Рейтинг@Mail.ru
Биография Константина Мельникова - Недвижимость РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биография Константина Мельникова

Читать в
Сто двадцать пять лет назад родился российский архитектор Константин Мельников (1890-1974).

МОСКВА, 3 августа — РИА Новости. Сто двадцать пять лет назад родился российский архитектор Константин Мельников (1890-1974).

Ниже приводится биографическая справка.

Российский архитектор Константин Степанович Мельников родился 3 августа (22 июля по старому стилю) 1890 года в Москве.

Он был сыном десятника (старшего рабочего) Петровской лесной и земледельческой академии.

В 1903 году, получив начальное образование в церковно-приходской школе, Константин некоторое время был учеником иконописной мастерской в Марьиной Роще. Затем мальчика определили на работу в теплотехническую фирму «Торговый дом Залесский и Чаплин», где один из совладельцев фирмы Владимир Чаплин заметил его художественные способности и помог поступить в 1905 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1910 году Мельников окончил общеобразовательное отделение училища, в 1914 году — живописное отделение, в 1917 году — архитектурное отделение.

С 1916 по 1917 год параллельно с учебой по заданиям строительной конторы Чаплина и Залесского он принимал участие в строительных проектах — выполнил фасады заводоуправления, кузнечного, литейного и прессового цехов для автомобильного завода АМО (Завод имени И.А. Лихачева — ЗИЛ).

С 1918 года Мельников работал в проектных мастерских под руководством Ивана Жолтовского (главного мастера) и Алексея Щусева (старшего мастера).

Его первым собственным проектом стал поселок для служащих Алексеевской психиатрической больницы.

В начале 1920-х годов проект квартала Показательных домов для рабочих по Серпуховской улице и проект Дворца труда принесли Мельникову заказ на проектирование павильона для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. Этот павильон табачной промышленности «Махорка», выстроенный в дереве, впервые представил новаторские принципы архитектора-авангардиста. Проект шокировал заказчиков, но был поддержан главным архитектором выставки Алексеем Щусевым.

В эти годы Мельников входил в объединение архитекторов, инженеров, художников АСНОВА — Ассоциация новых архитекторов (1923-1930). Члены объединения, среди которых были архитекторы Николай Ладовский, Алексей Рухлядев, живописец и скульптор Александр Родченко, стремились к созданию художественно-выразительной архитектурной формы в синтезе с пластическими искусствами на основе новейших строительных материалов и конструкций.

В феврале 1924 года Мельников выиграл конкурс на право создания саркофага для временного мавзолея Владимира Ленина. Саркофаг был решен архитектором в виде большой стеклянной призмы без применения металла в местах стыка плоскостей. Несколько видоизмененный саркофаг был установлен в деревянном Мавзолее, затем перенесен в каменный, где находился до 1941 года.

В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка декоративного искусства и промышленности. Советский павильон, построенный из дерева по проекту Мельникова, явился настоящей сенсацией и был отмечен Гран-при выставки. Это был первый выход советской архитектуры на международную арену.

Мельников сам наблюдал в Париже за осуществлением своего проекта. И тогда же к нему как к уже признанному мастеру мировой архитектуры обратились с просьбой создать проект размещения в Париже стоянок для все увеличивающегося автотранспорта и заказали проект гаража. Мельников предложил разместить в плотно застроенной центральной части Парижа стоянки автомашин над перекинутыми через Сену мостами — это был один из первых в мировой архитектуре проект вертикального зонирования городского пространства. Второй проект гаража для Парижа Мельников сделал в виде почти кубического многоэтажного здания со сложной системой внутренних пандусов.

По возвращении в Москву, в 1926 году архитектор построил гараж для автобусов, используя предложенную им «прямоточную систему» (расстановка машин пилообразными рядами). Затем в Москве он спроектировал еще четыре гаража для грузовых и легковых автомашин, самый известный среди которых — Бахметьевский гараж.

В 1927-1929 годах Мельников создал семь проектов рабочих клубов, совершенно различных по объемно-пространственной композиции и художественному образу. Шесть из этих проектов были осуществлены — один в Дулеве и пять в Москве: имени Русакова, «Каучук», имени Фрунзе, «Буревестник» и «Свобода».

В эти же годы он построил в Кривоарбатском переулке одноквартирный дом для своей семьи, который одновременно служил ему и мастерской. Стены здания были выложены особой узорчатой кладкой, в результате чего образовались более 100 шестиугольных проемов, часть которых впоследствии была заложена, а часть превращена в окна и ниши.

В 1933 году выставка Мельникова прошла в итальянском Милане в рамках Триеннале декоративного искусства и архитектуры. В экспозиции участвовали лишь 11 признанных во всем мире мастеров, и среди приглашенных Константин Мельников был единственным русским. Но в Италию, на собственную выставку, Мельникова не пустили.

В 1933-1938 годах он возглавлял седьмую архитектурно-проектную мастерскую Моссовета. Среди ее проектов — застройка Котельнической и Гончарной набережных, гаражи для «Интуриста» и Госплана (оба осуществлены), Дворец труда и культуры в Ташкенте, павильон СССР на Всемирной выставке в Париже.

Однако творческий метод Мельникова стал жертвой неприятия со стороны коллег и критиков. В течение нескольких последующих лет он не получал заказов на архитектурные проекты и не имел возможности преподавать.

После 1945 года Мельников почти не участвовал в практической архитектурной жизни.

В 1962 года по собственной инициативе он принимал участие в закрытом конкурсе на проект павильона СССР для Всемирной выставки в Нью-Йорке, создав конструкцию как бы парящего над землей павильона, «взлетающего» с просторного постамента.

В 1967 году архитектор участвовал в открытом конкурсе на проект детского двухзального кинотеатра на Арбате, но получил лишь поощрительную премию.

Много времени архитектор уделял преподавательской деятельности. В 1921-1925 годах он преподавал в московских Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), в 1927-1929 годах — в Высшем государственном художественно-техническом институте, созданном на базе ВХУТЕМАСа. В 1934-1937 годах вел преподавательскую деятельность в Московском архитектурном институте. С 1951 года был профессором Московского инженерно-строительного института (ныне Московский государственный строительный университет), с 1960 года преподавал во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте.

28 ноября 1974 года Константин Мельников скончался на 85-году жизни, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1967 году ему была присвоена ученая степень доктора архитектуры без защиты диссертации. В 1972 году присвоено звание заслуженный архитектор России.

В 1987 году дом Мельникова на Арбате вошел в список памятников архитектуры местного значения и был взят под охрану государства.

В марте 2014 года Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова получил статус объекта культурного наследия федерального значения.

Константин Мельников с 1912 года был женат на Анне Яблоковой. В 1913 году у них родилась дочь Людмила, а в 1914 году — сын Виктор.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала