Создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) позволит в 2017 году тратить всего 10 рабочих дней на одновременную регистрацию прав собственности и кадастровый учет, к примеру, приобретенной в новостройке квартиры или построенного дома, а также земельного участка. Как продвигается работа по введению единой учетно-регистрационной процедуры, какие проблемы удалось решить на сегодняшний момент и какие перспективы ждут будущий ЕГРН РИА Новости рассказал глава Росреестра Игорь Васильев.
- Игорь Владимирович, в 2017 году будет создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), объединяющий Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН). Упростится ли процедура регистрации недвижимости и сократятся ли сроки?
— Однозначно. Сейчас мы должны совершить два действия: поставить объект на кадастровый учет и зарегистрировать на него права. Закон отводит на каждое из этих действий по 10 рабочих дней при подаче заявления в офисе Росреестра и 14 рабочих дней — в МФЦ. Понятно, что это максимальный срок, в реальности процедура может происходить быстрее. Когда заработает единый реестр, те же 10 рабочих дней будут уходить на проведение обеих процедур одновременно. Если заявитель захочет получить только одну из услуг, то на государственную регистрацию прав уйдет не более 7 рабочих дней, а на постановку на кадастровый учет — не более 5 рабочих дней. В МФЦ также можно будет обратиться как для выполнения единой процедуры, так и за отдельными услугами, в этом случае срок увеличится на 2 дня. Преимущества очевидны, например, для людей, которые приобретают жилье в новостройке, так как в этом случае одновременно идет постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности.
Упрощение и ускорение процедуры, безусловно, важно. При этом упрощение и ускорение происходит без ущерба качеству учета и регистрации. Каждый раз Росреестр выполняет правовую экспертизу поступающих документов. Это гарантия того, что сделка пройдет строго по закону, и это защита от разного рода мошенников.
- Придется ли собственникам недвижимости переоформлять документы?
— Собственникам переживать не стоит, никаких действий от них не потребуется. С 1 июля 2017 сведения ЕГРП и ГКН будут считаться сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения. Не нужно будет получать новый документ, удостоверяющий ранее проведенные учет и регистрацию прав на недвижимость.
- Известны случаи, когда данные ГКН и ЕГРП не совпадают. Есть ли гарантии, что такая проблема не возникнет при создании Единого государственного реестра недвижимости в 2017 году?
— Как раз наоборот, именно благодаря созданию ЕГРН будут выявлены оставшиеся к этому моменту противоречия в реестре прав и кадастре недвижимости, эти ошибки будут проверены и исправлены.
Подготовку к созданию ЕГРН Росреестр начал еще в 2011 году, а в прошлом году завершена гармонизация сведений ЕГРП и ГКН. То есть мы уже синхронизировали два ресурса.
Сейчас мы проделываем большую работу по верификации данных, чтобы исключить из наших ресурсов возможные недочеты в сведениях об объектах недвижимости, связанные, например, с адресом, местом расположения, видом, площадью, кадастровой стоимостью. Ведем эту работу совместно с органами государственной власти, в том числе с налоговой службой, с органами местного самоуправления. В итоге мы получаем точные и полные данные об объектах, а это очень важно как для поддержания инвестиционной привлекательности российского рынка недвижимости, так и для правильного налогообложения.
- Отличается ли как-то переход к единому реестру прав в разных регионах страны? Будет ли ЕГРН сделан на всю страну или предполагается его деление?
— Дело в том, что ЕГРП вели по единым правилам, но децентрализовано даже на уровне субъектов Российской Федерации. При этом до 1998 года учет имущества и прав на него велся по различным правилам и децентрализовано. Всего было создано около 1,8 тысячи баз данных ЕГРП, включая региональные и муниципальные. На сегодняшний день Росреестром проводятся мероприятия по их объединению и централизации, что, в свою очередь, является основой создания ЕГРН. Это масштабная работа, которую мы выполняем поэтапно. Уже в текущем году появится 85 объединенных региональных баз данных ЕГРП, которые в 2017 году будут объединены в одну.
