- Игорь Владимирович, как экономический кризис отражается на деятельности Azimut Hotels? Планируется ли "заморозка" каких-то проектов, перенесение сроков реализации новых?
— За последний год изменились возможности делать точные прогнозы. Степень определенности, что будет происходить завтра, сейчас ниже. Это заставляет всех участников рынка гораздо более тщательно просчитывать каждый шаг.
Те проекты, которые мы наметили, однозначно будут реализованы, но, вполне вероятно, в ином формате, нежели это виделось раньше.
В частности, планы по завершению реконструкции отеля в Самаре, который планируется открыть к чемпионату мира по футболу 2018 года, остаются в силе. Однако в последнее время мы пересмотрели перспективы рынка и внесли коррективы в проектное решение относительно номерного фонда, категорий номеров, количества ресторанов и кафе, а также площадей, которые будут предлагаться в аренду.
- Сеть отелей Azimut Hotels представлена не только в России, но и за рубежом. Как дела обстоят там и где сейчас созданы более удобные условия для ведения бизнеса?
— Мы управляем гостиницами в Германии и Австрии. Я могу сказать, что гостиничный рынок Германии характеризуется стабильным ростом последние 4 года, и наша сеть работает там достаточно успешно. Гостиничная индустрия Австрии уступает по масштабу и темпам развития, но результаты работы на этом рынке нас устраивают. По результатам прошлого года средняя загрузка наших европейских отелей составила 65%, в первом полугодии 2015 — 69%.
В России, Германии и Австрии открыть гостиницу несложно. Я могу сказать, что раньше предприниматель чувствовал себя лучше за границей, было проще. Но после кризиса 2009 года в Европе власти стали более внимательно относится к собираемости налогов и повышению прозрачности бизнеса. Все это привело к тому, что сейчас условия отличаются не так сильно.
Общеизвестный факт, что в западноевропейских странах норма прибыли в любой индустрии существенно ниже, чем на развивающихся рынках, в том числе и в России. Немецкий предприниматель знает, что ожидает его бизнес завтра, через три года или 10 лет. Предсказуемость влияет и на ожидаемую норму прибыли. В РФ более она более низкая, и это порождает более высокие ожидания к норме прибыли, ощущение, что нужно заработать сегодня.
- От чего зависит окупаемость проектов в сложных экономических условиях в России, и сколько времени требуется отелю, чтобы начать работать на прибыль?
— Возьмем в пример отель в Санкт-Петербурге. Как считать его окупаемость, когда мы, с одной стороны, вложили деньги в приобретение здания, а с другой — более миллиарда рублей в масштабную реконструкцию. Деньги, потраченные на приобретение, уже окупились, а средства, направленные на реновацию отеля, пока нет.
Надо сказать, что стоимость отелей, которые мы купили в начале 2000-х годов, была не такой высокой, как если бы мы строили отель с нуля. Сейчас сроки окупаемости существенно выше, чем в те годы.
- Основное направление деятельности Azimut Hotels — управление отелями по договору аренды и на праве владения. Как распределяются доли?
— Примерно 40% номерного фонда мы управляем, остальные 60% — у нас в собственности.
- Почему выбрана именно такая специфика? Видите ли вы себя в качестве девелоперов?
— Когда мы говорим о девелоперских проектах, то в первую очередь подразумеваем, что компания готова оказывать поддержку третьим лицам — инвесторам, впервые реализующим гостиничный проект, но не имеющим в этой сфере должного опыта, знаний и навыков. Azimut Hotels предлагает необходимую техническую и экспертную помощь для того, чтобы в результате реализации таких девелоперских проектов на рынок выходили как комфортные, так и безопасные для проживания гостей отели.
- А сколько на сегодняшний момент у компании таких проектов?
— Сегодня компания предоставляет услуги третьим лицам в 5-6 проектах как в Москве, так и за пределами московского региона, оказывая помощь в проектировании гостиничной части по строящимся комплексам, а также консультирует нескольких собственников по вопросам приспособления уже построенных объектов под гостиничную функцию. Речь идет в основном о проектах в Российской Федерации.
- Какие дальнейшие планы у компании: собираетесь ли купить или взять в управление новые объекты для организации в них отелей, реализовать масштабные проекты по ремонту уже приобретенных зданий гостиниц?
