МОСКВА, 5 июня — РИА Новости, Марина Заблудовская. Вопросы недвижимости не терпят эмоций, однако пресловутый человеческий фактор никто не отменял, и так или иначе он дает о себе знать. Риелторы поделились с сайтом "РИА Недвижимость" историями о том, как можно отказаться от своей квартиры назло соседям, и почему мечты о частном доме приводят на болото.
Дело принципа
Недвижимость считается одним из самых ценных активов, однако когда эмоции берут верх, даже его могут бросить в топку страстей. Так, риелтор из Воронежа Зинаида Колосова вспоминает случай, когда из-за принципиального нежелания бывших супругов оформлять недвижимость после развода образовался целый клубок проблем с жильем, причем не только у них.
"Моя сестра развелась с мужем со страшным скандалом, однако он продолжал жить в ее квартире, потому что другой площади у него не было. Поскольку квартира была оформлена на нее и на дочь, то обиженная дама считала, что ничего не должна мужу и вообще "если ему надо, то пусть идет в суд сам и делит имущество". Муж тоже не предпринимал никаких действий, предпочитая хранить обреченное молчание. При этом совместная жизнь с каждым днем превращалась в ад", — рассказывает риелтор.
Самое странное, на взгляд Колосовой, что сестра не хотела принимать ее профессиональную риелторскую помощь, потому что "ты ничего не понимаешь, и сердца у тебя нет". "Хотя я сразу предлагала оказать содействие в разделе имущества и все мирно и оперативно решить. Тем более что недвижимости у сестры достаточно, чтобы и после раздела имущества все остались при жилье. Но каждый раз на меня обрушивалась лавина эмоций, стенаний и слез, из-за чего все беседы становились бесполезными", — сетует она.
В итоге сестра Зинаиды тайком обратилась к матери, у которой были кое-какие сбережения, с просьбой потратить их на покупку комнаты в малосемейке, чтобы отселить туда бывшего супруга.
Сердобольная мать уступила дочери и купила малосемейку, правда на свое имя. Супруг переехал, и на какое-то время ситуация вроде бы разрешилась. Однако спустя полгода мужчина стал названивать тёще и требовать купить ему другое жилье, так как сейчас его не устраивает пьющая и буйная соседка по малосемейке.
"Бедная мама не знала, куда деваться. С одной стороны — дочь, которая то и дело заламывает руки и угрожает, что умрет, если супруг снова вернется в ее дом. А с другой стороны — бывший зять и его жалобы. Однажды он позвонил и сказал, что даже подобрал хороший вариант и заманил маму к риелторам, где она с перепуга подписала договор на оказание услуг по поиску квартиры. Короче, узел затягивался, а клубок проблем разрастался. Тут уже не выдержала я и насильно вмешалась в процесс, чуть ли не волоком привела сестру и мать к юристам на консультацию, а после усадила всех за стол переговоров", — негодует Колосова.
Как ни странно, но когда все удосужились успокоиться, то бывшие супруги буквально за полчаса составили мировое соглашение по разделу имущества, которое абсолютно всех устроило. А маме Зинаида помогла продать многострадальную малосемейку, хотя это было очень непросто из-за неблагополучной соседки.
Развод с доплатой
От любви до ненависти, как известно, один шаг. Печально то, что за-за этого шага можно буквально остаться без крыши над головой, если попросту пойти на поводу у эмоций. Руководитель департамента городской недвижимости компании "НДВ-недвижимость" Светлана Бирина вспоминает показательный случай с разменом жилья.
"Молодая пара получила на свадьбу собственную квартиру и стала в ней обживаться. Однако уже через несколько месяцев супруги так сильно поссорились, что решили разойтись, продать квартиру и поделить деньги", — рассказывает она.
На эмоциях люди действительно провели сделку, реализовали жилье, но потом пришли к выводу, что погорячились и снова хотят жить вместе, причем именно в той самой квартире, в которую они "вложили свою душу". В тот момент регистрация уже прошла, и невозможно было вернуть жилье. Пришлось просить покупателя продать им обратно квартиру, которая обошлась им уже на 400 тысяч дороже, так как пришлось доплатить за хлопоты и повторную сделку.
Трогательный дисконт
Примерно 20% участников рынка при принятии решений по вопросам недвижимости руководствуются в большей степени эмоциями, нежели рациональными суждениями, уверен директор департамента вторичного рынка "Инком-Недвижимость" Михаил Куликов. По его словам, для них принципиально важны ощущения: "нравится — не нравится", какие люди продают, какие покупают, то есть не "сколько заплатят за квартиру?", а "кто в ней будет жить?". Среди объявлений можно даже встретить такие формулировки: "в хорошие руки отдам дешевле". Понятно, что при таком подходе часто принимаются решения, которые трудно назвать экономически грамотными, но они приятнее на эмоциональном уровне, и люди на это поддаются, рассуждает эксперт. И иногда последствия бывают позитивными.
"Я помню историю, как пожилая женщина продавала доставшуюся ей в наследство от умершей родственницы квартиру в спальном районе. На просмотр пришла молодая пара: ребята ждали ребенка, девушка уже не работала, источников дохода, кроме зарплаты мужа, в семье не было, поэтому для покупки жилья требовался кредит. При этом материальное положение у молодых людей было более чем скромное. На просмотре разговорились, выяснили вдруг, что они с собственницей родом из одного маленького города затерянного где-то в Сибири. Чуть ли не общих знакомых нашли. Понравились друг другу так, что на все остальное женщина просто махнула рукой, мол, "Да зачем мне эти деньги? Что я с ними буду делать?.." — и продала квартиру молодой семье на треть ниже рыночной стоимости", — рассказывает Куликов.
