© Flickr / sludgegulperСегодня, 5 октября, отмечается профессиональный праздник архитекторов – Всемирный день архитектуры. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самых прославленных зодчих прошедших двух столетий, теоретические труды и творческие работы которых вносили нечто уникально новое в развитие архитектуры или становились революционными открытиями, источниками новых течений, направлений и школ.
Немецкий архитектор Вальтер Адольф Георг Гропиус является основателем школы Баухауз, существовавшей в период с 1919 по 1933 год и ставшей базой для формирования интернационального стиля в архитектуре, который был одним из ведущих модернистских направлений вплоть до 60 годов ХХ века.
Гропиус активно выступал за рационализацию строительства, недаром его творческое кредо гласило: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
На фото: Здание школы в Дессау (Германия), над проектом которой работал Гропиус
Немецкий архитектор Вальтер Адольф Георг Гропиус является основателем школы Баухауз, существовавшей в период с 1919 по 1933 год и ставшей базой для формирования интернационального стиля в архитектуре, который был одним из ведущих модернистских направлений вплоть до 60 годов ХХ века.
Гропиус активно выступал за рационализацию строительства, недаром его творческое кредо гласило: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
На фото: Здание школы в Дессау (Германия), над проектом которой работал Гропиус
![Здание школы Баухауса Здание школы Баухауса](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40623/24/406232425_0:0:3599:2399_768x0_80_0_1_764b1cc692ddd342cf27604a0b0e4bd1.jpg)
Сегодня, 5 октября, отмечается профессиональный праздник архитекторов – Всемирный день архитектуры. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самых прославленных зодчих прошедших двух столетий, теоретические труды и творческие работы которых вносили нечто уникально новое в развитие архитектуры или становились революционными открытиями, источниками новых течений, направлений и школ.
Немецкий архитектор Вальтер Адольф Георг Гропиус является основателем школы Баухауз, существовавшей в период с 1919 по 1933 год и ставшей базой для формирования интернационального стиля в архитектуре, который был одним из ведущих модернистских направлений вплоть до 60 годов ХХ века.
Гропиус активно выступал за рационализацию строительства, недаром его творческое кредо гласило: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
На фото: Здание школы в Дессау (Германия), над проектом которой работал Гропиус
Немецкий архитектор Вальтер Адольф Георг Гропиус является основателем школы Баухауз, существовавшей в период с 1919 по 1933 год и ставшей базой для формирования интернационального стиля в архитектуре, который был одним из ведущих модернистских направлений вплоть до 60 годов ХХ века.
Гропиус активно выступал за рационализацию строительства, недаром его творческое кредо гласило: "Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым".
На фото: Здание школы в Дессау (Германия), над проектом которой работал Гропиус
1 из 10
© www.flickr.com/m-louisНастоящим "проповедником" интернационального стиля в архитектуре, известнейшим и влиятельнейшим архитектором, дизайнером в ХХ веке становится Шарль-Эдуар Жаннере-Гри Ле Корбюзье.
Характерными чертами архитектуры Ле Корбюзье являются "парящие" над землей за счет колонн объемные блоки, плоские крыши-террасы с садами, сквозные фасады с панорамным остеклением, необработанные бетонные поверхности и столь модная в наши дни свободная планировка.
Своими работами теоретик, мыслитель, гениальный зодчий Ле Корбюзье совершил революцию в творческом сознании архитекторов и вдохновил современников и последователей на широкое применение свободных форм в строительстве.
На фото: паломническая католическая церковь Нотр-Дам-дю-О, построенная по проекту Ле Корбюзье во Франции в середине ХХ века.
Характерными чертами архитектуры Ле Корбюзье являются "парящие" над землей за счет колонн объемные блоки, плоские крыши-террасы с садами, сквозные фасады с панорамным остеклением, необработанные бетонные поверхности и столь модная в наши дни свободная планировка.
Своими работами теоретик, мыслитель, гениальный зодчий Ле Корбюзье совершил революцию в творческом сознании архитекторов и вдохновил современников и последователей на широкое применение свободных форм в строительстве.
На фото: паломническая католическая церковь Нотр-Дам-дю-О, построенная по проекту Ле Корбюзье во Франции в середине ХХ века.
![Нотр-Дам-дю-О Нотр-Дам-дю-О](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40623/25/406232528_0:43:4288:2804_768x0_80_0_1_02113742c7b5335c29c411235db6c059.jpg)
Настоящим "проповедником" интернационального стиля в архитектуре, известнейшим и влиятельнейшим архитектором, дизайнером в ХХ веке становится Шарль-Эдуар Жаннере-Гри Ле Корбюзье.