— Мы планируем продолжать тот большой объем ремонтов, который проводим в наших российских отелях. Программа реновации достаточно большая, и я думаю, что ее полноценная реализация займет еще 2-3 года.
За последние три года мы полностью реконструировали ряд отелей — в Мурманске на 186 номеров, во Владивостоке на 378 номеров, в Уфе, радикально обновили облик гостиницы в Санкт-Петербурге на 1037 номеров, а также открыли отель в Москве в одном из исторических зданий в составе делового комплекса "Даниловская мануфактура 1867". Кроме этого, начат ремонт отеля в Воронеже. Также мы вкладываем средства в реновацию отелей в Новосибирске, Нижнем Новгороде и Самаре.
- Сколько вы уже потратили на реновацию отелей, и каковы будущие инвестиции?
— В каждом отдельном случае речь идет об очень существенных суммах. Во Владивостоке, в Петербурге и в Мурманске это были суммы, значительно превышающие миллиард рублей на каждый объект. В совокупности получается около 5 миллиардов рублей, вложенных в развитие и модернизацию инфраструктуры отелей Azimut за последние 4 года.
- Какие регионы наиболее привлекательны для Azimut Hotels на сегодняшний день?
— Мы начинались как компания, присутствующая исключительно в деловых регионах. Нам интересны направления, в которых повышенный уровень экономической активности сочетается с наличием там традиционного туризма, хорошей транспортной доступностью.
Если говорить о городах с населением менее ста тысяч человек, то в них нам как крупной сетевой структуре, наверное, сложно будет заниматься гостиничным бизнесом, потому что там недостаточно спроса, чтобы открывать крупные отели. Хотя есть и исключения. К примеру, отдельные города из маршрута "Золотое кольцо", где у нас уже работает отель в Костроме.
- Каков сейчас номерной фонд у Azimut Hotels, в том числе в России и за границей?
— После решения руководства нашей страны о передаче Azimut Hotel Resort & SPA Sochi для нужд детского развивающего центра номерной фонд сети сократился, и сейчас он составляет около 8 тысяч номеров, из них около 1,2 тысячи номеров — за рубежом.
- Есть мнение, что номерной фонд, созданный для проведения Олимпийских игр, был неликвиден на рынке в начале прошлогоднего сезона. Как дела обстояли у Azimut Hotel Sochi? Если сравнивать прошлогодний сезон с нынешним, как вы оцениваете загрузку?
— Прошлым летом в Сочи сложилась неоднозначная ситуация, и она была связана с целым рядом причин. На количество туристов негативно повлиял тот факт, что май и две-три недели июня были холодными. Второе — весь 2013 год все готовились к тому, чтобы Олимпийские игры прошли на высоком уровне. В контексте гостиничной отрасли это означает, что основной акцент в работе был на открытии отелей в срок, оперативной подготовке огромного количества персонала в новые отели, обеспечении бесперебойной работы в условиях высокой загрузки в течение зимнего периода, никто не занимался активными продажами для предстоящего летнего сезона. Лето началось спокойно, но сезон завершился уже достаточно активно. В этом году наплыв туристов в разы больше. Сейчас загрузка нашего отеля в Сочи существенно превышает 70%.
Надо сказать, что загрузить отель в летний сезон — не проблема. Вопрос — что делать в межсезонье. К примеру, туристам сложно найти занятие в Сочи в промежуток с февраля по апрель.
- Как вы оцениваете картину цен в Сочи в этом году?
— К Олимпиаде в Сочи одномоментно было построено более 20 тысяч номеров, что составляет примерно 40% номерного фонда курорта на момент строительства. Получается, что одновременно модернизировалась или создавалась заново очень значительная часть гостиничной инфраструктуры, и это не может не влиять на рынок. Помимо олимпийской стройки, построены в большом количестве и объекты малого бизнеса — отели на 20-50 номеров. Все это вылилось в то, что на сегодняшний день реальный уровень цен на размещение в Сочи ниже, чем 3-4 года назад.
По моим ощущениям, цены снизились где-то на 15-25%. Это уже предел, ниже которого они опускаться не будут. Гостиничная индустрия сделала все, что могла, чтобы люди поехали в Сочи. Дальше — вопрос к транспортникам и к предприятиям питания, расходы на которые составляют основную долю в совокупных затратах туристов на отдых в Сочи.
