В этот день, 12 мая, в 1933 году в Москве родился русский поэт и прозаик Андрей Вознесенский. Его произведения то запрещались советской властью, то звучали со сцены лучших концертных и театральных площадок. Сам он, будучи архитектором по образованию, сравнивал себя с нью-йоркским ночным аэропортом. Сайт "РИА Недвижимость" решил прогуляться по столице и посмотреть, какие здания и сооружения в городе напоминают о "мастере слова".
В гостях у кумира
Тяга к стихосложению у Вознесенского проявилась уже в раннем возрасте. В 14 лет отправил свои сочинения почтой не кому-нибудь, а Борису Пастернаку. Мэтр не оставил без внимания творчество дерзкого юнца. Он увидел уникальную экстравагантность сравнений и метафор и решил познакомиться с молодым дарованием, пригласив его в гости.
Вознесенский не раз признавался, что тот день во многом определил его путь в литературе и жизни, поскольку Пастернак оказал на него влияние и "как поэт, и как человек". Встречам с великим поэтом он посвятил свою книгу "Мне четырнадцать лет".
С конца 60-х годов Вознесенский поселился в Переделкине. Он жил на бывшей даче писателя Константина Федина, по соседству с пастернаковским домом, где два раза в год — 10 февраля и 30 мая, в день рождения и день смерти своего кумира, — проводил литературные чтения.
Архитектура поэзии
Любовь и страсть к рифме не помешала Вознесенскому поступить в Московский архитектурный институт и в 1957 году окончить его.
Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
коровники в амурах,
райклубы в рококо!
Эти строки — отрывок из стихотворения "Пожар в Архитектурном институте"- были написаны поэтом в тот выпускной год. Слова стали прощанием с полученной им специальностью.
Хотя жители и гости Москвы все-таки могут насладиться и архитектурным почерком Вознесенского. Он стал соавтором монумента "Дружба навеки", посвященного русско-грузинской дружбе. Также над проектом трудился известный скульптор Зураб Церетели.
Памятник выполнен в виде колонны, установленной на широком плоском постаменте со свитками, на которых начертаны слова из Георгиевского трактата и цитаты, посвященные дружбе между Грузией и Россией.
Монумент установлен на Тишинской площади на Большой Грузинской улице, неподалеку от станции метро "Белорусская" в 1983 году.
По мнению ряда критиков, архитектурное образование все же оказало влияние на творчество Вознесенского. Этот акцент прослеживается и в названии первого сборника, вышедшего во Владимире, "Мозаика", московской книги — "Парабола", а также сборника под заголовком "Треугольная груша".
Вознесенский и сцена
Творчеством Андрея Вознесенского интересовались не только скромные любители поэзии, но и первые лица СССР, хотя их реакция не всегда была восторженной. "Хотите, завтра получите паспорт. Можете сегодня получить, и езжайте к чертовой бабушке!", — говорил Вознесенскому первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев 7 марта 1963 года. Но поэт, чьи сборники уже выходили многочисленными тиражами, а литературные вечера пользовались популярностью у молодежи, мог позволить себе не согласиться с могущественным генсеком.
Одним из важных событий в культурной жизни столицы стал выход в свет в 1964 году сборника "Антимиры". Стихи из него легли в основу спектакля, который поставили год спустя в театре на Таганке — Земляной Вал, 76/21. Специально для постановки Владимир Высоцкий написал музыку и спел "Песню акына" на стихи поэта.
В 80-е годы в Москве прогремела лирико-драматическая поэма "Авось". Произведение легло в основу рок-оперы "Юнона и Авось", впервые поставленной на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (Ленкома) — Малая Дмитровка, 6 — режиссером Марком Захаровым в 1981 году, а в 1983 году записанную для телевидения. Впоследствии опера была поставлена в известных театрах мира.
Песня "Я тебя никогда тебя не забуду" из рок-оперы мгновенно стала популярной. Но Вознесенский-песенник известен и такими хитами, как "Миллион алых роз", "Плачет девочка в автомате", "Верни мне музыку", "Подберу музыку", а также "Танец на барабане" и других песен.
Полвека со "сталинской сестрой"
Более полувека — с 1966 года по 2010 год — Андрей Вознесенский жил в знаменитой высотке на Котельнической набережной в центре Москвы — дом №1/15, которая известна как одна из "семи сестер" Сталина, высотных зданий, построенных в конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого столетия.
В июне 2013 года на здании торжественно была открыта мемориальная доска, посвященная поэту. На церемонии присутствовали известные литераторы, деятели культуры и жена Зоя Богуславская.
Именно таким, свободным — с шарфом вместо галстука и с экстравагантной рифмой — он запомнился современникам.