МОСКВА, 24 ноября — РИА Новости. Законопроект, который допускает использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на софинансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и коммунальной инфраструктуры, внесен в Госдуму группой депутатов.
Авторами законодательной инициативы выступили депутаты Оксана Дмитриева, Иван Грачев, Наталья Петухова и Андрей Крутов. Соответствующая информация размещена в электронной базе данных нижней палаты парламента. Они считают, что средства ФНБ, использованные на капитальный ремонт жилья и коммунальной инфраструктуры, дадут "быстрый социальный и экономический эффект" и "обеспечат рост объемов строительства, что создаст мультипликативный эффект в соответствующих отраслях промышленности".
По мнению разработчиков документа, капитальный ремонт жилья и коммунальной инфраструктуры по своему экономическому содержанию может рассматриваться как инфраструктурный инвестиционный проект с длительным сроком окупаемости. "В первые 5 лет средства ФНБ могут полностью или частично заместить взносы собственников жилья на капитальный ремонт. Впоследствии доля средств ФНБ может быть уменьшена", — считают они.
Сейчас Бюджетный кодекс (БК) допускает использование средств ФНБ на софинансирование пенсий, покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ, докапитализацию Внешэкономбанка. Средства ФНБ также могут размещаться в финансовые активы юридических лиц, реализующих самоокупаемые инфраструктурные проекты.
Согласно БК, на основании отдельных решений правительства РФ до 7% средств ФНБ может размещаться на депозитах в ВЭБ в целях обеспечения достаточности его собственных средств (капитала). Разработчики законопроекта обращают внимание, что "по состоянию на 1 ноября 2015 года на депозитах Внешэкномбанка размещено 195,03 миллиарда рублей и 6,25 миллиардов долларов из средств ФНБ".
В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов до 10% средств ФНБ могут размещаться на основании отдельных решений правительства РФ в российских кредитных организациях. Постановлением правительства определен порядок размещения средств ФНБ в ценные бумаги юрлиц, реализующих самоокупаемые инфраструктурные проекты.
В рамках антикризисных мер на 2014-2015 годы лимит использования средств на докапитализацию банков из средств ФНБ в целях поддержки экономики был определен в 250 миллиардов рублей. Лимит финансирования проектов в реальном секторе экономики за счет средств ФНБ, размещенных на депозитах ВЭБ, определен в размере 300 миллиардов рублей.
Однако, согласно антикризисному отчету правительства за первое полугодие 2015 года, "до фактических инвестиций средства ФНБ дошли в незначительном объеме", отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Постановлением правительства 6 мая 2015 года № 439 были созданы правовые основания для размещения средств ФНБ в сумме 300 миллиардов рублей на депозиты во Внешэкономбанке в целях финансирования проектов, реализуемых организациями реального сектора экономики.
Однако по состоянию на 1 июля 2015 года средства ФНБ в данных целях в ВЭБ, по информации авторов законопроекта, не размещались. Из размещенных в 2014 году Минфином России средств ФНБ в размере 100 миллиардов рублей на субординированном депозите в банке ВТБ только 34,5 миллиарда рублей были направлены на финансирование инвестиционного проекта РЖД "Приобретение тягового подвижного состава".
В первом полугодии 2015 года Газпромбанком из размещенных на своих депозитах средств ФНБ в размере 38,43 миллиарда рублей на сумму 21,7 миллиарда рублей были приобретены облигации госкомпании "Автодор" в целях финансирования строительства ЦКАД. Однако "Автодором" финансирование данного проекта за счет средств, привлеченных от Газпромбанка, не осуществлялось, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.