© Flickr / sludgegulperСегодня, 5 октября, отмечается профессиональный праздник архитекторов – Всемирный день архитектуры. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самых прославленных зодчих прошедших двух столетий, теоретические труды и творческие работы которых вносили нечто уникально новое в развитие архитектуры или становились революционными открытиями, источниками новых течений, направлений и школ.
Немецкий архитектор Вальтер Адольф Георг Гропиус является основателем школы Баухауз, существовавшей в период с 1919 по 1933 год и ставшей базой для формирования интернационального стиля в архитектуре, который был одним из ведущих модернистских направлений вплоть до 60 годов ХХ века.
Гропиус активно выступал за рационализацию строительства, недаром его творческое кредо гласило: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
На фото: Здание школы в Дессау (Германия), над проектом которой работал Гропиус
Немецкий архитектор Вальтер Адольф Георг Гропиус является основателем школы Баухауз, существовавшей в период с 1919 по 1933 год и ставшей базой для формирования интернационального стиля в архитектуре, который был одним из ведущих модернистских направлений вплоть до 60 годов ХХ века.
Гропиус активно выступал за рационализацию строительства, недаром его творческое кредо гласило: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
На фото: Здание школы в Дессау (Германия), над проектом которой работал Гропиус
Сегодня, 5 октября, отмечается профессиональный праздник архитекторов – Всемирный день архитектуры. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самых прославленных зодчих прошедших двух столетий, теоретические труды и творческие работы которых вносили нечто уникально новое в развитие архитектуры или становились революционными открытиями, источниками новых течений, направлений и школ.
Немецкий архитектор Вальтер Адольф Георг Гропиус является основателем школы Баухауз, существовавшей в период с 1919 по 1933 год и ставшей базой для формирования интернационального стиля в архитектуре, который был одним из ведущих модернистских направлений вплоть до 60 годов ХХ века.
Гропиус активно выступал за рационализацию строительства, недаром его творческое кредо гласило: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
На фото: Здание школы в Дессау (Германия), над проектом которой работал Гропиус
Немецкий архитектор Вальтер Адольф Георг Гропиус является основателем школы Баухауз, существовавшей в период с 1919 по 1933 год и ставшей базой для формирования интернационального стиля в архитектуре, который был одним из ведущих модернистских направлений вплоть до 60 годов ХХ века.
Гропиус активно выступал за рационализацию строительства, недаром его творческое кредо гласило: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
На фото: Здание школы в Дессау (Германия), над проектом которой работал Гропиус
1 из 10
© www.flickr.com/m-louisНастоящим "проповедником" интернационального стиля в архитектуре, известнейшим и влиятельнейшим архитектором, дизайнером в ХХ веке становится Шарль-Эдуар Жаннере-Гри Ле Корбюзье.
Характерными чертами архитектуры Ле Корбюзье являются "парящие" над землей за счет колонн объемные блоки, плоские крыши-террасы с садами, сквозные фасады с панорамным остеклением, необработанные бетонные поверхности и столь модная в наши дни свободная планировка.
Своими работами теоретик, мыслитель, гениальный зодчий Ле Корбюзье совершил революцию в творческом сознании архитекторов и вдохновил современников и последователей на широкое применение свободных форм в строительстве.
На фото: паломническая католическая церковь Нотр-Дам-дю-О, построенная по проекту Ле Корбюзье во Франции в середине ХХ века.
Характерными чертами архитектуры Ле Корбюзье являются "парящие" над землей за счет колонн объемные блоки, плоские крыши-террасы с садами, сквозные фасады с панорамным остеклением, необработанные бетонные поверхности и столь модная в наши дни свободная планировка.
Своими работами теоретик, мыслитель, гениальный зодчий Ле Корбюзье совершил революцию в творческом сознании архитекторов и вдохновил современников и последователей на широкое применение свободных форм в строительстве.
На фото: паломническая католическая церковь Нотр-Дам-дю-О, построенная по проекту Ле Корбюзье во Франции в середине ХХ века.
Настоящим "проповедником" интернационального стиля в архитектуре, известнейшим и влиятельнейшим архитектором, дизайнером в ХХ веке становится Шарль-Эдуар Жаннере-Гри Ле Корбюзье.
