В этот день, 2 ноября, в 1721 после победы в Северной войне во время празднования Ништадтского мира царь Петр I принял титул Императора Всероссийского, став первым монархом государства в таком титуле. Эпоха царствования Петра стала переломной в истории отечественного градостроительства. Сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить о самых главных строительных и архитектурных преобразованиях Петра I.
Петровское серийное жилье
Основное городское строительство эпохи правления Петра развернулось в начале XVIII века в Санкт-Петербурге. В своем любимом детище монарх воплотил все строительные новшества. Именно там впервые в истории отечественной архитектуры началось строительство домов "по образцам", а именно типовых домов, которые разработали архитекторы Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон. Это были постройки в один или два этажа из камня или так называемые "мазанки" из дерева и глины. Типовые строения вместе с крупными городскими комплексами застраивались по принципу регулярной планировки.
Типовые дома по проекту Трезини делились на дома "для подлых", "для зажиточных" и "для именитых". Гравюры с данными сериями, сопровождаемые пояснениями, передавались строителям. Габариты и длина "образцовых" домов могли варьироваться в зависимости от архитектурной проработки той или иной улицы города. Это позволило добиться стилистического единообразия целых районов. Хотя архитекторам все-таки удавалось добиваться разрешения на внесение некоторых изменений в проект, согласно пожеланию владельца.
Одним из результатов типизации городской застройки стал принцип блокировки серийных строений, получивший потом широкое распространение.
Ярчайшим примером сблокированных домов в Санкт-Петербурге является здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций.
Здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной в Ленинграде. Построено в 1722-1742 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий — высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году.
Своеобразным примером типового жилья того времени может служить также летний дворец Петра I в Летнем саду, построенный по проекту Трезини в 1710-1714 годах. Это скромная двухэтажная постройка в модном в то время стиле барокко. Из всех украшений на фасаде имеются лишь 29 барельефов скульптора Андреаса Шлютера с изображением сюжетов Северной войны.
Летний дворец Петра I, построенный по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах
Из градостроительных новшеств петровских времен также следует отметить то, что дома начали возводиться фасадами вдоль улиц, тогда до этого они традиционно возводились в середине участка, окруженные по периметру забором и служебными постройками. Городская застройка становится менее плотной в противопожарных целях.
При Петре I претерпевает изменения и интерьерная планировка жилого пространства. Так, помещения начинают разделяться по функциям. Впервые появляются кабинеты и приемные, тогда как до этого просителей и зарубежных гостей могли принимать прямо в опочивальнях.
Интерьер летнего двора Петра Великого в Летнем саду (Санкт-Петербург). Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.
Впервые в начале XVIII века проектирование внутреннего и внешнего облика здания осуществляется одновременно, что позволяло добиться стилистического единства и взаимосвязи интерьера и экстерьера строения.
Петровское барокко
Модный во времена Петра I стиль барокко также подвергся переосмыслению. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. В отличие от популярного в это время в московской архитектуре нарышкинского барокко, петровский вариант барокко отличала простота строений с плоскостной организацией фасада, декоративная сдержанность и главное — отказ от византийских архитектурных традиций, господствовавших в российском зодчестве уже многие столетия.
Здание Кунсткамеры на Университетской набережной Невы в Санкт-Петербурге является ярким примером петровского барокко.
Петровские дворцы
Петровская архитектурная эпоха была ознаменована величайшими достижениями и небывалыми масштабами застройки. За два первых десятилетия VXIII века были созданы многочисленные архитектурные ансамбли, кроме того, расцветает как церковное, так и дворцово-парковое строительство.
Уникальная планировка крупных петровских дворцовых комплексов была основана на лучших проектах лучевых магистралей Версаля и Рима. Причем строительный размах Петра не ограничивался только лишь Петербургом. Резиденции монарха появлялись в как окрестностях города, так и в присоединенных государствах.
К сожалению, многие дворцы и парковые ансамбли петровских времен либо не сохранились, либо были существенно перестроены. Однако традиция строить загородные резиденции для летних выездов со времен Петра прочно вошла в нравы вельмож и последующих монархов.