Итак, 1800 сначала укрупнятся до 85, а потом и вовсе сольются в одну базу. ЕГРН будет объединять колоссальный массив сведений, и, конечно, работать с ним без должной автоматизации будет невозможно. Поэтому Росреестр поэтапно переводит в электронный вид дела правоустанавливающих документов и кадастровые дела. Только представьте, всего планируется перевести 116 миллионов дел — это около 1,7 миллиарда листов формата А4. Кроме того, мы переходим на цифровую картографическую основу ведения ГКН. Это позволяет навести порядок в кадастре недвижимости и исправить ошибки, которые были допущены ранее.
- Что еще делает Росреестр для развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета?
— Этот проект реализуется в рамках федеральной целевой программы, в которой несколько крупных увязанных между собой и параллельно выполняемых мероприятий. Так, например, мы приступили к строительству современных зданий для хранения правоустанавливающих бумажных документов. Проект предполагает более высокий уровень безопасности и надежности хранения. Первое такое хранилище для нужд Центрального федерального округа будет построено в Калуге, второе, для Приволжского, — в Татарстане. Общая площадь обоих зданий равняется почти 56,5 тысячи квадратных метров, их строительство мы планируем завершить до конца 2018 года.
- По итогам рейтинга Doing Business-2016 Всемирного банка по показателю «регистрация собственности» Россия заняла 8 место. Как можно оценить этот результат и что с точки зрения бизнеса в России меняется в системе регистрации недвижимости?
— Для начала, чтобы понять, высока или нет восьмая строчка в рейтинге, давайте отметим, что в Doing Business-2016 оценивались 189 стран. По показателю «регистрация собственности» РФ оказалась в числе безусловных лидеров. При этом мы опередили США (на 34 месте), Китай (43 место), Германию и Францию, которые заняли 62 и 85 места. Я специально привожу здесь сравнение с экономически развитыми странами, обладающими масштабным и сложным рынком недвижимости, чтобы сопоставление было адекватным. По показателю «регистрация собственности» Россия два года назад сделала стремительный скачок в двадцатку рейтинга, а в рейтинге этого года уже попала в десятку лучших. Надеюсь, будем, как минимум, не хуже в следующем году.
Срок регистрации собственности сокращается, но мы не ищем компромисс между скоростью работы и качеством услуги, мы понимаем, что для предпринимательства обе характеристики необходимы в равной степени. С другой стороны, за каждой процедурой стоит определенная цепочка действий работников Росреестра, и преобразовать эту цепочку экстенсивно — за счет, например, расширения аппарата — совершенно немыслимо. Но выход есть — широкое применение информационных технологий. К примеру, мы оснащаем все офисы системами электронной очереди, видеонаблюдением, что позволяет не только записаться на сайте, но и посмотреть, что происходит в офисе, есть ли очередь. В некоторых регионах сроки регистрации существенно опережают предусмотренные законом — например, в Краснодарском крае процедура занимает в среднем 2-3 дня.
- Валентина Матвиенко выступила с предложением усилить контроль за деятельностью Росреестра, ссылаясь, в частности, на коррупционную составляющую в регистрирующих органах. Как вы смотрите на такую инициативу, и какая работа проводится в части борьбы с коррупцией?
— Росреестр внимательно прислушивается к критике в свой адрес, особенно по такому важному вопросу, как борьба с коррупцией. Было бы глупо говорить, что мы избавлены от коррупционных проявлений. Конечно, они возникают на стыке непрозрачности неких процедур, возможности общения заявителя с тем, кто принимает решение.
Важная технология, которую мы внедрили в этом году и будем развивать, — это исключает взаимодействие с регистратором при подаче в Росреестр заявлений о регистрации прав. Заявления подаются в электронном виде, не выходя из дома, не общаясь ни с кем, кто может повлиять на решение. Предоставление электронных услуг позволяет исключить коррупционные проявления, поскольку отсутствует человеческий фактор, а электроника — жесткая вещь в отношении набора и качества документов, если чего-то не хватает, с машиной договориться нельзя.