Характерными чертами архитектуры Ле Корбюзье являются "парящие" над землей за счет колонн объемные блоки, плоские крыши-террасы с садами, сквозные фасады с панорамным остеклением, необработанные бетонные поверхности и столь модная в наши дни свободная планировка.
Своими работами теоретик, мыслитель, гениальный зодчий Ле Корбюзье совершил революцию в творческом сознании архитекторов и вдохновил современников и последователей на широкое применение свободных форм в строительстве.
На фото: паломническая католическая церковь Нотр-Дам-дю-О, построенная по проекту Ле Корбюзье во Франции в середине ХХ века.
Характерными чертами архитектуры Ле Корбюзье являются "парящие" над землей за счет колонн объемные блоки, плоские крыши-террасы с садами, сквозные фасады с панорамным остеклением, необработанные бетонные поверхности и столь модная в наши дни свободная планировка.
Своими работами теоретик, мыслитель, гениальный зодчий Ле Корбюзье совершил революцию в творческом сознании архитекторов и вдохновил современников и последователей на широкое применение свободных форм в строительстве.
На фото: паломническая католическая церковь Нотр-Дам-дю-О, построенная по проекту Ле Корбюзье во Франции в середине ХХ века.
© www.flickr.com/m-louis
2 из 10
© flickr.com/Reading TomАрхитектора и теоретика небоскребостроения Луиса Генри Салливана часто называют "отцом небоскребов" во второй половине XIX – начале ХХ века. И хотя высотные здания строили еще до него, именно Салливан сформулировал пять универсальных принципов их возведения.
Во-первых, небоскребу нужен подземный технический этаж с бойлерными и силовыми установками. Во-вторых, первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство и легкий доступ с улицы. В-третьих, второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. В-четвертых, между вторым этажом и самым верхним должны располагаться офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. И, наконец, пятое – верхний этаж, как и подземный, должен быть техническим и предназначаться для систем вентиляции.
Помимо этого Салливан также считается основоположником американского модернизма в архитектуре и рационализма. Именно ему принадлежит формула "форму в архитектуре определяет функция".
На фото: Одним из первых небоскребов Салливана, который был построен по технологии высотного строения, стал Wainwright Building в Сент-Луисе (США).
Во-первых, небоскребу нужен подземный технический этаж с бойлерными и силовыми установками. Во-вторых, первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство и легкий доступ с улицы. В-третьих, второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. В-четвертых, между вторым этажом и самым верхним должны располагаться офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. И, наконец, пятое – верхний этаж, как и подземный, должен быть техническим и предназначаться для систем вентиляции.
Помимо этого Салливан также считается основоположником американского модернизма в архитектуре и рационализма. Именно ему принадлежит формула "форму в архитектуре определяет функция".
На фото: Одним из первых небоскребов Салливана, который был построен по технологии высотного строения, стал Wainwright Building в Сент-Луисе (США).
Архитектора и теоретика небоскребостроения Луиса Генри Салливана часто называют "отцом небоскребов" во второй половине XIX – начале ХХ века. И хотя высотные здания строили еще до него, именно Салливан сформулировал пять универсальных принципов их возведения.
Во-первых, небоскребу нужен подземный технический этаж с бойлерными и силовыми установками. Во-вторых, первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство и легкий доступ с улицы. В-третьих, второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. В-четвертых, между вторым этажом и самым верхним должны располагаться офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. И, наконец, пятое – верхний этаж, как и подземный, должен быть техническим и предназначаться для систем вентиляции.
Помимо этого Салливан также считается основоположником американского модернизма в архитектуре и рационализма. Именно ему принадлежит формула "форму в архитектуре определяет функция".
На фото: Одним из первых небоскребов Салливана, который был построен по технологии высотного строения, стал Wainwright Building в Сент-Луисе (США).
Во-первых, небоскребу нужен подземный технический этаж с бойлерными и силовыми установками. Во-вторых, первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство и легкий доступ с улицы. В-третьих, второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. В-четвертых, между вторым этажом и самым верхним должны располагаться офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. И, наконец, пятое – верхний этаж, как и подземный, должен быть техническим и предназначаться для систем вентиляции.
