МОСКВА, 21 апреля – РИА Новости, Вера Козубова. Кризис заставил девелоперов пойти на уступки: большинство застройщиков предлагают своим покупателям скидки, которые могут составлять до 17%, рассказали РИА Новости участники рынка.
Тайный дисконт
Неблагоприятная экономическая ситуация в стране заметно изменила рынок недвижимости. Сейчас он больше ориентирован на интересы покупателя, а не продавца. Девелоперы всеми силами стараются привлечь клиентов, предлагая им ценные подарки и даже рекордный дисконт. При этом не все застройщики хотят афишировать наличие скидок, но очень многие в случае заинтересованности со стороны покупателя готовы пойти ему навстречу.
На дисконт можно рассчитывать как в массовом, так и в элитном сегменте недвижимости. "Наверное, более половины застройщиков предлагают своим покупателям скидки. Самый распространенный вариант дисконта для покупателей новостроек – 5%", — говорит гендиректор компании "Миэль-Новостройки" Софья Лебедева. Впрочем, в отдельных случаях можно претендовать и на 17-процентный дисконт, добавляет она.
По словам гендиректора компании "Метриум Групп" Марии Литинецкой, стандартный дисконт в проектах эконом- и бизнес-класса составляет в среднем 3-5%. А вот скидки, приуроченные к праздникам, как правило, варьируются от 8% до 15%. В высокобюджетном сегменте недвижимости возможны скидки и в 1 миллион рублей.
Впрочем, несмотря на то, что в первом квартале 2015 года количество более сговорчивых девелоперов увеличилось, застройщики так и не сформировали за три месяца единую ценовую политику, указывает Литинецкая. Одни девелоперы повышали цены, другие, наоборот, "заморозили" стоимость или даже снизили цены.
"Скрытый дисконт в январе-феврале мог достигать 20%, сейчас эта цифра ниже, порядка 10%, однако это не значит, что отдельные девелоперы для реализации наименее ликвидных квартир в проектах, где продажи идут очень плохо, не дают более ощутимые тайные скидки. Особенно впечатляющие они на загородном рынке", — рассказывает партнер девелоперской компании "Химки Групп" Дмитрий Котровский.
Подарки и спецпредложения
Еще один способ привлечь внимание покупателя – это подарки. Но если раньше девелоперы предлагали в подарок гаджеты последней модели, то сейчас подобными бонусами уже никого не удивишь. Застройщики в основном заманивают покупателей опциями, дающими существенную экономию средств при решении квартирного вопроса. Самые распространенные виды акций — "Паркинг в подарок при покупке квартиры" (действует в бизнес-классе), "Отделка в подарок", "Кухонный гарнитур со скидкой".
"Сегодня в отдельных проектах банки предлагают ипотечную ставку менее 12% годовых, до которых субсидирует государство. К примеру, в одном из малоэтажных жилых комплексов в Истринском районе Подмосковья ипотечная ставка снижена до 9,5%", — говорит Литинецкая.
На рынке встречаются такие акции и спецпредложения, как, например, длительное бронирование квартиры и удвоение материнского капитала. Девелоперы также могут предложить клиенту займы от застройщика без привлечения кредитных ресурсов. Причем ставки в таких программах ниже, чем годовой уровень инфляции.
Однако, как замечает директор департамента новостроек "Инком-Недвижимости" Юлиан Гутман, вряд ли стоит рассчитывать на то, что застройщики будут в массовом порядке предлагать беспроцентную рассрочку более чем на два года, более того, скорее они будут вынуждены сократить ее срок. Это обусловлено высокой стоимостью кредитов на строительство, а также тем, что для девелоперов в кризисной ситуации выгоднее иметь в активе квадратные метры, чем длительные финансовые обязательства от покупателей.
Еще одним популярным способом мотивации покупателей застройщиками можно назвать предоставление дополнительных услуг. Помимо классических – ремонтных работ, организации переезда, сертификатов на приобретение мебели, бытовой техники и оборудования для кухни, а также подарков, – существуют и "экзотические", например, предоставление места для временного хранения мебели и прочих вещей, передержка домашних животных на время переезда или ремонта, отмечают в "Инком-Недвижимости".
Скидки не для всех
Предоставление покупателям "тайных" скидок всегда было более характерным явлением для элитного класса. Спрос и предложение в высокобюджетном сегменте традиционно ограничены, соответственно, для привлечения покупателей застройщики охотно идут на обсуждение индивидуального дисконта, поясняют в "Метриум Групп". Часто фиксированные цены на квартиры в жилых комплексах не озвучиваются, а продавцы готовы рассматривать любые разумные предложения от потенциальных покупателей.
В бизнес-классе "тайный" дисконт предлагают не более половины продавцов. Как правило, большинство индивидуальных скидок предоставляются при единовременной оплате всей суммы сделки или приобретении сразу нескольких объектов в рамках одного ЖК.
В массовом сегменте недвижимости индивидуальные скидки предоставляются не так часто. Обычно это касается тех проектов, где продаются последние квартиры. В эконом- и комфорт-классе индивидуальные скидки никогда не были распространены, поскольку в отличие от высокобюджетного сегмента недвижимости, клиентов здесь гораздо больше. Соответственно, девелоперам значительно проще разработать специальные акции для всех покупателей.
Застройщики, как правило, предоставляют скидки только на ограниченный объем квартир, объясняет замгендиректора по продажам компании "НДВ-Недвижимость" Яна Сосорева. Например, акция может действовать на квартиры с определенными планировками или расположением, что объясняется особенностями спроса. Вряд ли стоит ждать, что ликвидные квартиры с видом на живописный водоем будет дешеветь. Напротив, девелопер будет стремиться продать их по максимальной цене.
По словам Котровского, скидки и акции распространяются только на те конкретные лоты, которые застройщику нужно быстрее реализовать, поскольку они менее ликвидны — это могут быть квартиры на последних этажах, с не самыми удачными планировками и не самыми лучшими видами из окна.
Покупка с риском
Предоставление хорошей скидки вовсе не значит, что застройщик хочет обмануть покупателя. Чаще всего он предлагает спецпредложение для того, чтобы быстрее избавиться от товара, у которого, по его мнению, велики шансы "залежаться". Но в некоторых случаях, покупая квартиру со значительным дисконтом, покупатель может столкнуться с определенными рисками.
В "Метриум Групп" советуют не торопиться, если застройщик предлагает при покупке существенно больший дисконт, свыше 15% на квартиру. Прежде чем принимать решение, нужно как следует изучить проект. Вполне возможно, что на него нет хорошего спроса, а также имеются проблемы с финансированием. Не исключено, что с помощью акций девелопер пытается привлечь новые денежные средства для строительства. В таких случаях серьезно возрастает риск заморозки объектов, соответственно, вкладываться в такое жилье не стоит.
К большой скидке также приводят непривлекательные схемы продаж, например, договор жилищно-строительного кооператива (ЖСК), предупреждают в компании "Миэль-Новостройки". Если при заключении договора долевого участия в строительстве (ДДУ) покупатель защищен законом, то при заключении договора ЖСК, он все равно в некоторой степени рискует. Согласно договору ДДУ застройщик платит все налоги, а вот договор ЖСК позволяет этих выплат избежать, а, следовательно, сделать квартиру дешевле для конечного потребителя. Но покупателю нужно для себя решить, готов ли он рисковать ради скидки в таком случае.