Реально ли, в сложившейся ситуации в судебном порядке получить право собственности на землю по приобретательской давности? И имеются ли в судебной практике РФ прецеденты?
В данном случае признать в судебном порядке право собственности на земельный участок не удастся ввиду того, что имеется собственник участка и он известен. В совместном Постановлении Пленумом Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в качестве одного из критериев, позволяющих установить факт давностного владения, является "добросовестность владельца". Под этим понимается, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. В данном случае документы о предоставлении земельного участка отсутствуют, его правообладателем является муниципалитет и предпринимателю это хорошо известно, следовательно, говорить о добросовестности не приходится. По сути, здесь имеет место самовольный захват участка. По данному пути идет и судебная практика.
Признания права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности имеет свою специфику и является довольно затруднительным. В настоящее время суды как правило придерживаются следующей позиции: так как Земельный кодекс РФ не предусматривает в качестве оснований приобретения права собственности на земельные участки, находящихся в государственной/муниципальной собственности, приобретательную давность, то в отношении таких участков фактические обстоятельства, свидетельствующие о приобретательной давности в отношении земельных участков, не могут являться основанием для признания права собственности на земельный участок. То есть говорить о приобретальной давности можно только в отношении участков, находящихся в частной собственности.
Прецеденты признания права собственности на земельные участки встречаются, но в основном, это решения судов общей юрисдикции (в данном случае участок использовался для предпринимательской деятельности) и касаются членов тех садоводческих, огороднических товариществ, которым ранее участок все-таки предоставлялся на законных основаниях.