Характерными чертами архитектуры Ле Корбюзье являются "парящие" над землей за счет колонн объемные блоки, плоские крыши-террасы с садами, сквозные фасады с панорамным остеклением, необработанные бетонные поверхности и столь модная в наши дни свободная планировка.
Своими работами теоретик, мыслитель, гениальный зодчий Ле Корбюзье совершил революцию в творческом сознании архитекторов и вдохновил современников и последователей на широкое применение свободных форм в строительстве.
На фото: паломническая католическая церковь Нотр-Дам-дю-О, построенная по проекту Ле Корбюзье во Франции в середине ХХ века.
Характерными чертами архитектуры Ле Корбюзье являются "парящие" над землей за счет колонн объемные блоки, плоские крыши-террасы с садами, сквозные фасады с панорамным остеклением, необработанные бетонные поверхности и столь модная в наши дни свободная планировка.
Своими работами теоретик, мыслитель, гениальный зодчий Ле Корбюзье совершил революцию в творческом сознании архитекторов и вдохновил современников и последователей на широкое применение свободных форм в строительстве.
На фото: паломническая католическая церковь Нотр-Дам-дю-О, построенная по проекту Ле Корбюзье во Франции в середине ХХ века.
© www.flickr.com/m-louis
2 из 10
© flickr.com/Reading TomАрхитектора и теоретика небоскребостроения Луиса Генри Салливана часто называют "отцом небоскребов" во второй половине XIX – начале ХХ века. И хотя высотные здания строили еще до него, именно Салливан сформулировал пять универсальных принципов их возведения.
Во-первых, небоскребу нужен подземный технический этаж с бойлерными и силовыми установками. Во-вторых, первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство и легкий доступ с улицы. В-третьих, второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. В-четвертых, между вторым этажом и самым верхним должны располагаться офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. И, наконец, пятое – верхний этаж, как и подземный, должен быть техническим и предназначаться для систем вентиляции.
Помимо этого Салливан также считается основоположником американского модернизма в архитектуре и рационализма. Именно ему принадлежит формула "форму в архитектуре определяет функция".
На фото: Одним из первых небоскребов Салливана, который был построен по технологии высотного строения, стал Wainwright Building в Сент-Луисе (США).
Во-первых, небоскребу нужен подземный технический этаж с бойлерными и силовыми установками. Во-вторых, первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство и легкий доступ с улицы. В-третьих, второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. В-четвертых, между вторым этажом и самым верхним должны располагаться офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. И, наконец, пятое – верхний этаж, как и подземный, должен быть техническим и предназначаться для систем вентиляции.
Помимо этого Салливан также считается основоположником американского модернизма в архитектуре и рационализма. Именно ему принадлежит формула "форму в архитектуре определяет функция".
На фото: Одним из первых небоскребов Салливана, который был построен по технологии высотного строения, стал Wainwright Building в Сент-Луисе (США).
![Wainwright Building Wainwright Building](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40351/40/403514003_0:0:768:1024_768x0_80_0_1_f79fc6c3746a4bd846af624af03d7392.jpg)
Архитектора и теоретика небоскребостроения Луиса Генри Салливана часто называют "отцом небоскребов" во второй половине XIX – начале ХХ века. И хотя высотные здания строили еще до него, именно Салливан сформулировал пять универсальных принципов их возведения.
Во-первых, небоскребу нужен подземный технический этаж с бойлерными и силовыми установками. Во-вторых, первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство и легкий доступ с улицы. В-третьих, второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. В-четвертых, между вторым этажом и самым верхним должны располагаться офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. И, наконец, пятое – верхний этаж, как и подземный, должен быть техническим и предназначаться для систем вентиляции.
Помимо этого Салливан также считается основоположником американского модернизма в архитектуре и рационализма. Именно ему принадлежит формула "форму в архитектуре определяет функция".
На фото: Одним из первых небоскребов Салливана, который был построен по технологии высотного строения, стал Wainwright Building в Сент-Луисе (США).
Во-первых, небоскребу нужен подземный технический этаж с бойлерными и силовыми установками. Во-вторых, первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство и легкий доступ с улицы. В-третьих, второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. В-четвертых, между вторым этажом и самым верхним должны располагаться офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. И, наконец, пятое – верхний этаж, как и подземный, должен быть техническим и предназначаться для систем вентиляции.
Помимо этого Салливан также считается основоположником американского модернизма в архитектуре и рационализма. Именно ему принадлежит формула "форму в архитектуре определяет функция".