Логике вопреки
А вот управляющий партнер агентства недвижимости Spencer Estate Вадим Ламин убежден, что выбор квартиры — это на 90% вопрос эмоций и "человеческого фактора", особенно, если решение принимает женщина. Иногда абсолютно неликвидные квартиры покупаются только в силу каких-то ностальгических воспоминаний. Так, например, одна дама из Москвы просила мужа купить квартиру в доме на Новом Арбате из-за того, что она в нем провела детство, вспоминает он случай из практики. Правда, муж пока осторожничает и сомневается.
С экспертом соглашается его коллега из Тольятти, риелтор Евгения Галинская. Она до сих пор удивляется дикому, по ее словам, поступку одной знакомой дамы, которая, насмотревшись на знакомых, живущих в частных домах, тоже захотела обзавестись участком земли под собственный дом. Правда, средств ни на покупку, ни на дальнейшее строительство у нее особо нет.
"Она взяла кредит в 200 тысяч в банке на 10 лет, чтобы расплатиться за участок. И все бы ничего, только вот эта мадам работает воспитателем в детском саду, получает 9 тысяч рублей в месяц, и для нее 200 тысяч — это космические деньги", — объясняет Галинская. Но самое ужасное, что она даже не пришла проконсультироваться насчет участка, который, мало того что на болотах расположен за тридевять земель от города, так еще к нему не подведены никакие коммуникации, и в ближайшем будущем не планируются. Но дама была в такой эйфории от мечты о собственном доме, что с легкостью купила этот земельный неликвид, сетует собеседница агентства.
"Ну предположим, что она за землю расплатится. Но ведь дальше надо дом строить. Из всего имущества у нее "однушка" в старом страшном доме и дача-развалюха, которая стоит копейки. То есть в любом случае денег от их продажи на строительство всесезонного дома не хватит. Она не замужем, детей нет, из родных — одна старушка мать. Да и самой мечтательнице уже за сорок. Кто ей будет помогать? На какие деньги она это будет строить?" — недоумевает Галинская. Остается лишь надеяться, что она одумается и продаст участок как можно скорее, если сможет, конечно, так как он действительно ужасный, замечает риелтор.
Собаки на сене
К сожалению, в большинстве случаев в процесс решения вопросов с недвижимостью вмешиваются именно негативные эмоции. Особенно ярко это проявляется в ситуациях, когда расселяется коммуналка или кто-то из владельцев продает свою комнату, либо близкие родственники реализуют наследственную квартиру, находящуюся у них в долевой собственности, объясняет Куликов. И вот здесь, по его словам, очень часто действиями людей руководит логика "назло бабушке отморожу уши".
Эксперт вспоминает один весьма неприятный случай. "Расселялась коммунальная квартира в Москве на 3-й Тверской Ямской — в свое время это было очень привлекательное предложение на рынке недвижимости: в квартире — высоченные потолки, отличный общий метраж, просторные, но — что принципиально важно — разные по площади комнаты. В этих комнатах жили три семьи, которые ненавидели друг друга настолько, что в буквальном смысле вешали на холодильники цепи с амбарными замками, на туалет — расписание посещения. О том, чтобы здороваться друг с другом при встрече, даже речи быть не могло. Ко мне на консультации и оформление документов они приходили по очереди — чтобы, не дай бог, не встретится. Я сначала думал — случайность. Потом понял — не хотят видеть друг друга", — рассказывает Куликов.
Было реальной проблемой показать квартиру целиком — собственники комнат старались не находиться дома в одно время. Но чудо случилось — покупатель был найден, а альтернативы продавцам подобраны, причем в точном соответствии с их пожеланиями: большая однокомнатная квартира в очень хорошем месте и две малогабаритные двушки тоже в неплохих районах.
Варианты полностью устраивали продавцов до тех пор, пока, по несчастью, их дети не рассказали друг другу о том, кто, куда собирается переезжать. И началось! "У вас лучше — у нас хуже!" — "У нас большая — у вас маленькая!"…
"Люди приходили ко мне и открытым текстом ставили ультиматум: мы согласимся на продажу только в том случае, если подберете соседям вариант хуже, чем у нас. В итоге сделка не состоялась. Коммуналка так и осталась висеть в базе данных — я еще года два отслеживал по ней ситуацию, а потом бросил: понял, что сценарий в этом случае один и тот же", — говорит эксперт.
Интуиция вам в помощь
Удивительно, но иногда интуиция может сыграть ключевую роль в выборе квартиры, причем положительную. Так Куликов из "Инком-Недвижимости" вспоминает забавный случай, когда человек пришел на просмотр квартиры, и все ему в ней вроде нравится, но видно, что "душа не на месте".
"Вроде и районом доволен, и ремонт прекрасный, и к цене нет вопросов. И сам на себя злится — не может понять, почему сомнения. А потом выяснилось, что в доме большой общий балкон на две квартиры, причем у соседа — три кошки, которые по этому балкону гуляют туда-сюда, как по бульвару. А у потенциального покупателя — здоровый такой ротвейлер. В общем, занавес…", — говорит собеседник агентства.