Сегодня, 21 октября 2015 года, исполняется ровно пять лет с того момента, как Сергей Собянин занял пост мэра Москвы. Сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить, какие поправки в облик столицы внес новый градоначальник, и как их восприняли горожане.
Новая убранистика
"Опасной тенденцией последних десятилетий была дикая приватизация и ползучий захват общественного пространства Москвы. Все больше площадей переходило в чьи-то руки и выпадало из нормальной жизни города. Своей основной задачей мы видим положить конец этим безобразиям и найти баланс между частными, групповыми и общественными интересами при использовании общественного пространства Москвы. Явные грубые нарушения, самовольные захваты земли необходимо просто пресекать", — сказал Собянин на Московском урбанистическом форуме в октябре этого года. За прошедшие пять лет с детских площадок убрали автомобили, с фасадов зданий — незаконную рекламу, а с улиц — несколько тысяч ларьков, добавил он.
За прошедшие пять лет были реконструированы и благоустроены пешеходные пространства улиц Москвы. Так, в конце лета этого года завершились работы на улицах Большая и Малая Никитская, Спиридоновка, Большая и Малая Бронная, а возле Центрального детского мира на Лубянке открылась пешеходная зона. Ранее, в 2013 году, уже появились пешеходные зоны от станции метро "Новокузнецкая" до Болотной набережной, на улицах Никольская, Большая Дмитровка, Рождественка, в Столешниковом и Камергерском переулках, на Кузнецком мосту и Крымской набережной. На этих улицах установлены удобные скамейки, фонари, цветники, вместо асфальта — гранитное мощение.
При новом мэре была запущена и масштабная программа реконструкции и реставрации территории и павильонов ВДНХ. Кроме того, в Москве были разработаны стандарты благоустройства набережных и прилегающих к Москве-реке территорий. В декабре 2014 года российское архитектурное бюро "Проект "Меганом" стало победителем международного конкурса на концепцию развития прибрежных территорий Москвы-реки. К 2035 году, согласно концепции, набережные реки должны стать оживленными пешеходными улицами, саму реку ждет "натурализация".
Самым показательным и масштабным примером изменения городских пространств стала модернизация Парка Горького, стартовавшая с 2011 году, когда на должность директора парка был назначен Сергей Капков. Заданный Капковым курс продолжила Ольга Захарова, сменившая его на посту. К 2015 году в Москве появился свой современный и красивейший парк, с иронией называемый самими горожанами обителью "хипстерства". Однако все хорошее когда-нибудь кончается. Капков ушел c поста главы департамента культуры, а спустя недолгое время от должности была отстранена и Захарова. Судьба парка Горького остается пока неясной.
История — охраняемая, но сносимая
В первый же год своего "мэрства" Собянин заявил о решении свести к минимуму любое строительство в историческом центре Москвы. В декабре 2011 года начала свою работу новая комиссия при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. Комиссия рассматривала щекотливые вопросы, связанные со сносом исторических домов, за что и получила неофициальное название "сносная комиссия". Похожий орган был и во времена Лужкова, но Собянин впервые ввел в состав комиссии градозащитников — представителей общественности, близко к сердцу принимающих судьбу старинных зданий.
Эти меры позволили Собянину спустя пять лет сказать, что столица стала лидером по восстановлению памятников архитектуры. "За 5 лет было восстановлено 600 объектов, такого темпа нет ни в одном городе мира", — заметил мэр. По его словам, очень важно, что в эту работу включились десятки и сотни частных инвесторов, которые реализуют практически половину работ по реставрации в Москве.
Однако градозащитники продолжали жаловаться, что, несмотря на все принятые меры, в Москве продолжают сносить уникальные памятники. Среди потерь они отмечали ансамбль доходных домов Привалова архитектора Нирнзее на Садовнической улице, дом Мельгунова на Арбате, доходный дом Прошкиных начала XX века, комплекс доходных домов А. М. Михайлова постройки рубежа XIX-XX веков.
Кроме того, в начале октября текущего года на сайте Мосгорнаследия появился проект постановления, из которого следует, что столичные власти могут отменить все правовые акты, касающиеся комиссии. Как объяснил РИА Новости ректор архитектурной школы "МАРШ" и член указанной комиссии Евгений Асс, это, вероятно, будет означать ликвидацию "сносной". "Ее закрытие будет иметь тяжелые последствия для исторического наследия. При невысокой эффективности ее работы градозащитникам все же удавалось отстоять какие-то объекты. Теперь же, боюсь, эта сфера будет отдана на откуп девелоперам и чиновникам", — добавил он.
Приватизация и реновация
В 2011 году была реализована крупнейшая программа по приватизации государственного имущества в Москве, "накопленного" Юрием Лужковым. Городские власти заявили о намерении избавиться от непрофильных активов, путем приватизации целого ряда предприятий, принадлежащих Москве, а также доли города в других компаниях.