На фото: Одним из первых небоскребов Салливана, который был построен по технологии высотного строения, стал Wainwright Building в Сент-Луисе (США).
© flickr.com/Reading Tom
3 из 10
© www.flickr.com/naotakem Среди учеников Салливана также были поистине гениальные зодчие. Например, Фрэнк Ллойд Райт – звезда американской архитектуры, создатель "органической архитектуры", оказавший влияние на развитие западной архитектуры конца ХIХ – первой половины ХХ века.
Согласно теоретическим трудам Райта, архитектура должна была перестать доминировать над окружающим пространством и стать его органическим продолжением. Идеи зодчего нашли яркое отражение в его проектах "домов прерий" (стиль прерий), которые становились естественным продолжением природного ландшафта.
На фото: дом Роби в Чикаго – один из знаменитых "домов прерий" Райта.
Согласно теоретическим трудам Райта, архитектура должна была перестать доминировать над окружающим пространством и стать его органическим продолжением. Идеи зодчего нашли яркое отражение в его проектах "домов прерий" (стиль прерий), которые становились естественным продолжением природного ландшафта.
На фото: дом Роби в Чикаго – один из знаменитых "домов прерий" Райта.
![Дом Роби Дом Роби](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40623/26/406232633_0:23:2048:1341_768x0_80_0_1_cb905a96a82888f2148cc06b3e60ab47.jpg)
Среди учеников Салливана также были поистине гениальные зодчие. Например, Фрэнк Ллойд Райт – звезда американской архитектуры, создатель "органической архитектуры", оказавший влияние на развитие западной архитектуры конца ХIХ – первой половины ХХ века.
Согласно теоретическим трудам Райта, архитектура должна была перестать доминировать над окружающим пространством и стать его органическим продолжением. Идеи зодчего нашли яркое отражение в его проектах "домов прерий" (стиль прерий), которые становились естественным продолжением природного ландшафта.
На фото: дом Роби в Чикаго – один из знаменитых "домов прерий" Райта.
Согласно теоретическим трудам Райта, архитектура должна была перестать доминировать над окружающим пространством и стать его органическим продолжением. Идеи зодчего нашли яркое отражение в его проектах "домов прерий" (стиль прерий), которые становились естественным продолжением природного ландшафта.
На фото: дом Роби в Чикаго – один из знаменитых "домов прерий" Райта.
© www.flickr.com/naotakem
4 из 10
© Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкАвангардные работы советского архитектора Константина Мельникова 20-х годов ХХ века, которые считаются "золотым периодом" в его творчестве, не укладывались четко ни в какие школы или течения. Это были поистине новаторские объекты. Клубы, гаражи, жилые дома Мельникова во многом определяли формирования облика Москвы в то время.
Однако за свои революционные находки в архитектуре Мельников был "отлучен" от профессии советскими властями. Несмотря на это, сейчас он считается одним из величайших архитекторов ХХ века.
На фото: дом Константина Мельникова в Москве, созданный по его проекту
Однако за свои революционные находки в архитектуре Мельников был "отлучен" от профессии советскими властями. Несмотря на это, сейчас он считается одним из величайших архитекторов ХХ века.
На фото: дом Константина Мельникова в Москве, созданный по его проекту
![Дом-мастерская архитектора К.С. Мельникова Дом-мастерская архитектора К.С. Мельникова](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/39908/01/399080117_0:0:3201:2000_768x0_80_0_1_c01a1977fdc29d2c2eaa32b8bf74d380.jpg)
Авангардные работы советского архитектора Константина Мельникова 20-х годов ХХ века, которые считаются "золотым периодом" в его творчестве, не укладывались четко ни в какие школы или течения. Это были поистине новаторские объекты. Клубы, гаражи, жилые дома Мельникова во многом определяли формирования облика Москвы в то время.
Однако за свои революционные находки в архитектуре Мельников был "отлучен" от профессии советскими властями. Несмотря на это, сейчас он считается одним из величайших архитекторов ХХ века.
На фото: дом Константина Мельникова в Москве, созданный по его проекту
Однако за свои революционные находки в архитектуре Мельников был "отлучен" от профессии советскими властями. Несмотря на это, сейчас он считается одним из величайших архитекторов ХХ века.
