МОСКВА, 24 марта - РИА Новости. Конституционный суд РФ (КС) во вторник предписал федеральному законодателю устранить неопределенность в вопросе лишения права проживания в заложенных домах и квартирах, на которые было наложено взыскание, говорится в материалах суда.
КС рассматривал жалобу на норму закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которую иногда трактуют в пользу членов семьи бывшего собственника проданной квартиры и позволяют сохранять за ними право пользования этим жилым помещением.
КС указал, что оспариваемая норма не определяет права членов семьи прежнего собственника жилья, который заложил его и не выполнил свои обязательства по возврату долга. Соответственно, отсутствует и механизм защиты этих прав при обращении взыскания на такое жилое помещение, в частности, в доме жилищно-строительного кооператива (ЖСК), и переходе его к новому владельцу.
"Применение же с этой целью оспариваемой нормы приводит к нарушению прав нового собственника, который не знал о том, что приобретает жилье с обременением", - отметил КС.
КС подчеркнул, что сохранение обременений, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, должно стать "юридически невозможным".
"Вопрос о наличии или отсутствии соответствующих прав членов семьи прежнего собственника также должен быть четко определен законодателем", - говорится в решении.
Таким образом, КС обязал законодателя создать правовой механизм, обеспечивающий баланс прав и законных интересов всех участников рынка недвижимости, их эффективную реализацию и защиту.
История вопроса
КС рассматривал жалобу жителя Санкт-Петербурга Адама Богатырева, который приобрел на публичных торгах трехкомнатную квартиру, расположенную в доме ЖСК и оформил ее в собственность. Позже выяснилось, что в квартире зарегистрированы и постоянно проживают ее бывшие собственники с семьей, которые не исполнили договор займа, обеспеченного залогом жилья, вследствие чего квартира и была выставлена на торги.
Заявителю удалось выселить супругов-должников, однако их дочь с двумя несовершеннолетними детьми, по решениям судов, сохранила право проживания в квартире, поскольку она еще в 1993 году была включена в ордер на предоставление этой квартиры.