Ровно 130 лет назад, 24 марта 1885 года, в Санкт-Петербурге родился выдающийся советский архитектор Владимир Гельфрейх.
Архитектура города обязана зодчему рядом интересных проектов. Так, посетителей Смольного встречают пропилеи, спроектированные Гельфрейхом совместно с Владимиром Щуко. Внешне они представляют собой два 5-колонных портика-павильона, которые стоят по обе стороны центральной аллеи партерного сада. Они построены в 1923-1924 годы в стиле неоклассицизма и сегодня являются важной частью как архитектурного ансамбля Смольного дворца, так и города в целом.
Сайт "РИА Недвижимость" решил прогуляться по Москве и посмотреть, на каких улицах в столице можно встретить работы Гельфрейха.
На фото пропилеи на въезде в Смольный
Наследник Каменного
Серп, молот и обелиск в память Октябрьской революции на фоне звезды – символы герба советской столицы, которые присутствуют на парапетах Большого Каменного моста, украшающего центр города с 1938 года.
Гельфрейх работал над проектом не один, а в компании с не менее талантливыми архитекторами Владимиром Щуко и Михаилом Минкусом.
Сейчас сооружение вовсе не каменное, как можно подумать по названию. Дело в том, что до 1859 года на этом месте почти два века простоял каменный мост, который сначала заменили на трехпролетный металлический, а уже в 30-е годы прошлого века – на стальной арочный мост длиной 187 метров и шириной 40 метров.
Сейчас Большой Каменный мост через Москву-реку служит как пешеходной, так и автомобильной "артерией" города.
"Дом иностранных дел"
Еще один знаковый проект в карьере архитектора Гельфрейха — здание министерства иностранных дел России на Смоленской-Сенной площади, которое представляет собой высотку, известную как одна из "Сестер Сталина".
Над ним архитектор работал с Минкусом. Стройка длилась с 1948 по 1953 год. Хотя на нем можно различить надпись "1951" – год, когда большая часть стройки уже завершена.
Здание министерства иностранных дел сейчас представляет культурную и историческую ценность. Его фасад облицован керамическими блоками, цокольный этаж отделан красным гранитом. Верхнюю часть высотки украшает герб СССР, находящийся на высоте около 114 метров, лепнина, выполненная скульптором Георгием Мотовиловым, а также металлические решетки и обелиски, которые располагаются справа и слева от порталов.
Читальня от петербуржца
Гельфрейх участвовал и в проектировании Российской государственной библиотеки, которую современные студенты называют "Ленинкой". Это была командная работа с архитектором Владимиром Щуко. Надо сказать, что их профессиональный союз вполне естественен, поскольку они были единомышленниками в архитектуре.
Сам конкурс на здание библиотеки имени В.И. Ленина был объявлен в 1928 году. Проект архитекторов хоть и подвергся критики со стороны нескольких зодчих первых десятилетий прошлого столетия, но все-таки был признан лучшим. Стройка развернулась на территории, находившейся по соседству с домом Пашкова, и продлилась до 1941 года. Читальные залы здесь открывались вплоть до 1958 года.
Сегодня Российская государственная библиотека является крупнейшей в России и Европе, и второй по величине фондов.
Мастер подземки
Владимир Гельфрейх участвовал в сооружении третьей очереди московского метрополитена. Так в соавторстве с Игорем Рожиным спроектировал наземный вестибюль станции метро "Новокузнецкая", которая была открыта в начале 40-х годов. Это был настоящий шедевр, сравнивая с аналогичными постройками того времени. Сооружение было построено в виде массивной ротонды с мощным упрощенным куполом и колоннадой по всему периметру.
Другой подземной работой Гельфрейха стало проектирование с Рожиным в 1938 году и станции "Электрозаводская". Кроме того, архитектор в компании с Минкусом и Мотовиловым создал проект перронного зала станции "Ботанический сад", ныне "Проспект Мира".