Архитектурная панорама Москвы в советские годы напрямую зависела как от идеологических и политических курсов Коммунистической партии (КПСС), так и от эстетических вкусов ее "вождей". Так, одним из самых узнаваемых во всем мире стилей, который смело можно назвать архитектурной визитной карточкой российской столицы, конечно, является сталинский ампир. С именем же Никиты Сергеевича Хрущева, который был избран первым секретарем ЦК КПСС 13 сентября 1953 года, большинство россиян связывает самый знаковый продукт индустриального домостроения – панельные "хрущевки".
О том, какой ценой давалось "счастье" массовой застройки, а также какие бури бушевали на архитектурном поле столицы в хрущевские времена, и решил вспомнить сайт "РИА Недвижимость".
Нет архитектурным излишествам
Хрущевская архитектурная эпоха началась с тотальной борьбы с прежними эстетическими принципами. Сталинский неоклассицизм с его помпезностью, монументальностью и величием стремительно уходил в прошлое, поруганный и раскритикованный. На авансцену строительной отрасли выходил практицизм, дешевизна и массовость, не подразумевающие какой-либо стилевой концепции и уж тем более архитектурных красот.
Некоторые зодчие, получившие при Сталине за свои шикарные здания высшие государственные премии, были их лишены. Причиной такой немилости со стороны новой власти было постановление ЦК КПСС 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". На смену расформированной Академии архитектуры пришел Госстрой, а над разработкой проектов здания трудились не архитекторы, а инженеры.
Многие проекты, разработанные и начатые еще при Сталине, в срочном порядке переделывались согласно новым принципам. Так, на уровне фундамента был "похоронен" проект Дворца Советов, который должен был стать апофеозом высотного сталинского строительства. На "останках" колосса позже была построена гостиница "Россия".
Ну и конечно, настоящий крах в архитектуре в хрущевское время постиг область сохранения культурного наследия. Генсек, отчаянно боровшийся с религией и различными пережитками прошлого, не стеснялся уничтожать, сносить монастыри, и другие памятники архитектуры.
Архитектура имени вождя: 10 самых ярких зданий сталинского ампира в Москве >>>
Индустриальный рывок
Разумеется, первое, что приходит на ум при упоминании имени Никиты Хрущева – это те самые пресловутые "хрущевки". Впрочем, пресловутыми они стали сейчас, а в те годы панельные пятиэтажки с отдельными квартирами были настоящем счастьем для советских граждан, расселяемых из бараков и жутких коммунальных квартир. В сознании людей это было прорывом, сравнимым с полетом Юрия Гагарина в космос.
Кстати, "тренд" по индустриализации жилья главенствовал во многих странах мира после Второй мировой войны. Но в зарубежных странах к проектированию такого массового жилья привлекались профессиональные архитекторы, делавшие даже панельные здания интересными. А вот Хрущев в начале своей карьеры генсека рассматривал любые эстетические проработки проектов как вредительство. Дешево и быстро – вот главные принципы, которыми руководствовались в СССР при возведении массового жилья.
"Панельная" фотохроника о самом массовом жилье в России >>>
Разумеется, сейчас "хрущевки" стали символом самого убогого и ветхого городского жилья. Но, справедливости ради нужно вспомнить, что и задумывались они как временное жилье. Хрущев был убежден, что коммунизм будет построен за какие-то двадцать лет, поэтому и дома рассчитывались приблизительно на такой срок. К слову, многие из них прослужили верой и правдой не одно десятилетие "сверх нормы".
Хрущевские призраки: снос пятиэтажек в Москве повысит цены на аренду жилья >>>
Назад к авангарду
Впрочем, в строительной копилке хрущевского времени остались не только легендарные пятиэтажные панельки. В Москве имеются знаковые постройки, появившиеся при Хрущеве и ассоциирующиеся с ним.
Говорить о наличии каких-либо эстетических вкусов у Никиты Сергеевича не приходилось. Однако даже развал архитектурной школы в стране не мог остановить творческий полет мысли талантливых зодчих. Разумеется, они работали в полном отказе от сталинской архитектуры, но именно в этот период исторический виток в архитектуре вернул их к конструктивизму и мировому авангарду. Так постройкой нового типа стал Дворец пионеров на Ленинских горах, возведенный в 1959-1963 годах.
В архитектуре комплекса Дворца пионеров сочетаются разнообразные элементы монументальной живописи и скульптуры: мозаичные панно и рельефы на фасадах, росписи в интерьерах. Над всем этим главенствует принцип лапидарности с присущей ему знаковостью.
Следом за Дворцом пионеров в 1961 году появилось еще одно характерное для хрущевской эпохи здание – Кремлевский дворец съездов. Обилие стекла в его конструкции создавало иллюзию отсутствия стен. Здание словно парило над землей. Свобода и полет – именно эти принципы лежали в основе раннего модернизма.
Кубинский Новый Арбат
Однако апофеозом эстетического просвещения Никиты Сергеевича стал Новый Арбат (бывший проспект Калинина) в Москве. В многочисленных зарубежных поездках Хрущев "подсматривал", какой бывает архитектура. Постепенно какие-то проекты и тенденции находили отклик в душе генсека. Самое сильное впечатление на него произвела Куба, а особенно набережная Гаваны, застроенная небоскребами-гостиницами.
В голове вождя родился грандиозный архитектурный проект по превращению Нового Арбата в своеобразную набережную, которая должна напомнить о том, что Москва является "портом пяти морей" – Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, как считалось в советское время. Поэтому на фотографиях того периода Арбат часто снимали со стороны воды.
Для москвичей тех лет Новый Арбат стал собственной Америкой. Он был модный, современный и непривычно шикарный. Впрочем, время сыграло с ним злую шутку, как и с другими хрущевскими проектами, раскритикованными при Брежневе. А на Новый Арбат было повешено клеймо "вставной челюсти" Москвы.
Архитектура "застоя": 9 самых известных строений Москвы брежневских времен >>>