- Максим Анатольевич, как кризис повлиял на бизнес компании?
— Кризис не может не сказаться на компании, когда от него страдают клиенты. В целом спрос на рынке недвижимости упал на 20-30%. За первые шесть месяцев этого года заметно снизилось количество сделок на вторичном рынке недвижимости по всей территории России. Что интересно, не везде одинаково. Например, в Краснодарском крае и Казани количество сделок сократилось на 40% с февраля по июль, в Уфе всё чуть более стабильно, снижение составляет 15-20%. А в Московском регионе количество сделок сократилось на 35-40%. На рынке новостроек падение немного меньше — примерно на 25-30% в среднем по РФ.
Конечно, инфляция увеличила наши расходы, но сам по себе бизнес оказался устойчивым к кризису.
- С какими показателями ЦИАН завершил прошлый год — выручка, объемы продаж? И каких показателей планируете достигнуть в этом году?
— Финансовые показатели мы не раскрываем, но по основным показателям — количество объявлений и выручка — мы наблюдаем рост.
Если говорить об объявлениях, то в начале этого года мы перевалили за цифру в 1 миллион актуальных объявлений, что больше прошлогоднего показателя на 30%. Это произошло благодаря тому, что мы смогли нарастить базу за счет городов дальнего Подмосковья, которые раньше с нами не работали. У нас появились объявления об объектах из Чехова, Коломны, Ступино, Дубны, Солнечногорска, Клина, Ногинска — то есть из мест, которые находятся дальше 20 километров от Москвы.
За счет этого летом наша аудитория выросла примерно на 15% год к году. Хочу отметить, что в конце прошлого года наша аудитория достигла отметки 3,8 миллиона посетителей в месяц. Каждый из посетителей в среднем проводит на сайте 10 минут и просматривает 30 страниц.
- Планируете ли вы выходить на новые рынки, например, на зарубежные?
— Мы сейчас не думаем о зарубежных рынках. В конечном итоге, в России есть много рынков с неэффективными ресурсами по поиску недвижимости, на которые мы можем выйти.
В конце 2014 года мы вышли на рынок Санкт-Петербурга, приобретя местного игрока — сайт Emls.ru. Присутствие в остальных регионах России не носило системный характер — весь контент, который у нас там есть — появлялся и рос без наших направленных усилий. На данный же момент мы ведем активную работу по привлечению контента и аудитории на сайт. В этом году мы вышли в 6 регионов — Самара, Нижний Новгород, Уфа, Казань, Краснодар и Ростов. До конца 2015 года планируем укреплять свои позиции в текущих регионах присутствия, а уже в 2016 году продолжим свою региональную экспансию.
- Что вам дало поглощение сайта объявлений Realty.dmir?
— Нашей задачей было объединить два ресурса, сохранив при этом всю клиентскую базу и контент. Поэтому появилось единое окно для зарегистрированных пользователей, объединяющее Cian.ru и Realty.dmir — единый счет, единый тариф и единый личный кабинет. При размещении объявлений на одном сайте оно автоматически появляется и на другом.
- Планирует ли ЦИАН включать в систему "единого окна" питерский Emls.ru?
— Emls уже интегрируется в систему наших сайтов и будет продолжать это делать, но это будет происходить отлично от того, как мы делали это с Realty.dmir. Также, мы будем реализовывать на Cian.ru наиболее востребованный функционал, который есть на Emls.
- Планируете ли вы и дальше совершать сделки по слиянию и поглощению?
— Сделки слияний и поглощений очень сложно планировать. Конечно, от интересной сделки мы отказываться не будем, но все должно совпасть. Это должен быть первый игрок на рынке, и стоимость его должна быть адекватна. Пока конкретных предложений нет.
- Какова суммарная аудитория интернет-проектов группы ЦИАН? Сколько приходится на Cian.ru?
— В среднем 4 миллиона человек в месяц, но все зависит от сезона. Летом посетителей меньше, а весной и осенью — больше. На Cian.ru приходится 65%.
- Какой объем аудитории вы планируете охватить в ближайшие несколько лет?
— Мы для себя поставили цель нарастить аудиторию до 12 миллионов в месяц к 2019 году.
- Что вы думаете по поводу ваших потенциальных конкурентов, особенно в регионах? Например, "Яндекс.Недвижимость", "Авито", они представляют для вас опасность?
— Сейчас в регионах мы по сути боремся не столько с конкурентами, сколько против старого способа продвижения — объявлений в газетах, на столбах и т.д. Людей, которые не осознали преимущества интернета, все еще немало — 30-40%, и мы хотим, чтобы все они перешли из офлайна в онлайн.
Что еще мы делаем вместе с конкурентами? Мы боремся с недобросовестными риелторами и ложными объявлениями за счет усиления модерации на сайте. Все хотят, чтобы у них был чистый и адекватный контент. Но в этом направлении нам всем еще многое предстоит сделать. А дальше лидером будет тот, кому удастся сделать более удобный и простой в использовании продукт и качественную, чистую базу.
- Вы говорили о том, что, возможно, будете перенимать многие вещи, которые есть в электронной коммерции. Есть ли конкретные планы?