Помимо этого Салливан также считается основоположником американского модернизма в архитектуре и рационализма. Именно ему принадлежит формула "форму в архитектуре определяет функция".
На фото: Одним из первых небоскребов Салливана, который был построен по технологии высотного строения, стал Wainwright Building в Сент-Луисе (США).
© flickr.com/Reading Tom
3 из 10
© www.flickr.com/naotakem Среди учеников Салливана также были поистине гениальные зодчие. Например, Фрэнк Ллойд Райт – звезда американской архитектуры, создатель "органической архитектуры", оказавший влияние на развитие западной архитектуры конца ХIХ – первой половины ХХ века.
Согласно теоретическим трудам Райта, архитектура должна была перестать доминировать над окружающим пространством и стать его органическим продолжением. Идеи зодчего нашли яркое отражение в его проектах "домов прерий" (стиль прерий), которые становились естественным продолжением природного ландшафта.
На фото: дом Роби в Чикаго – один из знаменитых "домов прерий" Райта.
Согласно теоретическим трудам Райта, архитектура должна была перестать доминировать над окружающим пространством и стать его органическим продолжением. Идеи зодчего нашли яркое отражение в его проектах "домов прерий" (стиль прерий), которые становились естественным продолжением природного ландшафта.
На фото: дом Роби в Чикаго – один из знаменитых "домов прерий" Райта.
Среди учеников Салливана также были поистине гениальные зодчие. Например, Фрэнк Ллойд Райт – звезда американской архитектуры, создатель "органической архитектуры", оказавший влияние на развитие западной архитектуры конца ХIХ – первой половины ХХ века.
Согласно теоретическим трудам Райта, архитектура должна была перестать доминировать над окружающим пространством и стать его органическим продолжением. Идеи зодчего нашли яркое отражение в его проектах "домов прерий" (стиль прерий), которые становились естественным продолжением природного ландшафта.
На фото: дом Роби в Чикаго – один из знаменитых "домов прерий" Райта.
Согласно теоретическим трудам Райта, архитектура должна была перестать доминировать над окружающим пространством и стать его органическим продолжением. Идеи зодчего нашли яркое отражение в его проектах "домов прерий" (стиль прерий), которые становились естественным продолжением природного ландшафта.
На фото: дом Роби в Чикаго – один из знаменитых "домов прерий" Райта.
© www.flickr.com/naotakem
4 из 10
© Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкАвангардные работы советского архитектора Константина Мельникова 20-х годов ХХ века, которые считаются "золотым периодом" в его творчестве, не укладывались четко ни в какие школы или течения. Это были поистине новаторские объекты. Клубы, гаражи, жилые дома Мельникова во многом определяли формирования облика Москвы в то время.
Однако за свои революционные находки в архитектуре Мельников был "отлучен" от профессии советскими властями. Несмотря на это, сейчас он считается одним из величайших архитекторов ХХ века.
На фото: дом Константина Мельникова в Москве, созданный по его проекту
Однако за свои революционные находки в архитектуре Мельников был "отлучен" от профессии советскими властями. Несмотря на это, сейчас он считается одним из величайших архитекторов ХХ века.
На фото: дом Константина Мельникова в Москве, созданный по его проекту
Авангардные работы советского архитектора Константина Мельникова 20-х годов ХХ века, которые считаются "золотым периодом" в его творчестве, не укладывались четко ни в какие школы или течения. Это были поистине новаторские объекты. Клубы, гаражи, жилые дома Мельникова во многом определяли формирования облика Москвы в то время.
Однако за свои революционные находки в архитектуре Мельников был "отлучен" от профессии советскими властями. Несмотря на это, сейчас он считается одним из величайших архитекторов ХХ века.
На фото: дом Константина Мельникова в Москве, созданный по его проекту
Однако за свои революционные находки в архитектуре Мельников был "отлучен" от профессии советскими властями. Несмотря на это, сейчас он считается одним из величайших архитекторов ХХ века.