"Мы смогли пополнить бюджет и уменьшить долговые обязательства, привлечь в городскую казну несколько миллиардов долларов ", — отметил Собянин. Он добавил, что власти Москвы панируют и в дальнейшем избавляться от госимущества, приносящего убытки. Так, например, на торги едва не попали знаменитые "дома-книжки" на Новом Арбате, которые, однако, позже были временно сняты с продажи.
Кроме того, в эти годы была запущена программа реорганизации и реновации промзон в Москве, которые решено было отдать под строительство жилья. Пожалуй, самым большим участком стала территория машиностроительного завода ЗиЛ, который уже давно ничего не производил. В начале 2014 года власти Москвы объявили открытый конкурс по продаже ООО "Промобъект", которое владеет тремя участками на территории промышленной зоны завода общей площадью 65,02 гектара. Победителем стало питерский девелопер ЛСР, предложив за лот 28 миллиардов рублей и получив право на редевелопмент территории.
Однако в этом году столичные власти вспомнили о том, что в городе все-таки необходимо наращивать также производственную базу, а не только возводить жилье. Так, в ходе Московского урбанистического форума в октябре этого года власти Москвы озвучили намерение до конца текущего года выставить на торги 30 земельных участков для размещения промышленных объектов.
Новая столица
В июне 2011 года Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента РФ, предложил расширить границы Москвы, создав "столичный федеральный округ".
Мэр Москвы вскоре сообщил, что площадь города было решено увеличить до 160 тысяч гектаров, выйдя на границу с Калужской областью и существенно расширив сильно зауженный перешеек у МКАД, в частности, включив в границы Москвы Щербинку.
Власти Москвы объявили конкурс на разработку проекта концепции развития московской агломерации в начале 2012 года. В конце февраля экспертная группа выбрала 10 авторских коллективов, которые займутся разработкой проекта "новой" Москвы.
Для придания импульса развитию новых территорий предлагалось перевести туда ряд федеральных и городских структур. Так, предполагался переезд в поселок Коммунарка Госдумы и Совета Федерации, однако сенаторы и депутаты столь единодушно выступили против этой идеи, что от нее отказались.
В итоге в конце 2014 года был одобрен проект планировки административно-делового центра вблизи поселка Коммунарка, где планируется построить около 4 миллионов квадратных метров недвижимости. Здесь также может быть создана сетка улиц с общественными пространствами, в том числе, здание префектуры Троицко-Новомосковского административного округа. Также проект предполагает создание парковой зоны гостиниц средней звездности, новый религиозный центр, так как здесь был расстрельный полигон в Коммунарке. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заметил, что реализация проекта может занять порядка 10 лет.
Транспортный каркас новой Москвы предполагает до 2035 года строительство 40 километров линий метрополитена и 17 станций метро. Власти активно пытались привлекать сюда иностранных инвесторов. В мае 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин с делегацией столичных чиновников подписал соглашение о строительстве метро в новой Москве с участием Китайской железнодорожной строительной корпорации и Китайского международного фонда. Размер инвестиций оценивался в 60 миллиардов рублей, то есть порядка 2 миллиардов долларов по тогдашнему курсу. Позднее Хуснуллин сообщил о том, что власти Москвы были вынуждены начать пересмотр проекта. Он объяснил это ростом курса доллара, так как власти рассчитывали на инвестиции в рублях.
Развязать транспортный узел
В своем отчетном докладе в конце первого года на посту мэра Собянин признался, что, принимая руководство городом, он был неприятно удивлен, прежде всего, отсутствием долгосрочных планов по решению транспортных проблем. Поэтому одной из первых и главных его инициатив стала борьба с пробками, а именно разработка плана первоочередных мер под названием "Город, удобный для жизни", включающего несколько основных направлений: развитие общественного транспорта, развитие улично-дорожной сети за счет строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и создания транспортных хорд, которые должны стать альтернативой Четвертого транспортного кольца.
Так, например, Алабяно-Балтийский тоннель, запуск которого планируется в начале декабря этого года, станет частью огромной транспортной магистрали, которая в будущем соединит Сколковское шоссе с Ярославским и, как ожидается, кардинально изменит дорожную ситуацию. В конце лета 2015 года Собянин заявил, что строительство Северо-Западной хорды будет в основном завершено в 2017 году.
В целом, в 2011-2015 годах в Москве построено свыше 400 километров дорог (10% от всей дорожной сети Москвы), 112 искусственных сооружений и 139 пешеходных переходов. Также завершена реконструкция 9 вылетных магистралей, создано 150 километров выделенных полос и 350 заездных карманов на остановках общественного транспорта. В 2015-2018 годах власти города планируют построить 325 километра дорог и 84 искусственных сооружения.
Однако бурная деятельность московских властей в области строительства дорог пришлась по душе далеко не всем горожанам. В частности, на общественных слушаниях среди жителей районов Крылатское, Щукино, Хорошево-Мневники, Можайский, Кунцево и других, где планируется создание Северо-Западной хорды, большинство москвичей высказались против магистрали, так как не согласны, чтобы их районы превратились в проезжую часть. Так, жители Большой Академической улицы неоднократно выходили на митинги и направляли письма Собянину, где высказывались против превращения их улицы практически в МКАД под их окнами.