— ЦИАН является маркетплейсом недвижимости, поэтому многие наработки, которые есть в e-commerce, мы также планируем внедрять на сайте. Например, мы внедрили систему рекомендаций. В самое ближайшее время мы сделаем интерфейс выбора квартиры визуальным, сравнимым с покупкой одежды в интернет-магазине. Это означает, что основной частью в результатах поисковой выдачи будут фотографии, а не текст, чтобы больше сделать упор на эмоциональный выбор. При этом выдача для профессиональных пользователей (риелторов) будет отличаться от выдачи для обычных людей.
Мы также хотим сделать более персонифицированные рассылки для пользователей, минимизировать количество шагов от момента захода на сайт до того, как пользователь нашел свою квартиру. Возможно, мы добавим в функционал отзывы о риелторах и собственниках.
- Расскажите подробнее.
— В целом, в этой теме могут быть "подводные камни". Профессиональные игроки недвижимости по-разному относятся к онлайн-рекомендациям. С одной стороны, они понимают, что система отзывов была бы полезна, с другой — все понимают, что риелторы могут начать жаловаться друг на друга. Это накладывает на нас дополнительные задачи по модерации отзывов. Мы сейчас обсуждаем несколько моделей, какая из них в итоге будет реализована, я пока еще не знаю.
Например, у нас на сайте уже есть функция "Пожаловаться", ею пользуются очень многие. Они жалуются на то, что риелтор показал не ту квартиру, назвал другую цену, или объект не соответствует описанию. Мы можем разделить характеристики объекта и характеристики агента. Хороших агентов будем продвигать, давать звания "Риелтор дня" или "Риелтор района". Также мы рассматриваем вариант с присвоением "звезд" риелторам.
- Планируете ли вы развивать системы по защите покупателей недвижимости? Например, предоставлять услуги по страхованию сделок?
— Пока мы конкретно не фокусировались на этом. Направление перспективное и важное, но в связи с ограниченностью ресурсов и более высокими приоритетами других задач мы вряд ли запустим что-то в этой теме в ближайшие полгода.
- Как изменились поисковые запросы за последний год? Какая недвижимость сейчас пользуется популярностью?
— Новостройки стали пользоваться большей популярностью, чем вторичное жилье. Это связано с большей доступностью ипотеки для вновь построенного жилья от ряда крупных застройщиков, а также с тем, что новостройки в целом дешевле, чем вторичка. К примеру, у нас год назад 20% пользователей интересовались новостройками и 80% — вторичкой. Сейчас 30% людей ищут новостройки.
В аренде в целом объем спроса и предложения выровнялся. Если раньше на один ликвидный объект было очень много желающих, то сейчас такого нет. Сейчас рынок покупателя — ликвидные предложения сдаются дольше, поэтому у людей есть возможность выбора. Раньше люди не так часто переезжали, чтобы найти арендное жилье подешевле, они арендовали то, что было. Сейчас у них есть больше возможностей выбирать.
Кроме того, появилось больше возможностей получить скидки, например, дисконт в 10-15%. Еще весной продавцы и арендодатели не были готовы снижать цены, а теперь они стали понимать, что каждый месяц простоя — это фактически 8% недополученных денег.
- На рынке электронной коммерции сейчас отмечается всплеск интереса пользователей к мобильным приложениям. Есть ли какие-нибудь успехи в этом направлении?
— Уже сейчас почти 70% пользователей интернета выходят в сеть через мобильные устройства — планшеты и смартфоны, поэтому очевидно, что будущее за мобильными приложениями и мобильной версией сайта. Что касается нашей компании, мы также постоянно обновляем и совершенствуем свое мобильное приложение и мобильную версию сайта и видим постоянный прирост пользователей. Так, за 7 месяцев после запуска мобильного приложения его скачали уже полмиллиона человек.
Что касается нашей профессиональной аудитории, то пока мобильная версия не может на 100% конкурировать с десктопной, ввиду ограничения базового функционала. Например, размещения объявлений, пополнения счета.
Одна из основных наших задач на ближайший квартал — размещение объявлений через личный кабинет мобильного приложения. Это даст возможность профессионалам практически полностью заменить десктопную версию сайта и управлять своими объявлениями через мобильный телефон, что гораздо проще, быстрее и дает возможность работать на ходу, в любое время, в любом месте, имея только мобильный телефон.
- Вы также развернули масштабную рекламную кампанию. Планируете ли вы и дальше запускать новые ролики на телевидении?
— Мы подвели итоги рекламной кампании, которая прошла в первой половине 2015 года и остались довольны результатом. Конечно, мы не будем останавливаться на достигнутом и уже сейчас запускаем второй флайт. В целом концепция роликов останется прежней, это будут наши самые популярные переработанные креативы, а основной фокус роликов будет направлен на наш недавно запущенный на сайте раздел — "ЦИАН.Новостройки".
Мы запустимся сразу в четырех регионах одновременно — это Москва, Санкт-Петербург, Самара и Нижний Новгород. Кампания стартовала 24 августа. А уже в следующем году мы планируем еще более масштабную поддержку бренда, чем в 2015. Для этого будут сняты новые креативы, и коммуникационная стратегия будет совершенно другой.
Беседовала Вера КОЗУБОВА