На фото: дом Константина Мельникова в Москве, созданный по его проекту
© Владимир Астапкович
5 из 10
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк"Русским Леонардо да Винчи" называют легендарного инженера, архитектора, изобретателя Владимира Шухова. Именно он впервые использовал стальные сетчатые оболочки с ромбовидной несущей решеткой в строительстве в 1896 году. Он изобрел и запатентовал три вида сетчатых оболочек – висячие, выпуклые и башни-оболочки. Шухов также отметился в нефтегазовом, военном и морском деле, механике и математике. Удивительно, что почти все свои открытия Шухов реализовал.
Современники называли Шухова "человек-фабрика". Сам инженер придумал другое определение – "симфоническое мышление".
На фото: Шаболовская башня Шухова в Москве
Современники называли Шухова "человек-фабрика". Сам инженер придумал другое определение – "симфоническое мышление".
На фото: Шаболовская башня Шухова в Москве
"Русским Леонардо да Винчи" называют легендарного инженера, архитектора, изобретателя Владимира Шухова. Именно он впервые использовал стальные сетчатые оболочки с ромбовидной несущей решеткой в строительстве в 1896 году. Он изобрел и запатентовал три вида сетчатых оболочек – висячие, выпуклые и башни-оболочки. Шухов также отметился в нефтегазовом, военном и морском деле, механике и математике. Удивительно, что почти все свои открытия Шухов реализовал.
Современники называли Шухова "человек-фабрика". Сам инженер придумал другое определение – "симфоническое мышление".
На фото: Шаболовская башня Шухова в Москве
Современники называли Шухова "человек-фабрика". Сам инженер придумал другое определение – "симфоническое мышление".
На фото: Шаболовская башня Шухова в Москве
6 из 10
© www.flickr.com/nic_rАмериканский архитектор, дизайнер, изобретатель Ричард Бакминстер Фуллер прославился больше не как практик, а как теоретик в разных областях. Он был лауреатом 47 международных и американских премий в области архитектуры, дизайна, инженерии. Так, в 1947 году Фуллер разработал пространственную конструкцию "геодезического купола", представляющего собой полусферу, состоящую из тетраэдров.
На фото: музей "Биосфера" Фуллера в Монреале (Канада)
На фото: музей "Биосфера" Фуллера в Монреале (Канада)
Американский архитектор, дизайнер, изобретатель Ричард Бакминстер Фуллер прославился больше не как практик, а как теоретик в разных областях. Он был лауреатом 47 международных и американских премий в области архитектуры, дизайна, инженерии. Так, в 1947 году Фуллер разработал пространственную конструкцию "геодезического купола", представляющего собой полусферу, состоящую из тетраэдров.
На фото: музей "Биосфера" Фуллера в Монреале (Канада)
На фото: музей "Биосфера" Фуллера в Монреале (Канада)
© www.flickr.com/nic_r
7 из 10
© www.flickr.com/davidwilson1949 Прославленный немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из видных теоретиков интернациональной стилистики в архитектуре ХХ века. Именно ему принадлежит девиз "меньше – значит больше".
Его труды породили такое явление в архитектуре, как "стиль Миса": приподнятые над землей объемы зданий четких геометрических форм, отсутствие внутренних перегородок, полное декоративное обезличивание объекта.
Однако абсолют геометрической простоты и максимальный функционализм в работах сыграли в итоге злую шутку с зодчим. К концу своей деятельности он достиг "потолка" творческого развития, а его работы подверглись критике за чрезмерную инсоляцию, однотипность и "унылость" облика зданий.
На фото: "Стеклянный дом" Эдит Фарнсуорт в штате Иллинойс (США), построенный по проекту Роэ
Его труды породили такое явление в архитектуре, как "стиль Миса": приподнятые над землей объемы зданий четких геометрических форм, отсутствие внутренних перегородок, полное декоративное обезличивание объекта.
Однако абсолют геометрической простоты и максимальный функционализм в работах сыграли в итоге злую шутку с зодчим. К концу своей деятельности он достиг "потолка" творческого развития, а его работы подверглись критике за чрезмерную инсоляцию, однотипность и "унылость" облика зданий.
