- Агентство недвижимости ORDO на российском рынке относительно недавно, и последнее время как раз оказалось не самым простым для отечественной экономики и, как следствие, для рынка недвижимости. Как вы на это решились?
— Вложения в недвижимость традиционно считаются одними из самых надежных, а в кризис вопрос сохранности сбережений встает наиболее остро. К тому же многие продавцы сегодня готовы снижать цену, и купить жилье в это время можно дешевле. Поэтому мы решили использовать ситуацию и выйти на российский рынок пока в качестве агентства премиальной недвижимости. В кризис интереснее работать, и потом, это уже второй кризис за историю существования нашей компании. Поскольку кризисы на рынке недвижимости цикличны, этот не стал для нас неожиданностью.
- Как часто они повторяются, и, главное, пройден ли уже пик?
— Кризисы повторяются каждые семь-восемь лет, если посмотреть картину за последние 30-40 лет, то эта цикличность хорошо заметна. А что касается пика, по моему мнению, он еще не пройден. Скорее всего, его можно ожидать в 2016 году. Но в целом прогнозы вещь неблагодарная, особенно когда дело осложняется геополитическими факторами.
- Вы являетесь крупнейшим застройщиков в Латвии. Насколько кризисоустойчивым оказался местный рынок недвижимости — как чувствуют себя девелоперы, активен ли спрос?
— Так как россияне составляли самую большую долю в структуре покупательского спроса, рынок недвижимости Латвии, конечно, оказался в непростой ситуации. Продажи упали в среднем в пять раз. Тем не менее кризисные явления заставили девелоперов быть гибче — сегодня застройщик инициирует только те проекты, которые будут гарантированно востребованы покупателем. Зато в текущем году мы наблюдали повышенный спрос на аренду жилья.
-У вас недавно завершилось строительство объекта Park Residences, рассчитанного на арендный спрос. Каков объем инвестиций в проект?
— Park Residences — один из самых крупных объектов в Прибалтийской курортной зоне на сегодняшний день — 13 тысяч квадратных метров. Мы вложили в строительство примерно 22 миллиона евро. Значительную часть площадей в комплексе мы оставим себе и будем сдавать в аренду — движемся вслед за спросом. Согласно нашему бизнес-плану, после сдачи в эксплуатацию нам нужно три года, чтобы окупить вложения.
- Можете сравнить работу латвийских девелоперов и российских?
— Пока мы не выступаем в роли девелопера на российском рынке, а, следовательно, не можем в полной мере оценить отличия… Однако рентабельность на российском рынке очевидно выше.
Предлагаю вернуться к этому вопросу, когда мы сами будем строить здесь.
- Есть планы строить в России?
— Да, планируем и уже ведем переговоры с опытными застройщиками. Наверно, в первый раз мы выступим в качестве инвестора, пройдем все этапы проекта, а когда наберемся опыта, станем строить самостоятельно.
- Это будет элитное жилье в Москве?
— Скорее всего, да. Мой опыт показывает, что сегодня хорошо продается либо очень дешевое жилье, либо luxury, хотя последнее в небольшом объеме. Мы так начинали в Латвии 15 лет назад — сначала пришли на рынок в качестве брокеров, затем, набравшись опыта, реализовали небольшой собственный проект, после чего занялись крупными объектами.
- Велика ли конкуренция среди риелторов в России?
— Конкуренция среди российских риелторских агентств выражается, прежде всего, в том, что здесь мало кто из продавцов подписывает эксклюзивный договор на продажу объекта. С другой стороны, российские застройщики более открыты и готовы работать с несколькими агентствами, тогда как в Европе очень выборочно относятся к партнерам.
- Чем отличаются риелторские сообщества Латвии и России?
— В Латвии работать гораздо проще. У нас работает порядка 140 лицензированных частных риелторов и около 40 агентств. Латвия — маленькая страна, 2,5 миллиона жителей. Рынок риелторских услуг здесь хоть и меньше, но цивилизованнее. 90% участников рынка имеют лицензии и несут ответственность, в том числе и юридическую, за неправильное предоставление информации. В России рынок более хаотичный и непрозрачный, и число некорректных сделок намного выше.
- В России скоро будет принят закон о регулировании риелторской деятельности. По-вашему, так ли он уж нужен?
— Такой закон обязательно нужен. Должны быть единые правила игры и строгий отбор. Сегодня человек может работать каменщиком или поваром, а завтра продавать недвижимость? Но вряд ли вы захотите пользоваться услугами агента, который пришел на рынок вчера и не знает, допустим, основ оформления недвижимости в собственность. С введением же регулирования проще станет выбирать риелторов, как покупателям, так и застройщикам. На входе в любую профессию есть определенный ценз, барьер — это аксиома. Так почему же в России должно быть по-другому? Схема проста — выбрал профессию риелтора, овладел ее основами, получил разрешение или лицензию на осуществление этого вида деятельности — и ты в рынке.
- Некоторые эксперты опасаются, что введение лицензирования повысит стоимость риелторских услуг.
— Не думаю, что лицензирование потребует больших затрат. Повысятся престиж и качество профессии, сотрется понятие "черный риелтор", исчезнет пугающая криминальная статистика.
- Где сейчас выгодно покупать недвижимость?
— Сейчас люди думают больше о сохранении капитала, чем о прибыли. Поэтому если говорить в целом, то в приоритете сегодня зрелые рынки. К ним можно отнести Нью-Йорк, Лондон, Гонконг. Привлекательна сейчас недвижимость в Германии — Берлине, Мюнхене. Там жилье покупается, как в хорошие годы в России — стоит застройщику выйти на площадку, как практически все будущие квартиры проданы. Одна из причин — дефицит проектов, при большой бюрократии непросто все согласовать. Для российского покупателя квартира в Москве была и остается константой, которую нужно иметь в инвестиционном портфеле.
Беседовал Константин БАЛАКИН