За последний год в центральный аппарат Росреестра поступило около 100 обращений о коррупционных проявлениях. Все жалобы отправили на рассмотрение в правоохранительные органы.
- Как часто в Росреестр поступают жалобы? Какие основные их причины?
— Причины могут быть самые разнообразные, а что касается частоты появления, то все познается в сравнении. Давайте сопоставим пару цифр. За девять месяцев 2015 года в Росреестр поступило чуть более 6 тысяч жалоб. И за те же девять месяцев Росреестр провел более 18 миллионов регистрационных и более 35 миллионов учетных действий. Тем не менее, сколько бы ни поступило жалоб, они все в равной степени нам важны, каждая рассматривается в установленном законом порядке.
- Какие проблемы чаще всего служат темой для обращений и жалоб?
— Основной тематикой обращений выступают процедурные вопросы: сроки рассмотрения заявок на оказание услуги. Заявители также жалуются, если им отказывают в предоставлении услуги. Получение жалоб — это тоже канал обратной связи. Мы рассматриваем их как данные, которые можно анализировать и использовать для принятия организационных решений в будущем.
- С 1 июня 2015 года Росреестр принимает в электронном виде документы на государственную регистрацию прав на недвижимость во всех регионах России. Если сравнивать число заявок по регионам, какой субъект наиболее активен на сегодняшний день?
— С момента запуска сервиса прошло пять месяцев, и за это время Росреестр обработал около пятнадцати тысяч заявлений и пакетов документов, поданных в электронном виде. Наверно, это немного для многомиллионной страны. Мы понимаем, что общество пока еще достаточно инертно и консервативно в том, что касается регистрации прав в электронном виде. К новому нужно привыкнуть. Вот, к примеру, сведения начали предоставляться в электронном виде на несколько лет раньше, и теперь через Интернет получают около 37% сведений из ЕГРП и более 35% из ГКН. А бесспорный лидер по регистрации прав в электронном виде — Московская область.
- Число заявок может вырасти к концу года?
— Мы предполагаем, что доля электронных услуг будет постоянно расти, тем более, что, к примеру, для физических лиц размер госпошлины при получении услуг через Интернет сокращается на 30%. Также надо сказать, мы наблюдаем спрос на электронные услуги со стороны бизнеса. Услугу оценили многие крупные строительные компании. С появлением возможности подачи документов на регистрацию прав в электронном виде появилась еще одна возможность — экстерриториальная подача заявления — застройщики могут подавать документы из любой точки России. С вступлением в силу «единого закона», когда принцип экстерриториальности будет реализован для всех форм подачи документов, мы будем маршрутизировать заказ туда, где меньшая загруженность.
- Есть ли какие-то риски, что данные исчезнут или потеряются, для тех, кто подает документы в электронном виде?
— В электронном виде у нас предусмотрена достаточно серьезная система резервного копирования, и я думаю, что это более надежный способ хранения данных, нежели привычная бумага, которая может потеряться или сгореть. Хотя мы не отменяем и хранение на бумаге.
Хочу подчеркнуть, что внедряя новые формы оказания услуг, первое, о чем мы думаем, это качество хранения данных и проведения правовой экспертизы.
- Минэкономразвития в недавнем прошлом предлагало установить наказание до 10 лет лишения свободы и штрафные санкции до 1 миллиона рублей за преступления в сфере кадастрового учета. Как вы оцениваете инициативу, и что может измениться в случае принятия законопроекта?
— Лишение свободы в действующем законодательстве не предусмотрено, в основном наказание в виде штрафов — до 500 тысяч рублей, лишение права занимать определенные должности в течение 3 лет, а также исправительные работы.