На фото: дом Константина Мельникова в Москве, созданный по его проекту
© Владимир Астапкович
5 из 10
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк"Русским Леонардо да Винчи" называют легендарного инженера, архитектора, изобретателя Владимира Шухова. Именно он впервые использовал стальные сетчатые оболочки с ромбовидной несущей решеткой в строительстве в 1896 году. Он изобрел и запатентовал три вида сетчатых оболочек – висячие, выпуклые и башни-оболочки. Шухов также отметился в нефтегазовом, военном и морском деле, механике и математике. Удивительно, что почти все свои открытия Шухов реализовал.
Современники называли Шухова "человек-фабрика". Сам инженер придумал другое определение – "симфоническое мышление".
На фото: Шаболовская башня Шухова в Москве
Современники называли Шухова "человек-фабрика". Сам инженер придумал другое определение – "симфоническое мышление".
На фото: Шаболовская башня Шухова в Москве
![Шуховская башня (1920-1922гг.) на улице Шаболовка Шуховская башня (1920-1922гг.) на улице Шаболовка](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40030/37/400303713_0:0:3004:1999_768x0_80_0_1_fc237139c46049dfb305f15e523175ac.jpg)
"Русским Леонардо да Винчи" называют легендарного инженера, архитектора, изобретателя Владимира Шухова. Именно он впервые использовал стальные сетчатые оболочки с ромбовидной несущей решеткой в строительстве в 1896 году. Он изобрел и запатентовал три вида сетчатых оболочек – висячие, выпуклые и башни-оболочки. Шухов также отметился в нефтегазовом, военном и морском деле, механике и математике. Удивительно, что почти все свои открытия Шухов реализовал.
Современники называли Шухова "человек-фабрика". Сам инженер придумал другое определение – "симфоническое мышление".
На фото: Шаболовская башня Шухова в Москве
Современники называли Шухова "человек-фабрика". Сам инженер придумал другое определение – "симфоническое мышление".
На фото: Шаболовская башня Шухова в Москве
6 из 10
© www.flickr.com/nic_rАмериканский архитектор, дизайнер, изобретатель Ричард Бакминстер Фуллер прославился больше не как практик, а как теоретик в разных областях. Он был лауреатом 47 международных и американских премий в области архитектуры, дизайна, инженерии. Так, в 1947 году Фуллер разработал пространственную конструкцию "геодезического купола", представляющего собой полусферу, состоящую из тетраэдров.
На фото: музей "Биосфера" Фуллера в Монреале (Канада)
На фото: музей "Биосфера" Фуллера в Монреале (Канада)
![Биосфера Фуллера Биосфера Фуллера](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40623/27/406232736_0:18:2048:1337_768x0_80_0_1_4cf0630b6dd06fe3901794b7e4d2fe3e.jpg)
Американский архитектор, дизайнер, изобретатель Ричард Бакминстер Фуллер прославился больше не как практик, а как теоретик в разных областях. Он был лауреатом 47 международных и американских премий в области архитектуры, дизайна, инженерии. Так, в 1947 году Фуллер разработал пространственную конструкцию "геодезического купола", представляющего собой полусферу, состоящую из тетраэдров.
На фото: музей "Биосфера" Фуллера в Монреале (Канада)
На фото: музей "Биосфера" Фуллера в Монреале (Канада)
© www.flickr.com/nic_r
7 из 10
© www.flickr.com/davidwilson1949 Прославленный немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из видных теоретиков интернациональной стилистики в архитектуре ХХ века. Именно ему принадлежит девиз "меньше – значит больше".
Его труды породили такое явление в архитектуре, как "стиль Миса": приподнятые над землей объемы зданий четких геометрических форм, отсутствие внутренних перегородок, полное декоративное обезличивание объекта.
Однако абсолют геометрической простоты и максимальный функционализм в работах сыграли в итоге злую шутку с зодчим. К концу своей деятельности он достиг "потолка" творческого развития, а его работы подверглись критике за чрезмерную инсоляцию, однотипность и "унылость" облика зданий.
На фото: "Стеклянный дом" Эдит Фарнсуорт в штате Иллинойс (США), построенный по проекту Роэ
Его труды породили такое явление в архитектуре, как "стиль Миса": приподнятые над землей объемы зданий четких геометрических форм, отсутствие внутренних перегородок, полное декоративное обезличивание объекта.
Однако абсолют геометрической простоты и максимальный функционализм в работах сыграли в итоге злую шутку с зодчим. К концу своей деятельности он достиг "потолка" творческого развития, а его работы подверглись критике за чрезмерную инсоляцию, однотипность и "унылость" облика зданий.