Кольца метро и МКЖД
В одном из своих интервью СМИ в начале октября этого года Собянин заявил, что из всех проблем Москвы транспортная остается проблемой номер один. "Недостаточно вводить платные парковки, реконструировать магистрали и строить развязки. Необходимо продолжать активно развивать общественный транспорт в целом и метро, в частности", — сказал мэр.
Как отмечалось в сообщении столичного стройкомплекса, протяженность линий московского метро за последние пять лет увеличилась примерно на 10% или более чем на 34 километра. При этом нужно отметить, что в первоначальные планы по улучшению транспортной ситуации в Москве также входило увеличение протяженности метрополитена на 75 километров.
Также сейчас идет активное строительство первого участка Третьего пересадочного контура московского метро (ТПК), в который войдет восемь станций, включая уже действующий "Деловой центр" Филевской линии. ТПК станет вторым, большим, кольцом метро, протяженностью около 60 километров которое расположится ближе к окраинам столицы и пересечет все радиальные линии.
Согласно утвержденной правительством Москвы адресной инвестиционной программе, в столице в 2016-2018 годах планируется построить 54,27 километра новых линий и 26 станций метро. На эти цели из городского бюджета выделено 620 миллиардов рублей, напоминается в сообщении. В настоящее время в строительстве находятся более 30 станций метро, которые должны запустить в ближайшие 14 месяцев.
Стоит отметить, что в последнее время темпы строительства новых станций метро несколько снизились. Так, власти обещали, что в 2015 году будет введено 8 станций, но к середине октября была открыта всего одна — "Котельники".
Пристальное внимание также уделяется программе развития Московского железнодорожного узла, а именно организации пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги (МКЖД), которое сейчас эксплуатируется для грузовых перевозок. Сейчас инфраструктура готова на 70%, отметил в сентябре этого года Собянин. Поезда здесь будут ходить с пятиминутными интервалами, как в метро. Открыть малое кольцо для пассажиров предполагается осуществить в 2016 году.
Плитка преткновения
Для многих москвичей деятельность Собянина ассоциируется чаще всего с заменой тротуарной плитки. По его заявлению в марте 2011 года, она должна была заменить непрезентабельный асфальт. В этот же год из бюджета Москвы было выделено порядка 4 миллиардов рублей на замену 1,1 миллиона квадратных метров тротуарного покрытия.
На следующий год власти Москвы решили поменять приоритеты в программе по замене асфальта на тротуарную плитку — акцент был сделан на столичные парки и пешеходные зоны, а не на тротуары центральных улиц. В 2012-2013 годах замена плитки шла ударными темпами, что причиняло немало неудобств москвичам, но главное, вызывало массу возмущений. Люди жаловались на некачественно положенную плитку, которую местами приходилось перекладывать.
А вот замена бордюров в Москве вызвала вопросы в том числе у депутатов Госдумы. В частности, председатель счетной комиссии Госдумы, депутат Александр Агеев направил запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить госзаказы на поставку гранитных бордюров для центральных улиц Москвы на предмет возможной коррупционной составляющей. Эту позицию поддержал зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин, который обратился в Генпрокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой провести проверку на предмет коррупции в связи с масштабной заменой тротуарной плитки, асфальта и бордюров в Москве.
Базарная культура
Еще на инаугурации 21 октября 2010 года мэр пообещал, что вплотную займется наведением порядка в сфере торговли. В городе были разработаны новые схемы размещения торговых палаток, был представлен новый дизайн ларьков для различных зон города, которые уже начали появляться в некоторых районах.
Москва парковочная
Одним из главных направлений в решении транспортных проблем столицы стало также освобождение ее от стихийных парковок и организация правильного парковочного пространства в Москве как в центре, так и на территории новой Москвы, в особо проблемных местах. Власти Москвы изыскивали места для обустройства машиномест на улицах и возле станций метро и во дворах города за счет неиспользованного пространства.
Подобное увеличение числа точечных парковок произошло с 10 октября этого года на 95 улицах столицы. Это вызвало волну протеста у горожан, которые вышли на митинги в местах, где были введены новые парковки. Муниципальные депутаты и общественная организация "Синие ведерки" собрали более 21 тысячи подписей с требованием отмены расширения зоны платной парковки в Москве и передали их в администрацию президента.
Обновление типовых домов
В 2014 году власти Москвы приняли решение о том, что с 2016 года в городе прекратится строительство панельных домов старых серий. В течение 2015 года будет идти модернизация производственных мощностей, а после этого в российской столице должны будут возводиться уже дома новых серий, в том числе с новым архитектурным решением фасадов.
Они, в частности, предполагают гибкую квартирографию, возможность собрать разный "набор" квартир в зависимости от заказа, свободные от транспорта внутренние дворы. Кроме того, архитекторами водится идея "незамкнутого квартала".