Ошибки могут быть как сознательные, так и непреднамеренные. И внедрение новых систем и методов предотвращает их появление. Мы сейчас вводим предварительную проверку работы кадастровых инженеров, планируем открыть на нашем портале «личный кабинет», где они могут сдать результаты своей работы, проверить их в автоматическом режиме и, если там отсутствуют ошибки, уже передавать их в ГКН. Если проводить аналогию с правоохранительными органами или медиками, то это можно сравнить с профилактикой и диспансеризацией. Вот лучше мы будем профилактировать правонарушения и давать людям возможность исправить ошибки.
- Этот год начался с изменений в сфере земельного надзора, какие итоги действия новых норм можно подвести сегодня: сколько нарушений выявлено, какой объем штрафов наложен на нарушителей?
— С начала года нами было проведено свыше 200 тысяч проверок, выявлено около 90 тысяч нарушений. В основном они связаны с самовольным занятием земельного участка и его использованием без правоустанавливающих документов, что называется «самозахват». Такие нарушения составляют примерно половину от общего числа — 45%. На первый взгляд может показаться, что они влияют только на размер собираемых налогов, но проблема гораздо шире и может затрагивать благополучие и экологическую безопасность.
Штрафы существенно увеличились. Если раньше нарушитель мог отделаться легким испугом, то сейчас его ждет ощутимое наказание. К примеру, если размер штрафа за самовольное занятие земельного участка составлял от 500 до одной тысячи рублей, то сумма может достигать 100 тысяч рублей. За первые 9 месяцев этого года при сокращении количества проверок на 20% сумма наложенных штрафов выросла в 2,5 раза и составила более 600 миллионов рублей.
В начале этого года введена процедура административного обследования, которая проводится дистанционными методами без участия владельца участка. Такой метод контроля позволил повысить эффективность земельного надзора, уменьшив число безрезультативных проверок. Инспекторы получили возможность проводить адресные проверки, проверять тех землепользователей, у которых риск нарушения наиболее высок. Цель Росреестра при контроле использования земель — вовлечение в экономический оборот земли, используемой с нарушением законодательства.
- Какие регионы лидируют по количеству нарушений?
— Нарушения выявляются там, где ведут эту работу. Конечно, большое количество нарушений характерно для территорий с высокой деловой активностью, потому там чаще, чем в среднем по стране, проводятся проверки. Кроме того, это наиболее в масштабах страны экономически развитые регионы, где земля стоит дорого и активно используется.
В лидерах сегодня мы видим Республику Татарстан, где выявлено более 7 тысяч нарушений, и Башкортостан — около 6 тысяч подобных случаев. Также в списке Ростовская и Свердловская области, на них приходится соответственно 4,6 и 5,6 тысячи нарушений.
- Ранее высказались идеи передать оценку кадастровой стоимости недвижимости государству. Возможно ли это?
— Сейчас идет широкое общественное обсуждение этого проекта закона, который по нашему предложению, поддержанному правительством, разрабатывает Минэкономразвития. Я бы не стал драматизировать, но существующий на сегодняшний день порядок не идеален. Среди проблем — отсутствие единой методологии оценки, низкий уровень квалификации оценщиков, фактическое отсутствие их ответственности за качество проведенных работ.
Проект закона предполагает другой вариант, при котором кадастровая оценка стала бы по-настоящему государственной. Я говорю о том, что в регионах могут быть созданы специальные бюджетные учреждения, которые бы на постоянной основе занимались уточнением технических и прочих характеристик оцениваемых объектов недвижимости и передают соответствующие сведения для внесения в ГКН. Необходима также разработка единой методики, позволяющей практически в реальном времени видеть стоимостное состояние того, что есть на территории конкретного субъекта и муниципалитета, это позволит выработать единые подходы при проведении государственной кадастровой оценки.
Также Росреестр выступает за систему информирования населения о том, как определена стоимость того или иного объекта. Мы поддерживаем инициативы по совершенствованию надзора за деятельностью тех лиц, которые проводят кадастровую оценку.
Беседовала Евгения Петрова