На фото: "Стеклянный дом" Эдит Фарнсуорт в штате Иллинойс (США), построенный по проекту Роэ
![Стеклянный дом Эдит Фарнсуорт Стеклянный дом Эдит Фарнсуорт](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40623/28/406232845_0:108:2048:1427_768x0_80_0_1_96c657062299e05002e18ebaf47fa911.jpg)
Прославленный немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из видных теоретиков интернациональной стилистики в архитектуре ХХ века. Именно ему принадлежит девиз "меньше – значит больше".
Его труды породили такое явление в архитектуре, как "стиль Миса": приподнятые над землей объемы зданий четких геометрических форм, отсутствие внутренних перегородок, полное декоративное обезличивание объекта.
Однако абсолют геометрической простоты и максимальный функционализм в работах сыграли в итоге злую шутку с зодчим. К концу своей деятельности он достиг "потолка" творческого развития, а его работы подверглись критике за чрезмерную инсоляцию, однотипность и "унылость" облика зданий.
На фото: "Стеклянный дом" Эдит Фарнсуорт в штате Иллинойс (США), построенный по проекту Роэ
Его труды породили такое явление в архитектуре, как "стиль Миса": приподнятые над землей объемы зданий четких геометрических форм, отсутствие внутренних перегородок, полное декоративное обезличивание объекта.
Однако абсолют геометрической простоты и максимальный функционализм в работах сыграли в итоге злую шутку с зодчим. К концу своей деятельности он достиг "потолка" творческого развития, а его работы подверглись критике за чрезмерную инсоляцию, однотипность и "унылость" облика зданий.
На фото: "Стеклянный дом" Эдит Фарнсуорт в штате Иллинойс (США), построенный по проекту Роэ
© www.flickr.com/davidwilson1949
8 из 10
© flickr.com/bjaglinФилип Джонсон является обладателем первой Притцкеровской премии. Его работы стали настоящим прорывом в американской архитектуре середины XX века. Он познакомил американцев с теоретическими построениями Миса ван дер Роэ, Гропиуса и Ле Корбюзье. Для обозначения стилевой принадлежности их работ он, собственно, и ввел в оборот термин "интернациональный стиль".
На фото: знаменитые "Ворота Европы" работы Джонсона в Мадриде (Испания)
На фото: знаменитые "Ворота Европы" работы Джонсона в Мадриде (Испания)
![Ворота Европы Ворота Европы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40565/73/405657336_0:10:1024:670_768x0_80_0_1_b3df9510dbd9554b9a1f8de8b6b7f747.jpg)
Филип Джонсон является обладателем первой Притцкеровской премии. Его работы стали настоящим прорывом в американской архитектуре середины XX века. Он познакомил американцев с теоретическими построениями Миса ван дер Роэ, Гропиуса и Ле Корбюзье. Для обозначения стилевой принадлежности их работ он, собственно, и ввел в оборот термин "интернациональный стиль".
На фото: знаменитые "Ворота Европы" работы Джонсона в Мадриде (Испания)
На фото: знаменитые "Ворота Европы" работы Джонсона в Мадриде (Испания)
© flickr.com/bjaglin
9 из 10
© www.flickr.com/Patrick GrubanПоявление столь модного в наши дни стиля хай-тек связывают с именами британских архитекторов, лауреатов Притцкеровкой премии Нормана Фостера и Ричарда Рождерса, ставших своеобразными законодателями моды в рамках хай-тека. Хотя сами маэстро признаются, что базу стиля заложил в своих трудах еще Владимир Шухов. Фостер называет его своим кумиром и часто применяет в работах шуховские сетчатые конструкции.
На фото: небоскреб Hearst Tower в Нью-Йорке (США) по проекту Нормана Фостера
На фото: небоскреб Hearst Tower в Нью-Йорке (США) по проекту Нормана Фостера
![Hearst Tower Hearst Tower](https://cdnn21.img.ria.ru/images/realty/40623/29/406232949_0:35:3072:2012_768x0_80_0_1_6bdcad76b597d7904dfafa0e012cbac6.jpg)
Появление столь модного в наши дни стиля хай-тек связывают с именами британских архитекторов, лауреатов Притцкеровкой премии Нормана Фостера и Ричарда Рождерса, ставших своеобразными законодателями моды в рамках хай-тека. Хотя сами маэстро признаются, что базу стиля заложил в своих трудах еще Владимир Шухов. Фостер называет его своим кумиром и часто применяет в работах шуховские сетчатые конструкции.
На фото: небоскреб Hearst Tower в Нью-Йорке (США) по проекту Нормана Фостера
На фото: небоскреб Hearst Tower в Нью-Йорке (США) по проекту Нормана Фостера
© www.flickr.com/Patrick Gruban
10 из 10