад непременно должен напоминать прекрасный зеленый оазис, как, например, в загородной резиденции эмиров Гранады Хенералифе.
![Хенералифе Хенералифе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/59/406785930_93:0:930:539_768x0_80_0_1_51d9ad3757a9d1882791c081b57f2fe5.jpg)
Особенно ярко мавританский стиль проявился в ландшафтном дизайне дворцов. Большое количество садов Испании выполнено именно в этом стиле. В силу особого отношения арабов к воде, в мавританских садах множество прекрасных фонтанов, родников, искусственных озер. То есть сад непременно должен напоминать прекрасный зеленый оазис, как, например, в загородной резиденции эмиров Гранады Хенералифе.
© flickr.com/LWYang
4 из 11
© flickr.com/Sharon MollerusЕще одним ярчайшим примером мавританского стиля в Гранаде является архитектурно-парковый ансамбль дворца Альгамбра. Множество внутренних двориков-оазисов, воздушных узорчатых аркад, колонн, изразцы и арабская вязь в декоре по праву делают его одним из лучших образчиков мавританской архитектуры.
![Альгамбра Альгамбра](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/60/406786034_0:11:1024:671_768x0_80_0_1_a6a30b0490e5a5b6628f1726809cf14a.jpg)
Еще одним ярчайшим примером мавританского стиля в Гранаде является архитектурно-парковый ансамбль дворца Альгамбра. Множество внутренних двориков-оазисов, воздушных узорчатых аркад, колонн, изразцы и арабская вязь в декоре по праву делают его одним из лучших образчиков мавританской архитектуры.
© flickr.com/Sharon Mollerus
5 из 11
© flickr.com/Emilio J. Rodríguez-PosadaИзначально построенный в качестве форта мавров, а после разросшийся в королевский дворец испанских королей Севильский алькасар причисляется к строениям мудехарского направления в архитектуре, хотя в его очертаниях прослеживаются черты мавританского и готического стилей.
По масштабам, дворец уступает комплексу Альгамбры, но зато может похвастаться столь характерным для мавританского стиля изяществом резного декора, обилием изящных аркад и замысловатостью полов и потолков.
По масштабам, дворец уступает комплексу Альгамбры, но зато может похвастаться столь характерным для мавританского стиля изяществом резного декора, обилием изящных аркад и замысловатостью полов и потолков.
![Алькасар в Севилье Алькасар в Севилье](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/61/406786138_0:23:2048:1341_768x0_80_0_1_33ee83e903d9d76ed333d9c5120f6b61.jpg)
Изначально построенный в качестве форта мавров, а после разросшийся в королевский дворец испанских королей Севильский алькасар причисляется к строениям мудехарского направления в архитектуре, хотя в его очертаниях прослеживаются черты мавританского и готического стилей.
По масштабам, дворец уступает комплексу Альгамбры, но зато может похвастаться столь характерным для мавританского стиля изяществом резного декора, обилием изящных аркад и замысловатостью полов и потолков.
По масштабам, дворец уступает комплексу Альгамбры, но зато может похвастаться столь характерным для мавританского стиля изяществом резного декора, обилием изящных аркад и замысловатостью полов и потолков.
© flickr.com/Emilio J. Rodríguez-Posada
6 из 11
© flickr.com/_nurНовым переосмыслением мавританского стиля во второй половине XIX века стало широко распространенное направление в архитектуре, получившее название неомавританского. Так, в 1888 году в Барселоне в этом стиле была возведена Триумфальная арка из красного кирпича.
![Триумфальная арка в Барселоне Триумфальная арка в Барселоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/64/406786453_0:44:3888:2547_768x0_80_0_1_8f620586c1d74aae71cf4bc5f6692e9f.jpg)
Новым переосмыслением мавританского стиля во второй половине XIX века стало широко распространенное направление в архитектуре, получившее название неомавританского. Так, в 1888 году в Барселоне в этом стиле была возведена Триумфальная арка из красного кирпича.
© flickr.com/_nur
7 из 11
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкМода на неомавританский стиль пришла и в Россию. С экзотическими чертами мавританского стиля был построен особняк Арсения Морозова (ныне Дом приемов правительства РФ) в 1895-1899 годах по проекту архитектора Виктора Мазыринына.
![Дом Дружбы с народами зарубежных стран Дом Дружбы с народами зарубежных стран](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/62/406786242_0:54:3011:1993_768x0_80_0_1_90b7578d670c483ad5ccf237289d058f.jpg)
Мода на неомавританский стиль пришла и в Россию. С экзотическими чертами мавританского стиля был построен особняк Арсения Морозова (ныне Дом приемов правительства РФ) в 1895-1899 годах по проекту архитектора Виктора Мазыринына.
8 из 11
© РИА Новости / Тарас Литвиненко | Перейти в медиабанкОдним из примеров неомавританского стиля является Воронцовский дворец, построенный в 1828-1848 годах в городе Алупка в Крыму. Его выдают похожие на минареты мечетей дымовые башни. Конечно, это не мавританский стиль в чистом виде, так как на архитектуру строения влияло также английское зодчество.
![Воронцовский дворец в Алупке Воронцовский дворец в Алупке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/63/406786347_0:0:3072:2048_768x0_80_0_1_fda090e1c86f5a8fa6c886ec20342dd5.jpg)
Одним из примеров неомавританского стиля является Воронцовский дворец, построенный в 1828-1848 годах в городе Алупка в Крыму. Его выдают похожие на минареты мечетей дымовые башни. Конечно, это не мавританский стиль в чистом виде, так как на архитектуру строения влияло также английское зодчество.
9 из 11
© flickr.com/Alexxx1979Мавританский стиль в архитектуре оказал влияние на стилистику многих синагог в Европе. Черты этого стиля прослеживаются и в Большой хоральной синагоге в Санкт-Петербурге, построенной во второй половине XIX века архитекторами Львом Бахманом и Иваном Шапошниковым.
![Большая хоральная синагога Большая хоральная синагога](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/65/406786557_0:84:1725:1195_768x0_80_0_1_b22a9546aeebc79ac33df288f21cd709.jpg)
Мавританский стиль в архитектуре оказал влияние на стилистику многих синагог в Европе. Черты этого стиля прослеживаются и в Большой хоральной синагоге в Санкт-Петербурге, построенной во второй половине XIX века архитекторами Львом Бахманом и Иваном Шапошниковым.
© flickr.com/Alexxx1979
10 из 11
© flickr.com/Alexxx1979Помимо этого в Санкт-Петербурге располагается бывший доходный дом Мурузи, который также был построен во второй половине XIX века в неомавританском стиле.
![Дом Мурузи Дом Мурузи](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40678/66/406786661_0:90:1707:1189_768x0_80_0_1_05271a2b8235efe3c48bc182728cc571.jpg)
Помимо этого в Санкт-Петербурге располагается бывший доходный дом Мурузи, который также был построен во второй половине XIX века в неомавританском стиле.
© flickr.com/Alexxx1979
11 из 11