На фото: "Стеклянный дом" Эдит Фарнсуорт в штате Иллинойс (США), построенный по проекту Роэ
Прославленный немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из видных теоретиков интернациональной стилистики в архитектуре ХХ века. Именно ему принадлежит девиз "меньше – значит больше".
Его труды породили такое явление в архитектуре, как "стиль Миса": приподнятые над землей объемы зданий четких геометрических форм, отсутствие внутренних перегородок, полное декоративное обезличивание объекта.
Однако абсолют геометрической простоты и максимальный функционализм в работах сыграли в итоге злую шутку с зодчим. К концу своей деятельности он достиг "потолка" творческого развития, а его работы подверглись критике за чрезмерную инсоляцию, однотипность и "унылость" облика зданий.
На фото: "Стеклянный дом" Эдит Фарнсуорт в штате Иллинойс (США), построенный по проекту Роэ
Его труды породили такое явление в архитектуре, как "стиль Миса": приподнятые над землей объемы зданий четких геометрических форм, отсутствие внутренних перегородок, полное декоративное обезличивание объекта.
Однако абсолют геометрической простоты и максимальный функционализм в работах сыграли в итоге злую шутку с зодчим. К концу своей деятельности он достиг "потолка" творческого развития, а его работы подверглись критике за чрезмерную инсоляцию, однотипность и "унылость" облика зданий.
На фото: "Стеклянный дом" Эдит Фарнсуорт в штате Иллинойс (США), построенный по проекту Роэ
© www.flickr.com/davidwilson1949
8 из 10
© flickr.com/bjaglinФилип Джонсон является обладателем первой Притцкеровской премии. Его работы стали настоящим прорывом в американской архитектуре середины XX века. Он познакомил американцев с теоретическими построениями Миса ван дер Роэ, Гропиуса и Ле Корбюзье. Для обозначения стилевой принадлежности их работ он, собственно, и ввел в оборот термин "интернациональный стиль".
На фото: знаменитые "Ворота Европы" работы Джонсона в Мадриде (Испания)
На фото: знаменитые "Ворота Европы" работы Джонсона в Мадриде (Испания)
Филип Джонсон является обладателем первой Притцкеровской премии. Его работы стали настоящим прорывом в американской архитектуре середины XX века. Он познакомил американцев с теоретическими построениями Миса ван дер Роэ, Гропиуса и Ле Корбюзье. Для обозначения стилевой принадлежности их работ он, собственно, и ввел в оборот термин "интернациональный стиль".
На фото: знаменитые "Ворота Европы" работы Джонсона в Мадриде (Испания)
На фото: знаменитые "Ворота Европы" работы Джонсона в Мадриде (Испания)
© flickr.com/bjaglin
9 из 10
© www.flickr.com/Patrick GrubanПоявление столь модного в наши дни стиля хай-тек связывают с именами британских архитекторов, лауреатов Притцкеровкой премии Нормана Фостера и Ричарда Рождерса, ставших своеобразными законодателями моды в рамках хай-тека. Хотя сами маэстро признаются, что базу стиля заложил в своих трудах еще Владимир Шухов. Фостер называет его своим кумиром и часто применяет в работах шуховские сетчатые конструкции.
На фото: небоскреб Hearst Tower в Нью-Йорке (США) по проекту Нормана Фостера
На фото: небоскреб Hearst Tower в Нью-Йорке (США) по проекту Нормана Фостера
Появление столь модного в наши дни стиля хай-тек связывают с именами британских архитекторов, лауреатов Притцкеровкой премии Нормана Фостера и Ричарда Рождерса, ставших своеобразными законодателями моды в рамках хай-тека. Хотя сами маэстро признаются, что базу стиля заложил в своих трудах еще Владимир Шухов. Фостер называет его своим кумиром и часто применяет в работах шуховские сетчатые конструкции.
На фото: небоскреб Hearst Tower в Нью-Йорке (США) по проекту Нормана Фостера
На фото: небоскреб Hearst Tower в Нью-Йорке (США) по проекту Нормана Фостера
© www.flickr.com/Patrick Gruban
10 из 10