МОСКВА, 8 октября — РИА Новости, Евгения Петрова. Законопроект, предусматривающий засекречивание данных Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о владельцах недвижимости, был воспринят профессиональным сообществом без энтузиазма. Опрошенные РИА Новости риелторы и юристы указывают на бессмысленность инициативы и полагают, что это может привести к мошенническим продажам недвижимости.
Выписка по требованию
Идея Федеральной службы безопасности Российской Федерации засекретить данные о владельцах недвижимости, самолетов и судов, на днях была одобрена членами правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Инициатива предполагает, что возможность доступа к персональным данным правообладателей недвижимого имущества без их согласия будет недоступна третьим лицам, кроме госорганов.
Cейчас данные, содержащиеся в ЕГРП предоставляются по запросам любых лиц. В выписке указывается фамилия, имя и отчество последнего правообладателя, наименование и назначение объекта, этажность, адрес, кадастровый номер, зарегистрированные права в отношении объекта, а также имеющиеся ограничения и обременения, например, находится ли квартира в ипотеке или по ней идут какие-то судебные разбирательства.
Согласно закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", исключение составляет информация о документах, устанавливающих право на недвижимость (свидетельство о праве собственности и договор купли-продажи), обобщенные данные о правах конкретного лица на объекты, которыми он владеет или владел, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Здесь законодательно определен четкий круг лиц, который имеет право на получение информации.
Механика процесса
Как указано на сайте Росреестра, обратиться за выпиской можно не только через офисы ведомства, но и через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также — отправить запрос почтой в территориальный орган или офис Росреестра по месту нахождения объекта или в электронном виде.
При личном визите при себе нужно иметь паспорт и квитанцию об оплате госпошлины в размере 200 рублей для физических лиц и 600 рублей — для юридических. Далее составляется соответствующее заявление по указанному объекту, и выписка выдается в течение 5 рабочих дней. Столько же составляет срок подготовки документа при заполнении заявки через электронный сервис "Получение сведений из ЕГРП".
Если же воспользоваться сервисом "Запрос к информационному ресурсу ЕГРП", предварительно получив ключ доступа к системе, то доступ к данным можно получать за 10 минут, но это будет справочная информация без печати, не имеющая юридической силы и не действительная в суде.
Открытость в тренде
Публичный реестр, по мнению экспертов, служит гарантией стабильности рынка недвижимости и возможной защиты его участников от каких-то мошенничеств. "Другое дело, что такие данные, как страховой номер индивидуального лицевого счета, такие вещи, которые слишком индивидуальные, можно убрать", — высказывается адвокат "Аснис и партнеры" Дмитрий Кравченко.
Кроме того открытость, как говорится, — в мировом тренде. Президент гильдии риелторов Москвы Сергей Саяпин акцентирует внимание на том, что цивилизованный мир идет по пути максимального открытия информации, а не ее закрытия, и засекречивание данных о владельцах недвижимости — совсем неуместная законотворческая идея.
Новый проект получил отрицательную оценку и на заседании Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, рассказывает агентству завкафедры гражданского права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Евгений Суханов. "Мое мнение отрицательное. Реестр должен быть публичным, в противном случае он не имеет никакого смысла. Реестр всегда должен быть открыт, иначе эти сделки совершать невозможно. Закрытый реестр, он бессмысленный, его можно просто не вести. Но тогда нельзя совершить сделку с недвижимостью, потому что завтра вам могут продать Кремль, если не написано, кто владелец", — указывает собеседник агентства.
В интересах меньшинства
Хотя все-таки интерес в закрытии данных объясним, считает основатель и главный эксперт правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. Законопроект, по его мнению, отличается "лукавством", поскольку изменения отвечают не общественным интересам, а выгодны лишь ограниченной группе лиц, скрывающей данные о своем имуществе. Им не хочется, чтобы кто-то узнал, на каких основаниях тот или иной гражданин, например, чиновник, проживает в загородном поместье или многокомнатной квартире, которой нет в его декларации, уточняет он.
Большую роль здесь сыграла деофшоризация российской экономики, запущенная в 2014 году. "Ведь раньше все имущество скрывали в офшорах где-нибудь на Кипре, а сейчас в условиях деофшоризации его тоже нужно прятать", — делится мнением Трифонов.
А вот добросовестным гражданам, которые перед покупкой жилья сейчас самостоятельно или через своих юристов, риелторов могут оперативно запросить, кто владеет объектом, и проследить историю перехода права собственности, новые изменения "перекроют кислород", добавляет он.
Риелторы в сомнениях
"Блокирование" справки из ЕГРП являются нежелательной мерой с точки зрения риелторской деятельности, уверена руководитель департамента городской недвижимости компании "НДВ-Недвижимость" Светлана Бирина.
"По сути, нововведение усложняет и так нелегкий процесс, хотя само влияние законопроекта на рынок, и на риелторов в частности, нельзя назвать критичным. Участники рынка, скорее всего, перестроят свою работу так, чтобы все равно получить необходимую информацию", — рассуждает она.
С этим соглашается директор департамента вторичного рынка "Инком-Недвижимость" Сергей Шлома. По его мнению, инициатива ФСБ вряд ли грозит рынку недвижимости катастрофой и возвращением в "лихие 90-е". Хотя, безусловно, добавит добрую щепотку бюрократических процедур, но ничего критичного, отмечает он.
Впрочем, гендиректор "Юрпартнеръ" Антон Толмачев все-таки высказывает опасения, что риелторы более не смогут найти реального владельца объекта недвижимости и истории перехода права собственности.
"Соответственно, могут возникнуть ситуации, когда риелтор помимо своей воли будет участвовать в мошеннической схеме в качестве посредника. Это особенно опасно для всего сообщества, потому что сегодня в России многие граждане и так с опаской относятся к этому виду деятельности в связи с многочисленными скандалами, связанными с так называемыми "черными риелторами"", — поясняет эксперт.
Мошенников не победить
Любая "закрытость" будет порождать злоупотребление, считает Трифонов. По его словам, те же риелторы не дадут себя лишить дохода и будут пользоваться серыми базами. Начнутся ли взятки, эксперт не уверен. "За что? Чтобы получить доступ? Скорее будут сливы и "сайтики"", — говорит собеседник агентства. Речь идет о данных, предоставляемых недобросовестными работники коммерческих организаций и различными органами власти.
Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов видит опасность возникновения рисков при приобретении жилья, а также ограничений при гражданско-правовых сделках с недвижимостью.
В случае подобных ограничений при регистрации договора купли-продажи на руках у бывших собственников могут оставаться старые подлинники документов. И недобросовестные граждане, имея такие неактуальные документы, могут использовать их в своих мошеннических схемах, например, для получения авансов, поясняет управляющий партнер "Миэль-Сеть офисов недвижимости" Марина Толстик.
Ведь, к примеру, если продавец на сделке демонстрирует только свидетельство о собственности, то оно потенциальному покупателю ничего не подтверждает, потому что актуальными данными о продаже или дарении недвижимости располагает только реестр, обращает внимание адвокат Кравченко.
В целом эксперты, говоря о новой инициативе, отмечают, что не понятно, как механизм будет работать. Так или иначе, но пока непубличный реестр сулит только трудности как отдельным гражданам, так и риелторам, усложняя в обоих случаях процедуру проверки юридической чистоты сделки.