- Планируете ли вы взять в управление новые объекты в Сочи?
— То, как отработали оба отеля первый год, и как работает Azimut Hotel Sochi этим летом, дает нам уверенность, что если будут интересные предложения в гостиничном секторе от собственников объектов, то мы их рассмотрим, поскольку мы видим, что это рынок, на котором можно зарабатывать. Также мы видим, что никакого коллапса не произошло, что даже с учетом Крыма, значительная часть россиян продолжает приезжать в Сочи. И если мы будем развивать курорт как круглогодичный, он будет привлекать все больше внимания.
- А Крым не привлекает вас?
— На сегодняшний день в этом направлении у нас пока нет каких-то реальных проектов.
- Как вы оцениваете "летнюю" активность туристов в других регионах России?
— Помимо Сочи жизнь кипит во многих городах РФ. Лето традиционно является горячим сезоном для Санкт-Петербурга. Там загруженность нашего отеля составляет около 80%. То же самое можно сказать о Владивостоке, куда в это время года едут гости из КНР. Также высокие показатели загрузки в летний сезон 2015 в Москве, Сочи и Костроме — порядка 70%.
Но если посмотреть на отель в Мурманске, совершенно очевидно, что вся активность здесь в июле-августе падает, так как это пора отпусков, когда жизнь в городе замедляется.
- Какие тенденции сейчас можно выделить в отрасли гостиничного бизнеса?
— Имеет смысл говорить как о долгосрочных, так и краткосрочных тенденциях. В первом случае отмечу, что рынок в регионах страны становится более и более конкурентным, а структура затрат у отелей — менее контролируемой, к примеру, из-за политики регулярного повышения тарифов на коммунальные услуги со стороны регулирующих органов, роста страховых взносов и имущественных налогов.
Что касается краткосрочных тенденций, которые наблюдаются последние год-полтора, то здесь стоит заметить, что меняется структура путешествующих — растет доля россиян и жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, при этом снижается доля европейцев. Также увеличивается доля представителей Южной Америки, посещающих РФ на уровне межправительственных контактов и делегаций.
За первое полугодие 2015 года по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год доля россиян выросла на 24%, китайцев — на 55%, итальянцев — на 62%, турков — на 30%, количество немецких туристов сократилось на 5%, а жителей Великобритании — в 5 раз.
- Azimut Hotels работает над реализацией стратегии развития, ориентируясь на туристический рынок Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. С чем это связано и что сделано в этом направлении на сегодняшний день, а что планируется в перспективе?
— Есть сформулированный перечень требований к отелям, которые участвуют в программе China Friendly. Работа в этом направлении ведется, и в части наших отелей будет больше китайских туристов. На федеральном уровне формируются специальные туристические маршруты, в ходе которых количество гостей будет увеличиваться в Москве, Санкт-Петербурге, и мы думаем, что вырастет поток гостей и в наших отелях. Но, например, во Владивостоке китайский туризм является традиционным, и, естественно, не станет чем-то новым.
- Как планируете модернизировать отели для клиентов из Китая?
— Модернизация коснется несложных вещей, которые сделают пребывание китайских гостей более комфортным, а именно: сайт и рекламные материалы на китайском языке, меню, адаптированное с учетом вкусов гостей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, навигация в отелях, китайские ТВ-каналы, а также увеличение количества сотрудников, владеющих китайским языком.
- Сейчас компания активно внедряет Smart-концепцию. Актуальная ли такая концепция за рубежом и каковы ее перспективы в России?
— Smart-концепция была сформулирована во время работы над проектом отеля на территории "Даниловской мануфактуры", когда менее чем на 20 квадратных метрах нужно было спланировать пространство таким образом, чтобы функциональность номера сохранялась. Суть концепции — грамотная реализация современных представлений о комфорте и функциональности гостиничного номера на меньшем количестве метров.
Сейчас мы занимаемся проектом реновации отеля в Вене, и с большой вероятностью именно там будет протестировано наше видение и понимание Smart-концепции для зарубежного клиента. Результаты узнаем примерно через год.
Беседовала Евгения ПЕТРОВА