МОСКВА, 14 октября — РИА Новости. Президент России Владимир Путин, лично приехавший в среду на строящийся в Приамурье новый космодром Восточный, констатировал отставание работ от срока и разрешил перенести первый пуск с декабря 2015 года на 2016 год.
Слухи о переносе пуска ходили в отрасли в течение всего года, опровергались то Роскосмосом, то курирующим сферу вице-премьером Дмитрием Рогозиным, однако теперь подтвердились официально.
Ситуация эта в мировой практике отнюдь не уникальная: по словам главы государства, на аналогичных стройках за рубежом «отставание было примерно таким же».
Опрошенные РИА Новости эксперты поддержали решение главы государства: по их мнению, перенос позволит лишний раз все проверить и достроить недостающее, но привязываться к праздничной дате Дня космонавтики, о которой шла речь сегодня, нецелесообразно.
ВЕРХОВНЫЙ ИНСПЕКТОР
Построить для России новые «космические ворота» в Амурской области в ноябре 2007 года распорядился именно президент Владимир Путин. Масштабную стройку развернули в середине 2012 года. Президента ждали с инспекцией на Восточном уже давно, еще летом ежемесячно приезжающий на космодром вице-премьер Рогозин пригласил руководство страны на объект.
Визиту Путина предшествовали неоднократные посещения со стороны Военно-промышленной комиссии и приезд в августе премьер-министра Дмитрия Медведева.
После чего в прессе то тут, то там начали появляться «сливы», что космодром не готов, пуск перенесут, ракета «не помещается» в монтажно-испытательный комплекс из-за ошибки проектировщиков и прочее. Комментируя публикацию о «неподходящем для космодрома размере» ракеты «Союз-2» Рогозин даже поинтересовался, «сколько же идиотов работает в СМИ».
Для контроля за стратегическим объектом, призванным дать России независимый выход в космос, в среду, 14 октября, на Восточный прибыл верховный инспектор — президент Владимир Путин. Главе государства показали монтажно-испытательный комплекс («дом для ракеты», где ее из блоков и элементов соберут в единое целое перед запуском); стартовую площадку с мобильной башней обслуживания ракеты (такая есть только на Восточном и космодроме Куру во Французской Гвиане); командный пункт, который на новом космодроме решили впервые сделать не подземным, и другую инфраструктуру.
Работы по 12 объектам так называемого «пускового минимума», согласно планам, должны были быть завершены на космодроме к 30 ноября. На десяти площадках должны разместиться стартовый комплекс ракеты среднего класса, монтажно-испытательные корпуса для космических аппаратов и ракеты, современный измерительный комплекс, в том числе и морской, многочисленные объекты обеспечения.
По итогам обхода и докладов, Путин заявил о нарушении сроков исполнения ряда проектов по космодрому, при этом похвалив Дмитрия Рогозина за личный вклад в ускорение строительных процессов и сокращение отставания от графиков. Он также поручил Спецстрою и Роскосмосу сверить графики работ и доложить о причинах задержек и сбоев.
Важно отметить, что президент привел в пример и аналогичные стройки за рубежом, где по его словам, «отставание было примерно таким же».
ПУСТИТЬ КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ
Самым долгожданным заявлением было — перенесут или не перенесут запланированный на декабрь 2015 года (согласно президентскому указу) первый запуск ракеты-носителя с Восточного. Ранее даже называлась предполагаемая дата пуска — 25 декабря.
Прибывший на Восточный Путин разрешил перенести первый пуск с Восточного на 2016 год — заявление сделано. Он отметил, что дата должна быть «комфортной», к ней все работы должны быть завершены.
«Настраивайтесь на первые пуски в 2016 году, где-нибудь весной. Если сделаем это ко Дню космонавтики (12 апреля) — будет хорошо», — заявил Путин на совещании.
«К середине апреля успеем», — ответствовал Рогозин.
Путин не настаивал, но попросил доложить, «когда это оптимально».
"ОСОЗНАНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ"
Как отметил в беседе в РИА Новости академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков, разговоры об отставании от графика строительства на Восточном идут давно, в том числе и по источникам в ракетно-комической отрасли.
«Была информация о том, что декабрьский пуск — это очень опрометчивое решение. Судя по всему, все эти проблемы, которые накапливали последние два года по строительству, в конце концов привели к тому, что возникло осознание невозможности в первоначально запланированные сроки произвести этот пуск», — сказал Железняков.
По его мнению, ничего страшного в этом нет, лучше лишний раз убедиться в готовности и надежности всех систем, «чем стремиться выполнить какие-то директивные сроки».
«Я не очень одобряю решение приурочить первый пуск ко Дню космонавтики. Лучше будет, если все проверят, отшлифуют, а потом будут пускать. А будет это до Дня космонавтики или после — это уже не суть важно», — добавил собеседник агентства.
БОЯЛИСЬ ПРИЗНАТЬСЯ
По словам же эксперта по ракетным двигателям и ракетам-носителям, редактора журнала «Новости Космонавтики» Игоря Афанасьева, перенос пуска можно воспринимать двояко.
«С одной стороны, это расхолаживает; а с другой стороны — можно за это время ошибки какие-то исправить, если есть, доработать то, что не доработано», — отметил собеседник агентства.
По мнению Афанасьева, в том, что о переносе говорилось в кулуарах, но не заявлялось официально, есть политическая составляющая, но когда стало ясно, что наземная инфраструктура не готова полностью, и об этом заявил президент, «это признали».
По мнению академика Железнякова, тот факт, что перенос так долго скрывали — это признак «системы» и боязнь применения в отношении сорвавших сроки инстанций каких-то санкций сверху.
«Мне кажется, это просто суть нашей системы — у нас очень не любят говорить о неудачах, тем более если это находится на контроле у президента — не дай Боже не выполнить указания президента. Поэтому и старались скрыть. Это система», — сказал он.
ПРЕКРАТИЛИ БЕЗОБРАЗИЕ
Одной из скандальных тем вокруг Восточного был вопрос задержки выплаты рабочим зарплаты. Во время апрельской прямой линии с президентом один из прорабов даже обратился к главе государства в эфире. Позже, в мае, корреспондент РИА Новости лично пообщался с этим рабочим на космодроме и выяснил, что его вопрос решился, но «хотелось бы зарплату побольше».
«Нам удалось повысить заработную плату, у рабочих она сейчас 36 тысяч рублей, у инженерного состава — 62 тысячи. Расход средств на Восточном осуществляется только через федеральное казначейство», — доложил президенту в среду Рогозин.
При этом вице-премьер подчеркнул, что люди работали без выходных, «безобразие по заработной плате на Восточном прекратилось». По его словам, уже все готово к тому, что развернуть вторую очередь строительства.
В свою очередь президент заявил, что на завершающем этапе надо «собраться».
«Я говорил о сложностях и проблемах, о нерешенных вопросах и о тех сбоях, которые происходят, но не хочу, чтобы наше совещание выглядело как, вы знаете, какой-то разнос или что-то вроде этого. Я вижу, какая огромная работа проведена. Сделано много, но на завершающем этапе нам нужно собраться. Собраться, потому что от этого завершающего этапа зависит качество и результат всего проекта», — заключил Путин.